Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форма титульного листа НКР (диссертации)
Автономная некоммерческая организация
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский гуманитарный университет»
Кафедра педагогики и психологии высшей школы
(указать свою выпускающую кафедру)
ИВАНОВА
Екатерина Геннадьевна
Организация основы и предупреждения правонарушения несовершеннолетних в системе ОВД
Направление подготовки | 44.06.01 Образование и педагогические науки (указать своё направление) |
Направленность (профиль) подготовки | Общая педагогика, история педагогики и образования (указать свой профиль) |
НАУЧНО - КАНДИДАТСКАЯ РАБОТА
(ДИССЕРТАЦИЯ)
| Научный руководитель: |
| доктор педагогических наук, |
| профессор Романюк Л.В. |
Москва 20__
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ОВД 8
1.1 Понятие правонарушения 8
1.2 Основы понятия правонарушения несовершеннолетних 10
1.3 История развития отечественного уголовного законодательства о наказании несовершеннолетних 12
1.4 История становления и развития административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 22
1.5 Современное состояние законодательства о ответственности и наказании несовершеннолетних 39
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 53
2.1 Основания и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности 53
2.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания 59
2.3 Правовые основы административной деятельности полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних 68
2.4 Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости 89
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 94
3.1 Правовое обеспечении деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 94
3.2 Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 97
3.3 Взаимодействие ОВД с другими субъектами системы предупреждения правонарушение несовершеннолетних 101
3.4 Анализ работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних 112
3.5 Диагностика проблем несовершеннолетних 125
3.6 Разработка мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151
Приложение 1 163
Приложение 2 167
Приложение 3 169
Приложение 4 179
ВВЕДЕНИЕ
Преступность несовершеннолетних – это преступление, совершенное несовершеннолетними, нарушающее закон и представляющее опасность для общества, является одной из проблем, которым общество и государство уделяют особое внимание. Наркомания и тяжкие преступления широко распространены, злоупотребление наркотиками, проституция и бездомность – обычное дело в этой стране. На протяжении 30 лет темпы роста преступности несовершеннолетних опережали взрослую, в среднем в 2,5 раза.
Актуальность данной работы заключается в том, что на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Данное положение в полной мере применимо к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними.
Правовое обеспечение профилактики несовершеннолетних очень важно, поскольку правовые акты во многом определяют основное направление профилактики, формы и методы её осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и определяют обязанности.
Противоправное поведение несовершеннолетних претерпело качественные изменения, став более дерзкими и изощрёнными. Правоохранительные органы все чаще сталкиваются с фактом причастности молодых людей к организованной преступности. Известны случаи создания банд несовершеннолетних, специализирующихся на тяжких преступлениях и успешно конкурирующих с бандами взрослых.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается также в научном анализе правового поведения и выявлении основных факторов развития и содержания системы уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних, с целью содействия научному развитию уголовного права исследования на современном этапе, а выводы и рекомендации, сделанные в результате исследования, могут быть использованы для право применения и дальнейшего совершенствования законодательства.
Целью данной работы является рассмотрение конкретных обстоятельств уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, изучение правоприменительной практики, выявление проблем и предложение путей их решения.
Указанные цели предопределяют задачи, которыми являются:
1. Размышления о развитии и динамике законодательства об уголовной ответственности и наказаниях несовершеннолетних на основе отечественного права;
2. Выявить и определить современную ситуацию с преступностью несовершеннолетних, выявить проблемы в российском обществе и способствовать совершенствованию положений законодательства в сфере уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
3. Рассмотреть особенности декриминализации и наказания несовершеннолетних (учитывая общие и специальные положения);
4. Исследование и анализ острых вопросов применения наказаний к несовершеннолетним, анализ применения принудительных мер воздействия на воспитание;
5. Обзор уголовно-исполнительной системы, определение правовой природы видов взысканий, пробации и воздействия принудительных мер воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетним, и проверка их эффективности.
6. Выявить общее состояние наиболее важных вопросов в данной сфере, поставить вопросы и предложить положения по совершенствованию конкретного законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних.
Объектом исследования здесь будет ряд определённых социальных отношений, возникающих и формирующихся в процессе привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и наказанию.
Предметом исследования станет действующее уголовное законодательство России, которое рассматривается как система уголовно-правовых норм, регулирующих вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и наказания, пробации, освобождения от ответственности и наказания, а также показатели их назначение, статистика и анализ особенностей сложившейся судебной практики.
