Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оценку прочитанному.
Учить различать жанр читаемого: рассказ, стихотворение, сказка, загадка.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
«Художественное творчество»
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный (ручной ) труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Реализация области «Художественное творчество» осуществляется в дошкольном отделении по основным программам воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей в процессе освоения разделов:
«Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд». Педагоги пользуются методическими рекомендациями А. А. Венгер (Катаевой) из книги «Обучение глухих детей изобразительной деятельности», Лыковой И.
А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Колдиной Д. Н.
«Рисование с детьми», «Аппликация с детьми», Г. Н. Давыдова
«Пластинография для малышей», дидактическим материалом «Аппликация в детском саду», авторы: Л. Г Суховская, А. А. Грибовская.
Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического развития ребѐнка, представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
4 год обучения.
Развитие продуктивной деятельности.
В течение года проводить с детьми дидактические игры, необходимые для совершенствования изобразительной деятельности (на развитие зрительного внимания, целостного восприятия предмета; на восприятие свойств и отношений предметов;).
Лепка: Учить детей лепить предметы сложной формы. Учить детей планировать свою деятельность. Учить примазывать части предмета, выдавливать полую форму, сглаживать полую форму пальцем, смоченным в воде; укреплять несколько фигур на одной подставке.
Рисование: Учить изображать по представлению новые, не
Учить различать жанр читаемого: рассказ, стихотворение, сказка, загадка.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
«Художественное творчество»
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный (ручной ) труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Реализация области «Художественное творчество» осуществляется в дошкольном отделении по основным программам воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей в процессе освоения разделов:
«Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд». Педагоги пользуются методическими рекомендациями А. А. Венгер (Катаевой) из книги «Обучение глухих детей изобразительной деятельности», Лыковой И.
А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Колдиной Д. Н.
«Рисование с детьми», «Аппликация с детьми», Г. Н. Давыдова
«Пластинография для малышей», дидактическим материалом «Аппликация в детском саду», авторы: Л. Г Суховская, А. А. Грибовская.
Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического развития ребѐнка, представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
4 год обучения.
Развитие продуктивной деятельности.
В течение года проводить с детьми дидактические игры, необходимые для совершенствования изобразительной деятельности (на развитие зрительного внимания, целостного восприятия предмета; на восприятие свойств и отношений предметов;).
Лепка: Учить детей лепить предметы сложной формы. Учить детей планировать свою деятельность. Учить примазывать части предмета, выдавливать полую форму, сглаживать полую форму пальцем, смоченным в воде; укреплять несколько фигур на одной подставке.
Рисование: Учить изображать по представлению новые, не
обследовавшиеся и не изображавшиеся ранее предметы. Развивать у детей собственный замысел, побуждать их к словесному оформлению его, учить доводить его до конца. Учить создавать сюжетные изображения. Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, правильно располагать изображение на листе бумаги: один предмет — в центре, группу предметов или сюжет — по всему листу. В декоративном рисовании учить расположению узора на разных формах (прямоугольник, круг, квадрат).
Вырабатывать умение использовать разные положения кисти, делать широкие и узкие полосы, мазки, точки, дуги, кольца. Заканчивать штриховку обведением контура. Самостоятельно выбирать изобразительный материал и технику выполнения рисунка.
Аппликация. Учить подбирать цвета и оттенки, отражающие характерные признаки предметов, событий, времѐн года, создавать красивые сочетания цветов. Учить вырезать и наклеивать различные предметы.
Развитие детского творчества.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы
(рисунки, лепку, аппликацию) радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству.
Знакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
Вести эстетическое воспитание, учить рассматривать и понимать содержание картин: И. Левитан «Золотая осень», « Весна», « Большая вода»,
И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Саврасов «Грачи прилетели».
Высказывать своѐ мнение о картине, скульптуре, выслушивать мнение товарищей.
Продолжать знакомить детей с различными народными промыслами.
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать еѐ произведениями искусства, своими работами.
Подводить детей к оценке окружающей среды.
Речевой материал: ряд, форма, величина, угловатый, округлый; серый,
фиолетовый, розовый, салатовый, середина, край, угол, справа, слева,
картина, узор, пейзаж, план, передний, задний, составьте, вдавливайте,
сначала, потом, по краям, по углам, все слова и сочетания, которые
встречаются в текстах-описаниях.
Вырабатывать умение использовать разные положения кисти, делать широкие и узкие полосы, мазки, точки, дуги, кольца. Заканчивать штриховку обведением контура. Самостоятельно выбирать изобразительный материал и технику выполнения рисунка.
Аппликация. Учить подбирать цвета и оттенки, отражающие характерные признаки предметов, событий, времѐн года, создавать красивые сочетания цветов. Учить вырезать и наклеивать различные предметы.
Развитие детского творчества.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы
(рисунки, лепку, аппликацию) радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству.
Знакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
Вести эстетическое воспитание, учить рассматривать и понимать содержание картин: И. Левитан «Золотая осень», « Весна», « Большая вода»,
И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Саврасов «Грачи прилетели».
Высказывать своѐ мнение о картине, скульптуре, выслушивать мнение товарищей.
Продолжать знакомить детей с различными народными промыслами.
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать еѐ произведениями искусства, своими работами.
Подводить детей к оценке окружающей среды.
Речевой материал: ряд, форма, величина, угловатый, округлый; серый,
фиолетовый, розовый, салатовый, середина, край, угол, справа, слева,
картина, узор, пейзаж, план, передний, задний, составьте, вдавливайте,
сначала, потом, по краям, по углам, все слова и сочетания, которые
встречаются в текстах-описаниях.
5 год обучения.
Развитие продуктивной деятельности.
Продолжать проводить с детьми дидактические игры, способствующие совершенствованию изобразительной деятельности: игры направленные на выделение характерных признаков позы и движения, на восприятие пространственных отношений и перспективы.
Лепка. Учить более обобщѐнно и в то же время расчленѐнно воспринимать и изображать предметы: выделять в предмете существенные черты, объединяющие его со всеми предметами данной группы. Учить передавать в изображении позы людей и животных. Поощрять развитие сюжетного замысла, учить доводить его до конца. Учить лепить из целого куска глины, используя движения всей кисти руки и пальцев; пользоваться стеком для нанесения узоров, деталей.
Рисование. Учить в сюжетном рисовании, передавать смысловую сторону сюжета, характеры людей, животных, их взаимоотношения, последовательность событий, стремиться к выразительности образа.
Понимать, что характер и настроение могут быть выражены в позах людей и животных, в сюжете, в цвете. Учить использовать цвет не только для отображения свойств предметов, но и для выражения настроения, передачи эмоционального отношения к изображаемому. Учить передавать в рисунке позы людей и животных, элементы движения.
Учить понимать, что один предмет может заслонять другой (полностью или частично), понимать, что предметы, которые находятся далеко, кажутся меньше таких же, находящихся близко (элементы перспективы). В декоративном рисовании использовать все знакомые детям элементы народной росписи (дымковской, жостовской, хохломской), типичные для национальных узоров сочетания цветов и форм. Продолжать учить соотносить готовую работу с образцом, натурой, текстом, замыслом, использовать соотнесение для объективной оценки работ, своих и товарищей. Учить рисовать акварельными красками и цветными мелками.
Развитие детского творчества.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации, используя разнообразные выразительные средства.
Продолжать развивать коллективное творчество.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Приобщение к изобразительному искусству.
Формировать основы художественной культуры. Закреплять знания об
искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства.
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: «Золотая осень»
И. Левитан; «Алѐнушка» В. Васнецов, «Февральская лазурь» И. Грабарь,
«Два лада» М. Нестерова. Учить узнавать знакомые произведения искусства, сравнивать новые со знакомыми.
Расширять представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.)
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой. Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового назначения.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки и т. п.
Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек.
Формировать положительное отношение к искусству. Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
«Музыка»
Содержание раздела «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Образовательная область «Музыка» в дошкольном отделении осуществляется по программам воспитания и обучения детей с недостатками слуха в процессе освоения раздела «Музыкальное воспитание». Освоение образовательной области происходит во время непосредственно- образовательной деятельности, в совместной с педагогом деятельности в режиме дня, а также в самостоятельной деятельности детей. Во всех группах имеются музыкальные зоны, где дети могут музицировать и экспериментировать со звуком. У детей с недостатками слуха музыкальный руководитель развивает в различных видах деятельности эмоциональное восприятие музыки, слуховое восприятие, голос, ритмическую стимуляцию и хоровую декламацию, движение под музыку и ориентировку в пространстве.
4 год обучения
Развитие эмоционального восприятия музыки.
Воспитывать интерес к музыке; развивать эмоциональную отзывчивость, показать связь содержания музыки со звуками и образами окружающего мира. Воспитывать эстетическое отношение к музыке.
Развитие слухового восприятия.
Учить внимательно слушать музыку, различать и словесно определять динамику (громко-тихо), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: «Золотая осень»
И. Левитан; «Алѐнушка» В. Васнецов, «Февральская лазурь» И. Грабарь,
«Два лада» М. Нестерова. Учить узнавать знакомые произведения искусства, сравнивать новые со знакомыми.
Расширять представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.)
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой. Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового назначения.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки и т. п.
Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек.
Формировать положительное отношение к искусству. Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
«Музыка»
Содержание раздела «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Образовательная область «Музыка» в дошкольном отделении осуществляется по программам воспитания и обучения детей с недостатками слуха в процессе освоения раздела «Музыкальное воспитание». Освоение образовательной области происходит во время непосредственно- образовательной деятельности, в совместной с педагогом деятельности в режиме дня, а также в самостоятельной деятельности детей. Во всех группах имеются музыкальные зоны, где дети могут музицировать и экспериментировать со звуком. У детей с недостатками слуха музыкальный руководитель развивает в различных видах деятельности эмоциональное восприятие музыки, слуховое восприятие, голос, ритмическую стимуляцию и хоровую декламацию, движение под музыку и ориентировку в пространстве.
4 год обучения
Развитие эмоционального восприятия музыки.
Воспитывать интерес к музыке; развивать эмоциональную отзывчивость, показать связь содержания музыки со звуками и образами окружающего мира. Воспитывать эстетическое отношение к музыке.
Развитие слухового восприятия.
Учить внимательно слушать музыку, различать и словесно определять динамику (громко-тихо), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры
(низкий, средний, высокий).
Учить запоминать и узнавать музыкальные пьесы, мелодии разученных танцев, игр, хороводов.
Формировать умение определять вновь услышанные пьесы: марш, танец (полька, вальс), песня, пляска народная.
Развитие голоса.
Учить детей свободно изменять высоту (регистр) своего голоса в звукоподражательных упражнениях для низкого, среднего и высокого голосов.
Выявлять и расширять возможности детей в интонировании мелодии песен. Привлекать внимание к постепенному движению мелодии, интересным ходам; учить петь подражая интонациям взрослого.
Укреплять зону речевого голоса в ритмодекламациях; способствовать формированию умения выразительно владеть громким
(весело, торжественно, требовательно) и тихим голосом (ласково, жалобно).
Применять в инсценировании сказок, в чтении стихов (потешек, считалок) умение выразительно, ритмично говорить.
Ритмическая стимуляция и хоровая декламация.
Продолжать развивать ритмичность движений детей, совершенствуя восприятие метрической пульсации в танцах, играх, упражнениях, применяя подражательное элементарное дирижирование, игру на шумовых инструментах.
Применяя различное сочетание движений (шаги, прыжки, хлопки, покачивания и т. п.), инструментов шумового оркестра, учить выполнять долгие и короткие длительности в ритмах основных слогосочетаний ТА-та, та-ТА, ТА-та-та, та-ТА-та, та-та-ТА (включѐнных в ритмодекламацию).
Подводить детей к осознанному выполнению ритмических упражнений, опираясь на звучание ритмов, их графическое изображение и движение.
Развитие движений под музыку.
Учить ходить плавно, мягко; бегать стремительно, широко, легко; выполнять подскоки энергично, широко, мягко, легко; выразительно передавать различные игровые образы.
Учить выполнять в танцах шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, повороты в три притопа. В свободных плясках учить творчески использовать элементы знакомых движений.
5 год обучения.
Развитие эмоционального восприятия музыки.
Учить понимать эмоциональную настроенность музыкальных сочинений; элементарно высказываться о настроении в музыке; узнавать пьесы, песни, называть любимые.
Развитие слухового восприятия.
Продолжать развивать динамический, ритмический, тембровый слух.
Учить различать на слух ускорение и замедление темпа, затихание и возрастание громкости, смену регистров.
Учить различать на слух и называть пьесы знакомого репертуара,