Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления к двигательной активности, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении. Очень важно при подборе упражнений учитывать характер двигательных патологий и опираться на рекомендации врача, которые должны включать не только показания к тем или иным видам упражнений, но и противопоказания, а также рекомендации о характере двигательных нагрузок.
В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.
В этот период продолжается развитие физических качеств детей: объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координации движений. Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т.п.
Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями ритмикой, подвижными играми.
Основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с НОДА остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик, закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.
Продолжается работа по формированию двигательной активности, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.
В этот возрастной период в занятия с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата вводятся различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности детей. Дети под руководством взрослых осваивают элементы аутотренинга.
Содержание образовательной области «Физическое развитие», направленное на становление представлений детей о ценностях здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, на третьей ступени обучения реализуется в разных формах организации работы, прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, самостоятельной деятельности детей при незначительной помощи взрослых.
Представления, умения и навыки детей на этой ступени обучения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как и на предыдущих, формируются последовательно-параллельно, расширяясь и уточняясь. Формы и методы работы, многократно повторяясь, предполагают использование различного реального и игрового оборудования, адаптированного к двигательным возможностям детей.
Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения важно вовлекать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал и т.п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни.
В этот период педагоги разнообразят условия для формирования у детей правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду. Детей стимулируют к самостоятельному выражению своих витальных потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).
В этот период является значимым расширение и уточнение представлений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут воспринимать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Содержание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», формируя у детей представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети усвоили речевые образцы того, как надо звать взрослого на помощь в обстоятельствах нездоровья.
Как и на предыдущих ступенях обучения, к работе с детьми следует привлекать семьи детей, акцентируя внимание родителей на активном стимулировании проявления желаний и потребностей детей. Решение задач экологического воспитания детей становится интегрирующей основой целостного развития детей.
Программно-методическое обеспечение:
№п/п | Автор | Название | Издательство, год издания |
1 | Л.И. Пензулаева | Физическая культура в детском саду. Младшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
2 | Л.И. Пензулаева | Физическая культура в детском саду. Средняя группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
3 | Л.И. Пензулаева | Физическая культура в детском саду. Старшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
4 | Л.И. Пензулаева | Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
5 | Л.И. Пензулаева | Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
6 | Э.Я. Степаненкова | Сборник подвижных игр | Москва, Мозаика-Синтез 2014 |
7 | Ю.В. Аристова | Будь здоров, как Максим Орлов. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы | 2014 |
8 | Т.А. Шарыгина | Беседы о здоровье | Москва, творческий центр «Сфера», 2011 |
9 | Е.И. Подольская | Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет | Волгоград, Учитель, 2014 |
10 | Е.И. Подольская | Оздоровительная гимнастика. Вторая младшая группа | Волгоград, Учитель, 2013 |
11 | Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина | Гимнастика для детей 5-7 лет | Волгоград, Учитель, 2013 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, соответствующих принципам и целям федерального государственного образовательного стандарта и выбираемых педагогическим работником с учетом возраста воспитанников, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей), задач развития для каждого возрастного периода, а также особенности речевого развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Виды и формы детской деятельности в раннем возрасте
№ п/п | Деятельность | Виды | Формы работы |
1 | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные) и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение |
|
|
2 | Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого | Виды общения ребенка со взрослым:
Виды общения ребенка со сверстниками:
|
|
3 | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) |
|
|
4 | Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок |
Сопровождение чтения (рассказывания) показом картинок, игрушек
|
|
5 | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) |
|
|
6 | Восприятие смысла музыки | Виды музыкальной деятельности:
|
|
7 | Двигательная активность | Виды двигательной деятельности:
|
|