ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектом особого внимания специалистов, работающих с детьми (учителей-дефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей и др.) становится уточнение и совершенствование использования детьми с нарушением речи при НОДА коммуникативных средств, проявляющихся в игре: положительных взаимоотношений, организованности, выдержки, настойчивости, умения контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом.

Необходимо обеспечить подбор доступного детям игрового и речевого материала применительно к творческим и дидактическим играм, ситуациям трудовых процессов, которые осваивает ребенок среднего дошкольного возраста с двигательной патологией. Основное внимание взрослых в различных образовательных ситуациях обращается на обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата использованию, прежде всего, вербальных (в сочетании с невербальными) средств общения в процессе игры, организованной деятельности, в режимные моменты и т.п.

Педагоги создают образовательные ситуации, направленные на стимулирование у детей потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности. На этой основе осуществляется работа по активизации двигательной сферы, познавательной и речевой деятельности.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом. В образовательную деятельность в области «Социально-коммуникативное развитие» желательно вовлекать родителей детей, а также всех остальных специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.


В этот период в коррекционно-развивающей работе с детьми взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности детей в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации двигательной, познавательной и речевой деятельности.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на третьей ступени обучения, как и на предыдущих, последующим разделам: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой коррекционно-развивающей работы, проводимой учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у детей активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.

Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях.

В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды, отвечающей двигательным особенностям детей, и привлечение детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя косвенное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии и др. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласовывая их с педагогами группы и родителями.



Педагоги уделяют основное внимание формированию связной речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Дети вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.

Особое внимание обращается на формирование у детей представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. У детей в различных ситуациях расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.

Взрослые создают условиях для формирования экологических представлений детей, знакомя их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной). С детьми организуются праздники.

В рамках раздела особое внимание обращается на развитие у детей устойчивого алгоритма и стереотипа поведения в опасных ситуациях, количество которых для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно больше, чем для их сверстников, не имеющих моторных нарушений.

В этот период большое внимание уделяется формированию у детей интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Взрослые, осуществляя совместную деятельность с детьми, обращают внимание на то, какие виды деятельности их интересуют, стимулируют их развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей каждого ребенка.

Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» являются родители детей, а также все специалисты, работающие с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Программно-методическое обеспечение:

№п/п

Автор

Название

Издательство,

год издания

1

К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет)

Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

В.И.Петрова, Т.Д. Стульник

Этические беседы с детьми 4-7 лет


Москва, Мозаика-Синтез, 2013

3

Т.Ф. Саулина

Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет)

Москва, Мозаика-Синтез, 2012

4

И.И.Комарова,

А.В. Туликов

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Москва, Мозаика-Синтез 2013

5

О.Л. Князева

Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы»

М.: Просвещение, 2008

6

Р.С. Буре

Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания


Москва, Мозаика-Синтез, 2011

7

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева,

Р.Б. Стеркина

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»


СПб. Детство-Пресс, 2002

8

В.М. Букатов

Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие

Москва, Мозаика-Синтез, 2014




Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

  • Развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.

  • Развитие представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей

Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У него формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, педагогические работники организует познавательные игры, поощряют интерес детей с нарушением речи к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр., что особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как развитие моторики рук отвечает потребностям детей с двигательными ограничениями.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности

Педагогические работники создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

У детей развивается способность ориентироваться в пространстве; сравнивать, обобщать предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения; применять основные понятия, структурирующие время; правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов, о геометрических телах, о количественных представлениях.