Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
завтракал-позавтракал и т. п.
В течение года дети с лѐгкой и средней тугоухостью должны научиться воспринимать на слух не менее 200 новых речевых единиц.
Обучение произношению.
4 год обучения.
Активизировать самостоятельность устного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Наряду с использованием звукоусиливающей аппаратуры рекомендуется применять вибраторы и приборы видимой речи.
К концу года слабослышащие дети должны: самостоятельно произносить слова из разных разделов программы, наиболее часто употребляемые на занятиях, слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением орфоэпических норм произношения.
Самостоятельно произносить фразы, наиболее часто употребляемые на занятиях по различным видам деятельности, слитно, в нормальном, с выделением логического ударения, делить длинные фразы на синтагмы при чтении (по специальному знаку), а также в сопряжѐнной и отражѐнной речи.
Произносить в словах, словосочетаниях и фразах не менее 23 звуков (а, о, у, э, и, ы, п, б, м, н, в, ф, д, т, л, р, с, ш, ж, к, г, х,) и йотированные.
В сопряжѐнной, отражѐнной и самостоятельной речи выделять логическое ударение и выражать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации.
Соблюдать нормы орфоэпии в сопряжѐнной, отражѐнной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки .
5 год обучения.
У слабослышащих детей совершенствовать навыки самостоятельного устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми.
Совершенствовать навык воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии.
Совершенствовать навык воспроизведения всех звуков русского языка.
К концу года слабослышащие дети должны уметь:
Самостоятельно произносить слова слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением норм орфоэпии и звукослогового состава.
Самостоятельно произносить фразы обиходно-разговорного характера и часто употребляемые на занятиях по различным разделам программы слитно, в естественном темпе, с выделением логического ударения и с соблюдением дыхательных пауз при воспроизведении длинных фраз.
Произносить в словах, словосочетаниях и фразах все звуки родного языка (включая йотированные и аффрикаты).
В сопряжѐнной, отражѐнной и самостоятельной речи выделять логическое ударение и выражать различные интонации.
Соблюдать нормы орфоэпии в сопряжѐнной, отражѐнной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки.


Коррекция психического развития детей осуществляется педагогом- психологом. Работа педагога-психолога организовывается по следующим направлениям:
– работа с детьми;
– работа с родителями;
– совместная работа с детьми и родителями;
– взаимодействие с сотрудниками.
Коррекция физического развития осуществляется врачом-педиатром и инструктором по физкультуре.
Успех в коррекционной работе зависит от координированной работы всех специалистов ДОО.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником
Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждѐнных в установленном порядке
ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Организационный раздел
Описание организации образовательного процесса
Образовательная программа строится на основе личностно- ориентированного и дифференцированного подходов при реализации образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Эффективность коррекционной, образовательной и воспитательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов.
Работа педагогов строится с учѐтом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребѐнка, и с учѐтом степени потери слуха и состоянием речи ребѐнка. Специалист в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должен учитывать все факторы, которые позитивно или негативно могут влиять на ребѐнка. Это и состояние физического здоровья, слуха, речи и состояние центральной нервной системы, и воздействие на ребѐнка микросоциальной среды.
Специалист, работающий с детьми с недостатками слуха должен быть готов: к построению индивидуальных и групповых коррекционно- образовательных рабочих программ с опорой на данные диагностического обследования особенностей развития детей, к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учѐтом их индивидуальных особенностей.
Создание специально развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность образовательной работы, но и позволяют ребѐнку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.)
Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учѐт особенностей и возможностей ребѐнка, его интересы и склонности. Оптимальные условия для развития ребѐнка — это продуманное соотношение свободной, регламентированной и не регламентированной (совместной деятельности педагога и детей,

самостоятельной деятельности ребѐнка) форм деятельности ребѐнка.
При составлении расписаний организованной непосредственно- образовательной деятельности (занятий) учитывается работоспособность детей в течение недели. Наибольшая работоспособность сохраняется во вторник, среду, четверг. Поэтому на эти дни недели планируются наиболее сложные (интеллектуально-развивающие) занятия. Во время этих занятий необходимо проведение физкультминуток, выполнение упражнений для профилактики близорукости. В перерывах между занятиями (длительность их 10 минут) проводятся подвижные игры и упражнения.
Весь образовательный процесс в дошкольном отделении строится на основе индивидуально - дифференцированного подхода к ребѐнку, с учѐтом его морфологической зрелости, группы здоровья, года обучения, степени потери слуха и т. п. Для этого при организации образовательной деятельности, детей разделяют на подгруппы. Некоторые занятия (игра, труд вынесены в совместную деятельность взрослого и детей в режиме дня).
Занятия из разных образовательных областей могут интегрироваться, если они близки по теме, содержанию и задачам.
Такой подход к организации образовательной деятельности предупреждает возможные отрицательные влияния разнообразных видов нагрузок в режиме дня на здоровье ребѐнка.
Согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 3 года жизни составляет 10 минут; 4 года жизни — 15 минут; 5 года жизни — 20 минут; 6 года жизни — 25 минут; 7 года жизни — 30 минут.
Программно-методическое обеспечение
1.
Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Авторы Головчиц Л. А, Носкова Л. П и др. Москва.
Прсвещение. 2012 г.
2.
Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Авторы Головчиц Л. А, Носкова Л. П и др. Москва. Прсвещение.
2012 г.
3.
Методика обучения глухих дошкольников речи. Б. Д.
Корсунская,
4.
Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Под.
Редакцией 3. Э. Л. Леонгард.
5.
Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. М. Ю. Рау. Москва. Владос 2013 год.
6.
Альбом и методические рекомендации для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. Н. Д Шматко, Т. В.
Пелымская. Москва 2004 год.
7.
Дидактические материалы для развития речи слабослышащих детей. Е. К. Щербакова. Ярославль 2001 год.
8.
Логопедический альбом. Развитие правильной речи. Маницкая Е.
Г. 2003 год
9.
Альбом «Говорю правильно Ш-Ж. О. Е. Громова. Москва. 2009

год.
10.
Читаю сам. Б. Д. Корсунская. Москва. Просвещение. 2003 год.
11.
Букварь для глухих детей. Москва. Просвещение. 1997 год.
12.
Математика для глухих детей. Москва. Просвещение 2012год.
13.
Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Королѐва И.
В. Санкт-Петербург. 2012 год.
14.
Дети с нарушениями слуха. И. Королѐва, П. Янн. Санкт-
Петербург. 2012 год.
15.
Как научить глухого ребѐнка слушать и говорить. Л. И.
Руленкова. Москва. 2010 год.
16.
Коррекция нарушений речевого развития детей 3 года жизни.
Ю.В. Герасименко.2013.
17.
Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. Катаева А. А., Стребелѐва Е. А. Москва. 2004 год.
18.
Методический комплект для реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Исток Аудио. По материалам Димити Дорнан.
Австралия.
19.
Программно-методический комплект к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под редакцией Л. А. Головчиц, рекомендованный
Министерством образования РФ.