Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правильный захват предметов, способы его удержания определяют возможности развития ребенка к предметной деятельности, а в дальнейшем, и к письму. Поэтому родители должны постоянно развивать у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата правильные формы удержания предметов, игрушек и двигательных действий с ними. Специалист должен показать, как эти навыки формируются у ребенка в процессе игры.
Для развития точности движений пальцев рук следует строить различные фигуры на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур. Хорошие результаты в формировании двигательных навыков дают следующие упражнения: надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура предметов на бумаге, а также застегивание, расстёгивание, завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний.
Родители также должны быть знакомы с приемами массажа и нормализации тонуса мышц. Более подробные рекомендации по формированию у ребенка двигательных навыков родители могут получить у инструктора по ЛФК и в специальной литературе (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.).
Важно также развивать у детей согласованность движений руки и глаза, проводить специальные занятия по развитию плавных движений глазных яблок с целью формирования целостного восприятия предметов.
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. С первых дней жизни родители должны инициировать речевые вокализации ребенка. Родителям необходимо постоянно стремиться к речевому контакту с ребенком, т.е. постоянно разговаривать с ним, проговаривая все, что она делает с ребенком, или они с ребенком делают совместно. Известно, что чем раньше организована логопедическая помощь, тем большего эффекта в развитии речи ребенка можно ожидать. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и неукоснительно их соблюдать. Специалист должен объяснить родителям, что средства речи могут быть сформированы у ребенка лишь в результате длительного процесса развития и автоматизации речевых навыков, т.е. длительных тренировок и повторов заданий, которые дает логопед. Родители должны быть проинформированы и о речевом режиме дома. Они должны знать о том, что:
- речь взрослых по своему содержанию должна соответствовать возможностям понимания ребенка;
- речь взрослого должна быть медленной, внятной, достаточно громкой (но не очень) и выразительной.
Родители должны обучать ребенка реагировать на слюнотечение и справляться с этой трудностью. Они должны все время инициировать ребенка к воспроизведению речевых звуков, лепетной речи, абрисов слов, простых, пусть и с нарушениями грамматики, предложений. Родители должны постоянно формировать у ребенка мотивацию на речевой контакт.
Формирование навыков самообслуживания имеет колоссальное значение для развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первое, к чему должны стремиться родители младших дошкольников, это развитие у ребенка чувства неприязни и брезгливости к дискомфортным состояниям: длительному пребыванию мокрым в кроватке без сообщения криком об этом взрослому; неаккуратному приему пищи или пачканию одежды при слюнотечении или исправлении физиологических потребностей. Родители должны постоянно формировать у детей потребность к самостоятельному обслуживанию себя. Мотивация к осуществлению самостоятельных действий должна формироваться у детей с раннего возраста. Это чрезвычайно важный навык, который обеспечивает не только формирование санитарно-гигиенических навыков у ребенка, но и в будущем обеспечит ему достаточный уровень социальной адаптации. Ребенка нужно научить самостоятельному приему пищи, умению брать ложку, самостоятельно есть, держать кружку и пить из нее. В том случае, если двигательные возможности ребенка не позволяют удерживать столовые приборы в нужном положении, родители должны знать, что можно пользоваться специально изготовленными приборами или самим приспособить эти предметы к возможностям ребенка. Чтобы ложка, вилка или карандаш, ручка не вываливались из рук ребенка, пользуются приемом утяжеления. Надевают специальные насадки, чаще резиновые груши, утяжеленные маленькими металлическими шариками.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться (отдельные виды одежды могут быть специально для этого приспособлены) и владеть санитарно-гигиеническими навыками. Часто для облегчения трудностей, возникающих при застегивании или расстегивании одежды, пользуются застежками-липучками.
2.7. Иные характеристики содержания Программы
Образовательная деятельность строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с санитарными нормами.