Методологическую основу составляет сочетание общенаучного анализа и синтетических методов, диалектики. В ходе данного исследования использовались следующие методы: специально-правовые познавательные методы, историческое право, сравнительное правоведение, системно-структурное правоведение, объективное правоведение и буквальное толкование права, а также частнонаучные (логико-правовые, статистические, социологические) методы. В социологическом методе используются метод опроса, метод вопросов, метод интервью, метод анализа документов и метод статистических данных. С помощью сравнительного метода мы можем выявить множественность различных наказаний и до известной степени принудительный характер воспитательного воздействия. Методом логико-права анализируются особенности,
статусный состав и нормы уголовного права, регулирующие указанную систему.
Теоретической основой работы является научная деятельность исследователей в области уголовного права (процесса), криминологии, юридической психологии, педагогики и статистики. При написании нашего документа мы опирались на Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними правонарушителями.
Эмпирической базой нашего исследования являются Конвенция о правах ребёнка, Пекинские правила, Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство советской и российской эпохи, Федеральная Конституция, федеральные законы, постановления пленумов Вооружённые Силы Российской Федерации, ОВД России о состоянии преступности несовершеннолетних, статистика арбитражного поведения, данные анализа. Мы также изучаем общую теорию и специальную литературу по теме.
Научная новизна данной работы заключается в детальном изучении и всестороннем рассмотрении теоретических и практических вопросов, размышлений над вопросами уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних по «прежним» и «новым» уголовным законам, их освобождения от этих вопросов. Ответственности с учётом общей судебной практики, в которой применяются данные положения.
Данная исследовательская работа включает введение, три главы, пятнадцати параграфов, заключение, а также библиографию и список литературы и 4 приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ОСНОВЫ В СИСТЕМЕ ОВД
1.1 Понятие правонарушения
Правонарушением, является противоправное деяние, противоправное общественно опасное деяние, нарушающее требования правовых норм, совершенное одним или несколькими дееспособными лицами. Это требует юридической ответственности.
Согласно правовому принципу «Nullumcrimen, nulla poena sine praevia lege poenali» («Без преступления, без закона нет наказания»), преступление должно не только предписываться законом (обычаем, религиозным предписанием либо законом), но и подлежать к такой правовой норме, включая санкционные ограничения. Противоправность преступления проявляется в нарушении установленного запрета или неисполнении обязанности совершить определённые действия.
Признаки правонарушения:
-
Преступления совершаются людьми, а не животными или силами природы. Однако не каждый может стать объектом преступления, это связано с вменяемостью и достижением определённого возраста; -
Преступление – это правомерное действие лица, проявляющееся в действии или бездействии; -
Нарушения нарушали законность и были совершены в нарушение законности; -
Преступлениями признаются только преступные деяния субъектов права;1 -
Преступления являются общественно опасными, то есть причиняют вред или опасность причинения вреда лицам, имуществу, государству или обществу в целом.
Все преступления обычно делятся на две категории: проступки и преступления.
Проступки - могут быть дисциплинарными, процессуальными, международными, административными и гражданско-правовыми (деликты).
По пониманию преступления обычно (в РФ - исключительно) - уголовное правонарушение, то есть нарушение Уголовного кодекса. Они могут различаться по степени тяжести.
В зависимости от вида преступления дифференцируется соответствующая ответственность - уголовная, административная, гражданско-правовая.
Юридическая структура.
В составе преступления обычно выделяют четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает наличие состава преступления.
Объектом является объект, охраняемый законом, объект, на который направлено преступление, и объект, которому причинён вред. То есть порядок общественных отношений устанавливается, а общественные интересы охраняются законом. Конкретные социальные интересы, на которые направлены преступления, называются субъектами преступления.
Объективный аспект — это само поведение и причинно-следственная связь между поведением и вызываемыми им вредными последствиями. Преступлением может быть действие или бездействие человека. Оно должно быть незаконным, то есть должно нарушать нормы, содержащиеся в правовом акте.2 Оно должно быть общественно опасным, то есть нести вред или создавать угрозу причинения вреда. Закон может разрешить кому-либо быть оправданным или смягчённым, если опасность, устранённая преступлением, перевешивает опасность самого преступления (например, в чрезвычайной ситуации, необходимой обороне, разумном риске).
Субъективный аспект – это психическое состояние преступника. Оно должно подразумевать вину, т.е. возможность добровольного выбора субъектом различных противоправных действий. В противном случае законом может быть предусмотрено освобождение или смягчение ответственности (например, в случаях невменяемости, аффекта).