ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации различных видов детской деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:

  • организация разнообразной по своему содержанию развивающей предметно-пространственной среды;

  • учет индивидуальных особенностей и интересов детей в содержании развивающей среды;

  • демократический стиль общения воспитателя с детьми;

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

  • участие родителей в жизни ребенка.


Формы поддержки детской инициативы:

  1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

  2. Проектная деятельность.

  3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.

  4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

  5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

  6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.


Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей и способы ее поддержки в освоении образовательной программы

2 – 3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы;

  • отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.


3-4 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.

  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.

  • Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей.

  • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

  • В ходе деятельности и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.

  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4 – 5 лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

  • Регулярно предлагать детям вопросы познавательного характера, проблемно – противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы.

  • Обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия.

  • Создавать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.

  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.


5 – 8 лет

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.

Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

  • Поддерживать инициативу по созданию новых норм и правил.

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.

  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

    1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников с задержкой психического здоровья.

Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольной образовательной организации.

Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:

  • изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообраз­ной деятельности в организации и семье;

  • познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в дошкольной образовательной организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

  • создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

  • привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях различного уровня;

  • поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.


Формы взаимодействия с семьями воспитанников



п/п

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

1

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

-беседы;

-наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком;

-анкетирование;

-сочинения;

-проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах;

-социально-демографический паспорт семьи

2

Информирование родителей

-рекламные буклеты;

-информационные стенды;

-выставки детских работ;

-личные беседы;

-телефон доверия;

-родительские собрания;

-сайт организации;

-объявления;

-фотогазеты;

-памятки

3

Консультирование родителей

-индивидуальные и групповые консультации;

-письменные консультации;

-беседы

4

Просвещение и обучение родителей

-семинары-практикумы;

-мастер-классы;

-деловые игры;

-игры-путешествия;

-мастерские;

-тренинги;

-викторины;

-дискуссии;

-круглые столы;

-беседы-диалоги;

-марафоны;

-сайт организации;

-творческие задания;

-семинары;

-педагогические лаборатории;

- родительские конференции;

- вечера вопросов и ответов;

-детско-родительские объединения;

- семейные гостиные;

-подготовка и организация музейных экспозиций

5

Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи


-родительский комитет;

-детско-родительские объединения;

-дни открытых дверей;

- праздники, развлечения;

-совместная проектная деятельность;

-выставки совместного творчества, вернисажи, фотовыставки;

-экскурсии;

-акции;

-мини-музей

Рекомендации по физическому развитию детей и организации ортопедического режима дома

Консультируя родителей в этом направлении, следует акцентировать их внимание на то, что физическое воспитание - важнейшая составляющая в системе обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При этом для детей с двигательной патологией особое значение приобретает ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. Если специальные занятия будут начаты в ранние сроки жизни ребенка, то возможна определенная компенсация и предупреждение формирования патологических двигательных стереотипов. Необходимо активное взаимодействие родителей со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК). В ходе консультации для родителей необходимо рекомендовать:


- комплекс мероприятий по стимуляции двигательного развития ребенка в домашних условиях.

- адаптация домашних условий к двигательным возможностям ребенка, (как сделать тренажеры и специальные приспособления для стимуляции развития двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка).

-контроль родителей за положением ребенка в пространстве (контролировать положение его головки, обучать разгибанию верхней части туловища).

В период от одного года до трех лет у детей с нормальным развитием формируются представления о конкретных предметах и их универсальном предназначении. У ребенка с двигательной патологией эти навыки в естественном ритме и с необходимым качеством не возникают. В силу первичности двигательных нарушений и огромного значения тонких движений пальцев рук для дальнейшего развития ребенка, следует включать в занятия и развитие мелкой моторики, функции осязания и умения узнавать предметы на ощупь. Осязательная функция имеет большое значение для развития познавательных возможностей детей. Ее недостаточность приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах. Для преодоления подобных нарушений следует учить ребенка узнавать наощупь различные по величине и по форме предметы, определять фактуру материала на ощупь (наждачная бумага, ткань, мех), различать поверхность предметов (гладкий-шероховатый, ровный–неровный, колючий–мягкий), выбирать предмет на ощупь по речевой инструкции (игра "Чудесный мешочек"), определять его температуру (горячий - холодный). Занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, следует воспроизводить тот предмет, образ которого формировался на основе тактильно-двигательного восприятия.

Одной из проблем, которыми страдают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является нарушение праксиса позы. Ребенок испытывает трудности при захвате предмета рукой. В этом случае, необходимо с помощью совместных действий, путем наложения своей руки на руку ребенка можно постепенно научить его элементарным предметным действиям (с игрушкой, карандашом, фломастером, ложкой). При этом необходимо постоянно подбадривать ребенка и внушать ему надежду на успех. На конкретных примерах показать, как нужно учить ребенка удерживать в руке предмет и как узнавать его на ощупь. Для этого нужно использовать различные по форме игрушки (шарик, кубик, яичко от киндер-сюрприза, свисток и др.), размер, которых, не должен превышать величину ладошки ребенка. Ребенка нужно учить произвольно, брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, класть на место. Его также нужно обучить ощупывать свои руки, ноги, другие части тела, игрушки.