План организованной образовательной деятельности групп общеразвивающей, комбинированной направленности
Виды организованной образовательной деятельности | Продолжительность образовательной деятельности | ||||
Вторая группа раннего возраста (2-3 года) | Младшие группы (3-4 года) | Средние группы (4-5 лет) | Старшие группы (5-6 лет) | Подготовительные к школе группы (6 – 8 лет) | |
Физическая культура в помещении | 20 мин(2) | 30 мин(2) | 40 мин (2) | 45 мин(2) | 60 мин (2) |
Физическая культура на прогулке | 10 мин(1) | 15 мин(1) | 20мин(1) | 25 мин(1) | 30 мин (1) |
Познавательное развитие | 10 мин(1) | 30 мин(2) | 40 мин (2) | 70 мин (3) | 120 мин (4) |
Развитие речи | 20 мин (2) | 15 мин(1) | 20мин(1) | 45 мин(2) | 60 мин (2) |
Рисование | 10 мин(1) | 15 мин(1) | 20мин(1) | 45 мин(2) | 60 мин (2) |
Лепка | 10 мин(1) | 15 мин(1) | 20мин(1) | 25 мин(1) | 30 мин (1) |
Аппликация | - | ||||
Музыка | 20 мин(2) | 30 мин(2) | 40 мин (2) | 45 мин(2) | 60 мин (2) |
| |||||
Итого в неделю | 1 час 40 мин (10) | 2 часа 30 мин (10) | 3 часа 20 мин (10) | 5 часов 00 мин (13) | 7 часов 00 мин (14) |
Итого в месяц | 6 часов 40 мин | 10 часов 00 мин | 13 часов 20мин | 20 часов 00 мин | 28 часов 00 мин |
Итого в год | 60 часов 00 мин | 90 часов 00 мин | 120 часов 00мин | 180 часов 00 мин | 252 часа 00 мин |
При организации образовательной деятельности педагогические работники обеспечивают оптимальный двигательный режим.
Модель двигательной активности детей
№ | Виды и формы двигательной деятельности | Возрастные группы, особенности организации и продолжительность двигательной деятельности | ||||
2 группа раннего возраста | младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготовительная к школе группа | ||
1 | ООД по физической культуре | 3 раза в неделю, одно из которых на прогулке | ||||
10 мин. | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | ||
2 | Утренняя гимнастика | Ежедневно | ||||
4 мин. | 5 мин. | 6 мин. | 8 мин. | 10 мин. | ||
3 | Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) | ||||
5 мин. | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | 30-40 мин. | ||
4 | Физкультминутка (в середине статической образовательной деятельности) | Ежедневно в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности | ||||
1,5-2мин. | 1,5-2мин. | 3-5мин. | 3-5мин. | 3-5 мин. | ||
5 | Гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры | Ежедневно | ||||
4 мин. | 5 мин. | 6 мин. | 8 мин. | 10 мин. | ||
6 | Спортивное развлечение | 1 раз в месяц | ||||
10 мин. | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | ||
7 | Спортивный праздник | 2 раза в год | ||||
8 | Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно. Характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
В дошкольной образовательной организации созданы материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные Программой цели, а также выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и электробезопасности, охраны здоровья воспитанников и охраны труда работников.
Дошкольная образовательная организация расположена в двух корпусах, в которых имеются следующие помещения:
№ п/п | Помещения | Корпус №1 | Корпус №2 |
1 | кабинет заведующего | + | + |
2 | кабинет заместителя заведующего по АХЧ | + | + |
3 | кабинет делопроизводителя | - | + |
4 | методический кабинет | + | + |
5 | кабинет педагога – психолога | + | + |
6 | кабинет учителя – логопеда | 3 | - |
7 | кабинет учителя - дефектолога | + | - |
8 | физкультурный зал | + | + |
9 | музыкальный зал | + | + |
10 | изостудия | + | - |
11 | выставочный зал | + | + |
12 | медицинский блок | + | + |
13 | пищеблок | + | + |
14 | прачечная | + | + |
15 | групповые помещения | 10 | 8 |
16 | спальни | 10 | 8 |