Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Речевое развитие» среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на развитии и формировании связной речи.
В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности, коррекции речедвигательных нарушений. Дети учатся вербализовать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.
Педагоги продолжают обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ситуативной речи. При этом важную роль играет пример речевого поведения взрослых. Взрослые стимулируют желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряют даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагоги направляют внимание на формирование у каждого ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.
Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с НОДА, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» на третьей ступени обучения является развитие и формирование связной речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым (прежде всего, учителем-логопедом), а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в быту, играх и на занятиях. Для этого в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей. Взрослые предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт детей.
Для формирования у детей мотивации к школьному обучению в работу по развитию речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте.
Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дифференцировать с учетом речевых проблем каждого ребенка. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
Программно-методическое обеспечение:
№п/п | Автор | Название | Издательство, год издания |
1 | В.В. Гербова | Развитие речи в детском саду. Младшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
2 | В.В. Гербова | Развитие речи в детском саду. Средняя группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
3 | В.В. Гербова | Развитие речи в детском саду. Старшая группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
4 | В.В. Гербова | Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа | Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
5 | И.И. Комарова, А.В. Туликов | Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании | Москва, Мозаика-Синтез 2013 |
6 | О.С. Ушакова | Развитие речи и творчества дошкольников | М: «ТЦ Сфера» 2014 |
7 | О.С. Ушакова | Развитие речи детей 3-5 лет | М: «ТЦ Сфера» 2011 |
8 | О.С. Ушакова | Развитие речи детей 5-7 лет | М: «ТЦ Сфера» 2011 |
9 | Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко | Технологии развития связной речи дошкольников | Москва – Ульяновск, 2004 |
10 | В.М. Букатов | Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие | Москва, Мозаика-Синтез, 2014 |
11 | И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. | Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях детского сада. Подготовка к обучению грамоте (для работы с детьми 6-7 лет). | Москва, Мозаика-Синтез, 2007 |
12 | И.А. Морозова. | Фонематика. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР | Москва, Мозаика-Синтез, 2011 |
13 | И. В. Скворцова. | Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки Ж-Ш. Для детей 4-6 лет | СПб, Издательский Дом «НЕВА», 2003 |
14 | И. В. Скворцова | Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки З, Зь, Ц. Для детей 4-6 лет | СПб, Издательский Дом «НЕВА», 2003 |
15 | И. В. Скворцова | Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки Ч-Щ. Для детей 4-6 лет. | СПб, Издательский Дом «НЕВА», 2003 |
16 | О.Н. Лиманская | Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения | М.:ТЦ Сфера, 2009 |
17 | О.Н. Лиманская | Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения | М.:ТЦ Сфера, 2009 |
18 | Л.Н. Смирнова | Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. | Москва, Мозаика-Синтез, 2005 |
Основные направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
-
Развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества. -
Развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора. -
Приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Ребенка младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобщают к миру искусства (музыки, живописи). Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование эстетического мировосприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создание соответствующую их возрасту, особенностям развития моторики и речи среду для занятий детским изобразительным творчеством.
Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать ее содержание также по разделам: 1) изобразительное творчество; 2) музыка.
Для реализации задач раздела «Изобразительное творчество» необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей приветствуется и поощряется. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в коррекционные занятия по преодолению недостатков двигательного, познавательного и речевого развития детей, в образовательный процесс, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность детей.
Содержание раздела «Музыка» реализуется в непосредственной музыкальной образовательной деятельности на музыкальных занятиях, музыкально-ритмических упражнениях с предметами и без предметов; в музыкальной деятельности в режимные моменты на: утренней гимнастике, на музыкальных физминутках и в динамических паузах и др.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Ребенок в возрасте 4−5-ти лет, в том числе и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, активно проявляет интерес к миру искусства (музыки, живописи). В рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» взрослые создают соответствующую возрасту детей, особенностям развития их моторики и речи среду для детского художественного развития.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлено разделами «Изобразительное творчество» и «Музыка».
Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласую ее содержание с тематикой коррекционно-развивающей работы, проводимой учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» являются родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с НОДА.
Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и организации изобразительной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среднем дошкольном возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения, компенсирующие недостатки тонкой и общей моторики. На занятиях создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их двигательного развития.
У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения.
В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей перцептивное и эстетико-образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их моторики и речи.
Обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель по подгруппам (пять-шесть человек) в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем миром, в музыкальные занятия, в занятия по формированию элементарных математических представлений и др.
На второй ступени обучения вводится сюжетное рисование.
При реализации направления «Музыка» детей учат эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Дети учатся распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние природы и др.)