Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации различных видов детской деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:
-
организация разнообразной по своему содержанию развивающей предметно-пространственной среды; -
учет индивидуальных особенностей и интересов детей в содержании развивающей среды; -
демократический стиль общения воспитателя с детьми; -
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -
участие родителей в жизни ребенка.
Формы поддержки детской инициативы:
-
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. -
Проектная деятельность. -
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. -
Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. -
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. -
Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей и способы ее поддержки в освоении образовательной программы
2 – 3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
-
предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы; -
отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; -
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; -
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); -
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
3-4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:
-
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка. -
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях. -
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. -
Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу. -
Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей. -
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. -
В ходе деятельности и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе. -
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. -
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. -
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. -
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
4 – 5 лет
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.
Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:
-
Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду. -
Регулярно предлагать детям вопросы познавательного характера, проблемно – противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы. -
Обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия. -
Создавать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр. -
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. -
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми. -
Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения. -
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. -
Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
5 – 8 лет
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.
Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:
-
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. -
Поддерживать инициативу по созданию новых норм и правил. -
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. -
Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу). -
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. -
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. -
Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п. -
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. -
Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
-
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников с задержкой психического здоровья.
Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольной образовательной организации.
Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:
-
изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в организации и семье; -
познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в дошкольной образовательной организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; -
создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; -
привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях различного уровня; -
поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
№ п/п | Направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
1 | Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей | -беседы; -наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком; -анкетирование; -сочинения; -проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах; -социально-демографический паспорт семьи |
2 | Информирование родителей | -рекламные буклеты; -информационные стенды; -выставки детских работ; -личные беседы; -телефон доверия; -родительские собрания; -сайт организации; -объявления; -фотогазеты; -памятки |
3 | Консультирование родителей | -индивидуальные и групповые консультации; -письменные консультации; -беседы |
4 | Просвещение и обучение родителей | -семинары-практикумы; -мастер-классы; -деловые игры; -игры-путешествия; -мастерские; -тренинги; -викторины; -дискуссии; -круглые столы; -беседы-диалоги; -марафоны; -сайт организации; -творческие задания; -семинары; -педагогические лаборатории; - родительские конференции; - вечера вопросов и ответов; -детско-родительские объединения; - семейные гостиные; -подготовка и организация музейных экспозиций |
5 | Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи | -родительский комитет; -детско-родительские объединения; -дни открытых дверей; - праздники, развлечения; -совместная проектная деятельность; -выставки совместного творчества, вернисажи, фотовыставки; -экскурсии; -акции; -мини-музей |
Рекомендации по физическому развитию детей и организации ортопедического режима дома
Консультируя родителей в этом направлении, следует акцентировать их внимание на то, что физическое воспитание - важнейшая составляющая в системе обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При этом для детей с двигательной патологией особое значение приобретает ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. Если специальные занятия будут начаты в ранние сроки жизни ребенка, то возможна определенная компенсация и предупреждение формирования патологических двигательных стереотипов. Необходимо активное взаимодействие родителей со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК). В ходе консультации для родителей необходимо рекомендовать:
- комплекс мероприятий по стимуляции двигательного развития ребенка в домашних условиях.
- адаптация домашних условий к двигательным возможностям ребенка, (как сделать тренажеры и специальные приспособления для стимуляции развития двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка).
-контроль родителей за положением ребенка в пространстве (контролировать положение его головки, обучать разгибанию верхней части туловища).
В период от одного года до трех лет у детей с нормальным развитием формируются представления о конкретных предметах и их универсальном предназначении. У ребенка с двигательной патологией эти навыки в естественном ритме и с необходимым качеством не возникают. В силу первичности двигательных нарушений и огромного значения тонких движений пальцев рук для дальнейшего развития ребенка, следует включать в занятия и развитие мелкой моторики, функции осязания и умения узнавать предметы на ощупь. Осязательная функция имеет большое значение для развития познавательных возможностей детей. Ее недостаточность приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах. Для преодоления подобных нарушений следует учить ребенка узнавать наощупь различные по величине и по форме предметы, определять фактуру материала на ощупь (наждачная бумага, ткань, мех), различать поверхность предметов (гладкий-шероховатый, ровный–неровный, колючий–мягкий), выбирать предмет на ощупь по речевой инструкции (игра "Чудесный мешочек"), определять его температуру (горячий - холодный). Занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, следует воспроизводить тот предмет, образ которого формировался на основе тактильно-двигательного восприятия.
Одной из проблем, которыми страдают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является нарушение праксиса позы. Ребенок испытывает трудности при захвате предмета рукой. В этом случае, необходимо с помощью совместных действий, путем наложения своей руки на руку ребенка можно постепенно научить его элементарным предметным действиям (с игрушкой, карандашом, фломастером, ложкой). При этом необходимо постоянно подбадривать ребенка и внушать ему надежду на успех. На конкретных примерах показать, как нужно учить ребенка удерживать в руке предмет и как узнавать его на ощупь. Для этого нужно использовать различные по форме игрушки (шарик, кубик, яичко от киндер-сюрприза, свисток и др.), размер, которых, не должен превышать величину ладошки ребенка. Ребенка нужно учить произвольно, брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, класть на место. Его также нужно обучить ощупывать свои руки, ноги, другие части тела, игрушки.