ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения обеспечивает:

- развитие познавательной активности;

- обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта;

- формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

- формирование представлений об окружающем мире;

- формирование элементарных математических представлений.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам: 1) конструктивные игры и конструирование; 2) представления о себе и об окружающем природном мире; 3) элементарные математические представления.

В ходе образовательной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата развивают сенсорно-перцептивные способности: умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

Дети знакомятся и становятся участниками праздников. Педагоги знакомят детей с доступными для их восприятия и игр художественными промыслами.

Особое внимание взрослый обращает на обучение детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с его помощью и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).

Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на второй ступени обучения обеспечивает:

- повышение познавательной активности;

- обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта;

-формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире;

-формирование элементарных математических представлений.

В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи, и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами. При этом широко используются методы манипулирования с предметами, наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области на второй ступени обучения по следующим разделам: 1) конструирование; 2) развитие
представлений о себе и окружающем мире; 3) элементарные математические представления.

Взрослый развивает и поддерживает у детей словесное сопровождение практических действий.

Развитие у детей представлений о себе и об окружающем мире осуществляется комплексно при участии всех специалистов. Воспитатели организуют групповые и индивидуальные игровые занятия, совместную деятельность с детьми в форме увлекательных игр, экскурсий, поисков и т.п. Они обогащают и закрепляют у детей представления о себе и об окружающем мире в процессе изобразительной и трудовой деятельности, в совместных играх, на прогулках и во все режимные моменты.

Ребенок знакомится с функциональными качествами и назначением объектов окружающего природного, животного мира, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются методы наблюдения, по возможности практические действия с объектами, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала, драматизация и т. д.

Педагоги продолжают формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной).

Дети знакомятся с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), разыгрывают совместно со взрослым содержания литературных произведений по ролям.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

На третьем этапе обучения взрослые создают ситуации для расширения представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает:

- развитие познавательной активности;

- обогащение сенсомоторного и сенсорного опыта;

- формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире;

-формирование иэлементарных математических представлений.



Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области на третьей ступени обучения, также, как и на предыдущих, по следующим разделам: 1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и об окружающем мире; 3) формирование элементарных математических представлений.

Продолжается развитие у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.

На третьей ступени обучения рекомендуются занятия в специальной интерактивной среде (темной и светлой сенсорных комнат), которые проводит педагог-психолог. В них включаются сведения о цветовом многообразии, о звуках природы, о явлениях природы и зависимости настроения, состояния человека, растительного и животного мира от этих характеристик.

Педагоги стимулируют познавательный интерес детей к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.

Программно-методическое обеспечение:

№п/п

Автор

Название

Издательство,

год издания

1

Н.Е. Веракса,

А.Н. Веракса

Проектная деятельность дошкольников


Москва, Мозаика-Синтез, 2014

2

Н.Е. Веракса,

О.Р. Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

3

Л.Ю. Павлова

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет)

Москва, мозаика-Синтез, 2014

4

О.В. Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением Младшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2014

5

О.В. Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2014

6

О.В. Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015


7

О.А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

8

О.А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2014

9

О.А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду Старшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2014

10

И.А. Помораева,

В.А. Позина

Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

11

И.А. Помораева,

В.А. Позина

Формирование элементарных математических представлений Средняя группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

12

И.А. Помораева,

В.А. Позина

Формирование элементарных математических представлений Старшая группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

13

И.А. Помораева,

В.А. Позина

Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

14

И.И. Комарова,

А.В. Туликов

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Москва, Мозаика-Синтез 2013

15

Н.А. Рыжова,

Л.В. Логинова,

А.И. Данюкова

Мини-музей в детском саду


Москва, Линка-пресс, 2008

16

Н.А. Короткова

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста

Москва, Линка-пресс, 2012

17

В.П. Новикова

Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

18

В.П. Новикова

Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

19

В.П. Новикова

Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

20

В.П. Новикова

Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет

Москва, Мозаика-Синтез, 2015

21

О.В. Дыбина

Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников

Москва, Творческий центр «Сфера», 2010

22

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников

Москва, Творческий центр «Сфера», 2010

23

М.Р. Григорьева.

Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками

Волгоград, Учитель, 2009


Основные направления реализации образовательной области «Речевое развитие»:

  • Формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.

  • Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка

Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагогические работники должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.

Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.

Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений

Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки».


Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Речевое развитие» в младшем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Оно направлено на ознакомление детей с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексикона, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности.

Взрослый обращает на воспитание у детей внимания к речи окружающих и расширение объема понимания речи, что предъявляет особые требования к речи педагога, в ходе общения с младшими дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Взрослый вступает с каждым ребенком в эмоциональный контакт, строя свое взаимодействие с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата таким образом, чтобы преодолеть возникающий у ребенка неречевой и речевой негативизма. Поэтому взрослый стимулирует любые попытки спонтанной речевой деятельности каждого ребенка.

Взрослый организует с детьми различные предметно-игровые ситуации, стимулирующие желание ребенка устанавливать контакт со взрослым и с другими детьми. Для этого совместная деятельность взрослого и детей осуществляется на основе игрушек, подвижных и ролевых игр. Во время взаимодействия с каждым ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются ситуации, воспитывающие у ребенка уверенность в своих силах.

Взрослый, создавая различные ситуации речевого и практического взаимодействия с каждым ребенком, стимулирует использование детьми в речи простых по структуре предложений в побудительной и повествовательной форме.

Для формирования коммуникативных способностей ребенка младшего дошкольного возраста с недостатками речевого развития при нарушении опорно-двигательного аппарата учителю-логопеду важно определить, насколько та или иная предметно-игровая ситуация будет стимулировать доступные средства общения (вербальные и невербальные). Учитель-логопед в ходе логопедических занятий, а воспитатели в ходе реализации задач образовательной области «Речевое развитие», учитывают особенности развития игровой деятельности каждого ребенка: сформированность игровых действий, умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в игре, используя различные средства коммуникации.