ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды и формы детской деятельности в дошкольном возрасте



п/п

Деятельность

Виды

Формы работы

1

Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и

характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной позиции)

Виды игровой деятельности:

    • творческие игры:

  • режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

  • сюжетно-ролевые;

  • игры-драматизации;

  • театрализованные;

  • игры со строительным материалом (напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природными материалами; с подсобными материалами и т. п.);

  • игры-фантазирования;

  • импровизационные игры-этюды

    • игры с правилами:

  • дидактические (по содержанию - математические, речевые, экологические и т. п.; по дидактическому материалу - игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки));

  • подвижные (по степени подвижности -малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям - игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам - игры с мячом, с обручем и т. п.);

  • развивающие;

  • музыкальные;

  • компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)




  • творческие игры;

  • игры с правилами;

  • игровое упражнение

Реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.

2

Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

     

Формы общения ребенка со взрослым:

    • внеситуативно-познавательная

(3-4 года);

    • внеситуативно-личностная (5-6 лет)

Формы общения ребенка со сверстниками:

    • эмоционально-практическая;

    • ситуативно-деловая (4 года);

    • внеситуативно-деловая (6-7 лет)

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

Виды устной речи:

  • монологическая речь;

  • диалогическая речь




  • беседа;

  • ситуативный разговор;

  • речевая ситуация;

  • составление и отгадывание загадок;

  • сюжетные игры;

  • игры с правилами;

  • театрализованные игры

  • заучивание пословиц, поговорок, стихотворений;

  • составление рассказов;

  • придумывание небылиц;

  • викторины и КВН

Выделенные особенности коммуникативной деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Любой вид детской деятельности может иметь коллективный характер, в том числе протекать как сотрудничество ребенка с другими детьми или взрослыми. Например, двигательная деятельность – подвижная игра в подгруппе детей; познавательно-исследовательская деятельность – проведение исследования в паре; продуктивная деятельность – изготовление коллективной поделки и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции коммуникативной деятельности с любым другим видом детской деятельности.

3

Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира


Виды познавательно-исследовательской деятельности:

  • исследование:

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.);

  • коллекционирование (классификация) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.);

  • путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае, городе);

  • путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.п.

  • моделирование:

Классификация моделирования по специфике действий включает:

  • замещение;

  • составление моделей;

  • деятельность с использованием моделей




  • наблюдение;

  • экскурсии;

  • решение проблемных ситуаций;

  • опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами;

  • коллекционирование;

  • моделирование;

  • реализация проектов;

  • путешествие по карте;

  • путешествие «по реке времени»;

  • игры с правилами;

  • викторины и КВН;

  • просмотр презентаций и видеороликов;

  • беседа;

  • мини-музей;

  • создание альбомов, панно;

  • ведение календарей;

  • дидактические игры

4

Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций



Виды двигательной деятельности:

  • гимнастика:

  • основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

  • строевые упражнения (построения, перестроения);

  • общеразвивающие упражнения;

  • танцевальные упражнения

  • спортивные упражнения:

  • летние;

  • зимние

  • игры:

  • подвижные;

  • спортивные




  • гимнастика;

  • подвижные игры;

  • подвижные игры с правилами;

  • игры малой

подвижности;

  • сюжетные игры;

  • игровые упражнения;

  • соревнования;

  • реализация проекта;

  • физминутки;

  • пальчиковые игры;

  • спортивные развлечения, праздники

5

Самообслуживание и элементарный бытовой труд – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать

  • самообслуживание;

  • хозяйственно-бытовой труд;

  • труд в природе;

  • ручной труд




  • коллективный труд;

  • дежурство;

  • поручение;

  • совместные действия



6

Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт


Виды изобразительной деятельности:

    • рисование:

  • предметное;

  • сюжетное;

  • декоративное

    • лепка:

  • предметная;

  • сюжетная;

  • декоративная

    • аппликация:

  • предметная;

  • сюжетная;

  • декоративная (узор)







  • мастерская по

изготовлению продуктов детского творчества;

  • рассматривание репродукций, иллюстраций;

  • тематические выставки;

  • реализация проектов



7

Конструирование из различных материалов – форма активности ребёнка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

– конструирование из строительных материалов;

– конструирование из коробок, катушек и других материалов;

– конструирование из природного материала;

  • конструирование из бумаги




  • мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;

  • создание коллекций;

  • игры со строительным материалом




8

Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора); сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.)


Виды музыкальной деятельности:

  • слушание музыки (музыкально-художественное восприятие);

  • исполнение музыки (исполнительство):

  • пение;

  • музыкально-ритмические движения;

  • игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование)

  • творчество (элементарное музыкальное творчество) – попытки индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в:

  • пении;

  • ритмике;

  • музыкально-игровой деятельности;

  • игре на детских музыкальных инструментах




  • слушание;

  • исполнение;

  • импровизация;

  • музыкально-дидактические игры

  • игра на музыкальных инструментах;

  • хороводные игры;

  • театрализованные игры;

  • тематические праздники




9

Восприятие художественной литературы и фольклора - это форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

  • чтение (слушание);

  • обсуждение (рассуждение);

  • рассказывание (пересказывание);

  • разучивание;

  • ситуативный разговор




  • чтение;

  • слушание;

  • обсуждение;

  • беседа;

  • разучивание;

  • рассматривание иллюстраций;

  • просмотр презентаций, мультфильмов;

  • драматизация;

  • развлечение;

  • викторины



В рамках реализации Программы педагогические работники применяют формы организации образовательной деятельности – индивидуальную, подгрупповую, фронтальную в соответствие с медицинскими показаниями.

При реализации Программы педагогические работники используют разнообразные методы и приемы работы с детьми. Выбор и сочетание методов и приемов зависит от содержания образовательных задач, видов деятельности и возрастных особенностей детей. В раннем возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения.
Методы и приемы реализации Программы

Направления развития

Наглядный

Словесный

Практический

Игровой

Социально – коммуникативное развитие

-рассматривание;

-наблюдение;

- пример

-этическая беседа;

-чтение художественной литературы;

-поощрение

-упражнение;

-пример взрослого и детей


-дидактическая игра;

-создание игровой ситуации

Познавательное развитие

-рассматривание иллюстраций, картин;

-просмотр видеофильмов;

-наблюдение

-беседа;

-чтение художественной литературы


-показ действий;

-пример взрослого и детей;

-разыгрывание ситуаций;

-элементарные опыты, экспериментирование;

-моделирование

-дидактическая игра;

-загадывание и отгадывание загадок

Речевое развитие

-наблюдение;

-рассматривание игрушек, картин.

Приемы: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

-чтение и рассказывание

художественных произведений;

-заучивание наизусть;

-пересказ;

-беседа;

-рассказывание без опоры на наглядный материал.

Приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос

-инсценировки;

-дидактические игры, упражнения;

-моделирование;

-хороводные игры

-дидактическая игра;

-игра – драматизация;

-хороводные игры;

-загадывание и отгадывание загадок.

Приемы: игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, дидактические игры

Художественно –

эстетическое

развитие

Музыкальная деятельность
Изобразительная

деятельность

-показ движений
-рассматривание;

-показ

-беседы о различных музыкальных жанрах;

-словесно-слуховой (пение);

-слуховой (слушание музыки).

-беседа

-разучивание песен, танцев;

-воспроизведение мелодий.

-показ действий

-музыкально-дидактическая игра

-дидактическая игра

Физическое

развитие

-наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, зрительные ориентиры);

-наглядно – слуховые приемы (музыка, песни);

-тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

-объяснения, пояснения, указания;

-подача команд, распоряжений, сигналов;

-вопросы к детям;

-образный сюжетный рассказ, беседа;

-словесная инструкция


-повторение упражнений без изменения и с изменениями;

-проведение упражнений в игровой форме;

-проведение упражнений в соревновательной форме

-подвижная игра;

-создание игровой ситуации




При реализации Программы применяются средства, которые являются носителями информации, инструментом деятельности педагогических работников и воспитанников для достижения поставленных целей и задач:

  • печатные – методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал;

  • аудиовизуальные – тематические презентации, видеофильмы, фонограммы;

  • наглядные плоскостные – плакаты, карты настенные, иллюстрации;

  • демонстрационные – гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели;

  • учебные приборы – компас, колбы, лупы, весы, часы;

  • тренажеры и спортивное оборудование – гимнастическое оборудование, спортивные снаряды.

Комплексное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников.


2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала; учитывает особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

В дошкольной образовательной организации функционирует следующий алгоритм выявления и сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

1.Пе­дагогические работники (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) выявляют детей с трудностями в освоении Программы.

2.После этого проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума и принимается решение о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии в целях проведения ком­плексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания, определения специальных условий для получения образова­ния.

3.По результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий.

4.На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии специалисты психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образова­тельной организации разрабатывают адаптированную образовательную программу. Содержание и условия организации образовательной деятельности для детей-инвалидов определяются также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

5.После разработки адаптированной образовательной программы педагогические работники осуществляют ее реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума
по корректировке адаптированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в квартал.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.


При включении обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми нарушениями опорно-двигательного аппарата строится дифференцированно.

Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

  • формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;

  • формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

  • формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

  • развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

  • стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

  • формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

  • развитие зрительно-моторной координации;

  • развитие навыков опрятности и самообслуживания.