Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды и формы детской деятельности в дошкольном возрасте
№ п/п | Деятельность | Виды | Формы работы |
1 | Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной позиции) | Виды игровой деятельности:
|
|
Реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности. | |||
2 | Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата | Формы общения ребенка со взрослым:
(3-4 года);
Формы общения ребенка со сверстниками:
Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения Виды устной речи:
|
|
Выделенные особенности коммуникативной деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Любой вид детской деятельности может иметь коллективный характер, в том числе протекать как сотрудничество ребенка с другими детьми или взрослыми. Например, двигательная деятельность – подвижная игра в подгруппе детей; познавательно-исследовательская деятельность – проведение исследования в паре; продуктивная деятельность – изготовление коллективной поделки и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции коммуникативной деятельности с любым другим видом детской деятельности. | |||
3 | Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира | Виды познавательно-исследовательской деятельности:
Классификация моделирования по специфике действий включает:
|
|
4 | Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций | Виды двигательной деятельности:
|
подвижности;
|
5 | Самообслуживание и элементарный бытовой труд – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать |
|
|
6 | Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт | Виды изобразительной деятельности:
|
изготовлению продуктов детского творчества;
|
7 | Конструирование из различных материалов – форма активности ребёнка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь | – конструирование из строительных материалов; – конструирование из коробок, катушек и других материалов; – конструирование из природного материала;
|
|
8 | Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора); сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.) | Виды музыкальной деятельности:
|
|
9 | Восприятие художественной литературы и фольклора - это форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях |
|
|
В рамках реализации Программы педагогические работники применяют формы организации образовательной деятельности – индивидуальную, подгрупповую, фронтальную в соответствие с медицинскими показаниями.
При реализации Программы педагогические работники используют разнообразные методы и приемы работы с детьми. Выбор и сочетание методов и приемов зависит от содержания образовательных задач, видов деятельности и возрастных особенностей детей. В раннем возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения.
Методы и приемы реализации Программы
Направления развития | Наглядный | Словесный | Практический | Игровой |
Социально – коммуникативное развитие | -рассматривание; -наблюдение; - пример | -этическая беседа; -чтение художественной литературы; -поощрение | -упражнение; -пример взрослого и детей | -дидактическая игра; -создание игровой ситуации |
Познавательное развитие | -рассматривание иллюстраций, картин; -просмотр видеофильмов; -наблюдение | -беседа; -чтение художественной литературы | -показ действий; -пример взрослого и детей; -разыгрывание ситуаций; -элементарные опыты, экспериментирование; -моделирование | -дидактическая игра; -загадывание и отгадывание загадок |
Речевое развитие | -наблюдение; -рассматривание игрушек, картин. Приемы: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению | -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть; -пересказ; -беседа; -рассказывание без опоры на наглядный материал. Приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос | -инсценировки; -дидактические игры, упражнения; -моделирование; -хороводные игры | -дидактическая игра; -игра – драматизация; -хороводные игры; -загадывание и отгадывание загадок. Приемы: игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, дидактические игры |
Художественно – эстетическое развитие Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность | -показ движений -рассматривание; -показ | -беседы о различных музыкальных жанрах; -словесно-слуховой (пение); -слуховой (слушание музыки). -беседа | -разучивание песен, танцев; -воспроизведение мелодий. -показ действий | -музыкально-дидактическая игра -дидактическая игра |
Физическое развитие | -наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, зрительные ориентиры); -наглядно – слуховые приемы (музыка, песни); -тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) | -объяснения, пояснения, указания; -подача команд, распоряжений, сигналов; -вопросы к детям; -образный сюжетный рассказ, беседа; -словесная инструкция | -повторение упражнений без изменения и с изменениями; -проведение упражнений в игровой форме; -проведение упражнений в соревновательной форме | -подвижная игра; -создание игровой ситуации |
При реализации Программы применяются средства, которые являются носителями информации, инструментом деятельности педагогических работников и воспитанников для достижения поставленных целей и задач:
-
печатные – методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал; -
аудиовизуальные – тематические презентации, видеофильмы, фонограммы; -
наглядные плоскостные – плакаты, карты настенные, иллюстрации; -
демонстрационные – гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели; -
учебные приборы – компас, колбы, лупы, весы, часы; -
тренажеры и спортивное оборудование – гимнастическое оборудование, спортивные снаряды.
Комплексное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников.
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала; учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
В дошкольной образовательной организации функционирует следующий алгоритм выявления и сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
1.Педагогические работники (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) выявляют детей с трудностями в освоении Программы.
2.После этого проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума и принимается решение о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания, определения специальных условий для получения образования.
3.По результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий.
4.На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии специалисты психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации разрабатывают адаптированную образовательную программу. Содержание и условия организации образовательной деятельности для детей-инвалидов определяются также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
5.После разработки адаптированной образовательной программы педагогические работники осуществляют ее реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума
по корректировке адаптированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в квартал.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
При включении обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми нарушениями опорно-двигательного аппарата строится дифференцированно.
Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
-
формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность; -
формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; -
формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); -
развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова); -
стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); -
формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук; -
развитие зрительно-моторной координации; -
развитие навыков опрятности и самообслуживания.