Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Музыкальные занятия на этой ступени обучения проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. При необходимости в этих занятиях может принимать участие учитель-дефектолог. Элементы музыкально-ритмических занятий используются на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Основной формой организации работы с детьми в этот период становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.
Изобразительная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.
Для развития изобразительных умений и навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи, изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам; выполнение коллективных картин и др.
Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений.
Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий, содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения, в том числе использование мультимедийных средств и т. д.
Реализация содержания раздела «Музыка» направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.
Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности.
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.
Большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. п. имеет взаимодействие учителя-дефектолога, музыкального руководителя и воспитателей.
Программно-методическое обеспечение:
№п/п | Автор | Название | Издательство, год издания |
1 | Л.В. Куцакова | Конструирование и художественный труд в детском саду | Москва, ТЦ «Сфера», 2012 |
2 | Т.С. Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
3 | Т.С. Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
4 | Т.С. Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
5 | Т.С. Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
6 | И.И. Комарова, А.В. Туликов | Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании | Москва, Мозаика-Синтез 2013 |
7 | Е.В. Баранова, А.М. Савельева | От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования | Москва, Мозаика-Синтез, 2009 |
8 | Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина | Красота, радость, творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет | Педагогическое общество России, Москва, 2005 |
9 | И.А. Лыкова | Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» | М.: ТЦ «Сфера», 2007 |
10 | И.А. Лыкова | Проектирование образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2015 |
11 | И.А. Лыкова | Художественный труд в детском саду | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2010 |
12 | И.А. Лыкова | Художественный труд в детском саду. Средняя группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2011 |
13 | И.А. Лыкова | Художественный труд в детском саду. Старшая группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2011 |
14 | И.А. Лыкова | Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2011 |
15 | И.А. Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 |
16 | И.А. Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 |
17 | И.А. Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 |
18 | И.А. Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа | Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 |
19 | С.И. Мерзлякова | Учим петь детей 3-4 лет | Москва, ТЦ «Сфера» 2014 |
20 | С.И. Мерзлякова | Учим петь детей 4-5 лет | Москва, ТЦ «Сфера» 2014 |
21 | С.И. Мерзлякова | Учим петь детей 5-6 лет | Москва, ТЦ «Сфера» 2014 |
22 | С.И. Мерзлякова | Учим петь детей 6-7 лет | Москва, ТЦ «Сфера» 2014 |
Основные направления реализации образовательной области «Физическое развитие»:
-
Становления у детей ценностей здорового образа жизни. -
Развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях. -
Приобретение двигательного опыта и совершенствование двигательной активности. -
Коррекция недостатков общей и тонкой моторики. -
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, направленные на коррекцию недостатков двигательной сферы, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям заниматься разными видами двигательной активности с учетом возможностей детей и рекомендации врача.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, лечебной физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, динамические паузы, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам:1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласовывая её содержание с медицинскими работниками. Желательно, чтобы инструктор имел образование или переподготовку по направлению «Адаптивная физическая культура». Активными участниками образовательного процесса в области «Физическое развитие» должны стать родители детей, все остальные специалисты, работающие с детьми.
В работе по физическому развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются: в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности детей со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.);в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением; в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На первой ступени обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» тесно связаны с задачами и содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В логике построения «Программы» уже на первой ступени образовательная область «Физическое развитие» должна стать основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие детей.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата среднего дошкольного возраста также решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (см. описание деятельности в младшем дошкольном возрасте).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» на второй ступени обучения по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласовывая ее содержание с медицинскими работниками, с инструктором по адаптивной физической культуре. Активными участниками образовательного процесса должны стать родители, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.
Реализация содержания образовательной области предполагает решение развивающих, коррекционных и оздоровительных задач, воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре (см. задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени).
Задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» на второй ступени обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата также тесно связаны с задачами и содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В этот период реализация задач образовательной области «Физическое развитие» должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие детей с нарушением речи.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста