Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обобщая по жанрам: танец (вальс, полька, пляска народная), марш, песня.
Привлекать внимание к изобразительности музыки («Про медведя»,
«Поезд», «Клоуны», «Марш деревянных солдатиков»).
Продолжать учить слушать музыку в грамзаписи, привлекать внимание детей к звучанию оркестра, хора, голосов (мужской, женский, детский); использовать звучание грамзаписи в инсценировках, выступлениях солистов.
Развитие голоса.
Расширять представления детей о разнообразии звуков окружающего мира, широко используя голосовые умения для изображения голосом звучащих предметов и явлений (например, звенит, скрипит, хохочет, гудит, рычит) в соответствии с регистрами фортепиано.
Выявлять и закреплять возможности детей в интонировании мелодии песен, продолжать развивать умение повышать и понижать голос, вызывая интонирование песенных фраз; учить удерживать высоту повторяющегося тона, пропевая его длительно, протяжно.
Развивать выразительность речевого голоса в ритмодекламациях; умение говорить весело, задорно, легко, энергично, ласково в связи с эмоциональным содержанием текста и характером, ритмичностью музыкального сопровождения.
Привлекать внимание к изобразительности музыки («Про медведя»,
«Поезд», «Клоуны», «Марш деревянных солдатиков»).
Продолжать учить слушать музыку в грамзаписи, привлекать внимание детей к звучанию оркестра, хора, голосов (мужской, женский, детский); использовать звучание грамзаписи в инсценировках, выступлениях солистов.
Развитие голоса.
Расширять представления детей о разнообразии звуков окружающего мира, широко используя голосовые умения для изображения голосом звучащих предметов и явлений (например, звенит, скрипит, хохочет, гудит, рычит) в соответствии с регистрами фортепиано.
Выявлять и закреплять возможности детей в интонировании мелодии песен, продолжать развивать умение повышать и понижать голос, вызывая интонирование песенных фраз; учить удерживать высоту повторяющегося тона, пропевая его длительно, протяжно.
Развивать выразительность речевого голоса в ритмодекламациях; умение говорить весело, задорно, легко, энергично, ласково в связи с эмоциональным содержанием текста и характером, ритмичностью музыкального сопровождения.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ритмическая стимуляция и хоровая декламация.
Направлять внимание детей на осознанное выполнение ритмических упражнений.
Закреплять умение выполнять ритмы основных слогосочетаний, учить выполнять эти ритмы изолированно, вычленяя заданные ритмы и слова из ритмодекламации.
Включать в ритмодекламации паузы. В хоровых декламациях использовать считалки, потешки, стихи (торжественные, весѐлые, плавные).
Закреплять умение передавать метроритм, акценты игрой на инструментах детского шумового оркестра, учить сопровождать оркестром выступления солистов групп в танцах, упражнениях.
Развитие движений под музыку.
Закреплять танцевальные навыки детей, умение самостоятельно составить пляску из знакомых движений, соответствующих характеру музыки. Познакомить детей с элементами национальных танцев народов мира. Продолжать учить согласовывать движения в парах, колоннах, кругах, радоваться стройности, красоте совместно выполненных действий.
Речевой материал: Почему ты идѐшь (бежишь)? - Потому что, я
услышал марш (быструю музыку).Ты поѐшь правильно, голос у тебя то
понижается, то повышается.
Слушайте музыку — придумайте пляску. Полька — весѐлый танец.
Музыка отрывистая, можно танцевать галопом, подскоками. Клоуны
кувыркаются — мелодия не плавная. Песня ласковая, нежная, потому что
музыка тихая, плавная и т. п.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание этой образовательной области направлено на достижение
Направлять внимание детей на осознанное выполнение ритмических упражнений.
Закреплять умение выполнять ритмы основных слогосочетаний, учить выполнять эти ритмы изолированно, вычленяя заданные ритмы и слова из ритмодекламации.
Включать в ритмодекламации паузы. В хоровых декламациях использовать считалки, потешки, стихи (торжественные, весѐлые, плавные).
Закреплять умение передавать метроритм, акценты игрой на инструментах детского шумового оркестра, учить сопровождать оркестром выступления солистов групп в танцах, упражнениях.
Развитие движений под музыку.
Закреплять танцевальные навыки детей, умение самостоятельно составить пляску из знакомых движений, соответствующих характеру музыки. Познакомить детей с элементами национальных танцев народов мира. Продолжать учить согласовывать движения в парах, колоннах, кругах, радоваться стройности, красоте совместно выполненных действий.
Речевой материал: Почему ты идѐшь (бежишь)? - Потому что, я
услышал марш (быструю музыку).Ты поѐшь правильно, голос у тебя то
понижается, то повышается.
Слушайте музыку — придумайте пляску. Полька — весѐлый танец.
Музыка отрывистая, можно танцевать галопом, подскоками. Клоуны
кувыркаются — мелодия не плавная. Песня ласковая, нежная, потому что
музыка тихая, плавная и т. п.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание этой образовательной области направлено на достижение
целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Для детей с недостатками слуха физическое развитие играет ещѐ большую роль, чем для слышащих. Отставание в моторном развитии у этих детей в раннем возрасте неблагоприятно сказывается на общем развитии.
Недостатки моторики детей с недостатками слуха проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, на протяжении всего дошкольного периода должна сохраняться в большом объѐме.
4 и 5 года обучения.
Построения выполняются самостоятельно по инструкции в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному , по два, в круг большой и маленький.
Ходьба выполняется самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов; друг за другом в обход зала, боком, парами друг за другом; парами с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления — змейкой, по диагонали, в присяде и в полуприсяде, с остановкой по окончании звуковых сигналов.
Бег выполняется самостоятельно; друг за другом, с изменением направления, со сгибанием 5-6 стульев и различных предметов, с остановками и приседаниями по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Прыжки выполняются по подражанию действиям педагога и словесной инструкции: подпрыгивание на месте с поворотами, руки на поясе, с продвижением вперѐд на одной ноге (1,5-2 м.), спрыгивание с высоты 20-25 см; перепрыгивание через палку (верѐвку), приподнятую над полом на 5-10 см.; прыжки в длину с места через шнуры (ширина 25-30 см.); прыжки в длину с разбега (60-90 см), прыжки через короткую скакалку.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой педагога; ползание на четвереньках по гимнастической скамейке; лазание по наклонной лестнице (высота 1,5-2 м.), по гимнастической стенке
(высота 2 м). В лазании по гимнастической стенке подняться наверх, приставными шагами перейти на другой пролѐт и спуститься вниз; перелезание через скамейки, лестничную вышку; ползание и подползание под верѐвку (высота 25-30 см).
Речевой материал: бросайте мяч в корзину (вперѐд, вверх), стройтесь в
колонну (шеренгу, парами), идите ровно (парами, на носках, боком, по
скамейке, дорожке), ползите по доске вверх, вниз, ползите под верѐвку,
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Для детей с недостатками слуха физическое развитие играет ещѐ большую роль, чем для слышащих. Отставание в моторном развитии у этих детей в раннем возрасте неблагоприятно сказывается на общем развитии.
Недостатки моторики детей с недостатками слуха проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, на протяжении всего дошкольного периода должна сохраняться в большом объѐме.
4 и 5 года обучения.
Построения выполняются самостоятельно по инструкции в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному , по два, в круг большой и маленький.
Ходьба выполняется самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов; друг за другом в обход зала, боком, парами друг за другом; парами с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления — змейкой, по диагонали, в присяде и в полуприсяде, с остановкой по окончании звуковых сигналов.
Бег выполняется самостоятельно; друг за другом, с изменением направления, со сгибанием 5-6 стульев и различных предметов, с остановками и приседаниями по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Прыжки выполняются по подражанию действиям педагога и словесной инструкции: подпрыгивание на месте с поворотами, руки на поясе, с продвижением вперѐд на одной ноге (1,5-2 м.), спрыгивание с высоты 20-25 см; перепрыгивание через палку (верѐвку), приподнятую над полом на 5-10 см.; прыжки в длину с места через шнуры (ширина 25-30 см.); прыжки в длину с разбега (60-90 см), прыжки через короткую скакалку.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой педагога; ползание на четвереньках по гимнастической скамейке; лазание по наклонной лестнице (высота 1,5-2 м.), по гимнастической стенке
(высота 2 м). В лазании по гимнастической стенке подняться наверх, приставными шагами перейти на другой пролѐт и спуститься вниз; перелезание через скамейки, лестничную вышку; ползание и подползание под верѐвку (высота 25-30 см).
Речевой материал: бросайте мяч в корзину (вперѐд, вверх), стройтесь в
колонну (шеренгу, парами), идите ровно (парами, на носках, боком, по
скамейке, дорожке), ползите по доске вверх, вниз, ползите под верѐвку,
поднимите колено высоко, повернитесь, бегите, как обезьяны; прыгайте,
как лягушки; идите, как цапли, летите как самолѐт, бросайте мяч через
верѐвку, встаньте в круг большой (маленький), слушайте барабан (бубен,
музыку), делайте как я, направо, налево.
На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встечающийся словарь в других видах деятельности, так и словарь специфический, обозначающий оборудование и инвентарь, действия с ним. Специальная работа с детьми по запоминанию слов на занятиях по физической культуре не ведѐтся, речевые инструкции отличаются краткостью. Они содержат только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.
Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей и оказание педагогической поддержки этой категории детей в освоении основной общеобразовательной программы.
Вопросами коррекции в ДОО занимаются непосредственно, учителя- дефектологи (сурдопедагоги), педагог-психолог, врач, инструктор по физкультуре, воспитатели. Для этой же цели в образовательном учреждении создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Обследование детей специалистами ПМПк осуществляются по инициативе родителей (законных представителей). Обследование проводится каждым специалистом индивидуально, с учѐтом реальной возрастной возможности психофизической нагрузки на ребѐнка.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребѐнка, составляется коллегиальное заключение.
Коррекционная работа проводится по трѐм направлениям:
– развитие слухового восприятия, обучение произношению и развитие устной речи;
– психическое развитие;
– физическое развитие.
Работа по первому направлению ведѐтся учителем-дефектологом
(сурдопедагогом) в тесном контакте с воспитателями группы. Формирование устной речи дошкольников с недостатками слуха, как средства общения, возможно только при наличии в учреждении и дома слухоречевой среды. Для этого педагогами создаются условия для слухо-зрительного и слухового восприятия речи в течение всего дня, а не только на занятиях. Это обеспечивается в первую очередь обязательным использованием индивидуальных слуховых аппаратов в течении всего дня.
Педагоги постоянно побуждают детей к самостоятельным устным высказываниям, которые могут подкрепляться табличкой.
Во второй половине дня проводится «коррекционный час». Технология
его проведения следующая: воспитатель проводит индивидуальные занятия или занятия с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога. Состав детей и содержание работы вносятся в «тетрадь рабочих контактов».
Целью коррекционных занятий воспитателя является закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения, с третьими проводит работу сам воспитатель (10 — 15 минут), потом группы меняются.
Развитие
слухового
восприятия
и
обучение
произношению
слабослышащих детей.
Дошкольники с недостатками слуха к моменту поступления их в детский сад (если с ними не велась специальная работа по формированию словесной речи) не понимают обращѐнную к ним речь и не произносят ни одного слова, они не умеют адекватно реагировать на предлагаемые им на слух как речевые, так и не речевые звучания.
Восприятие устной речи и еѐ воспроизведение (произношение) — два взаимосвязанных процесса.
Основной задачей по развитию слухового восприятия является формирование и совершенствование слуховой функции.
Основная задача работы по обучению произношению — формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.
Развитие слухового восприятия детей.
4 год обучения.
1 полугодие. Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания (с аппаратом и без него). Источник звука: дудка, пианино, гармоника, голос (слогосочетания, произносимые с разной громкостью и высотой).
Слабослышащим детям различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы с аппаратом и без него. Способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, отстукивание, игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением ритма слогосочетаний; произнесение без движения слогов типа: таТАта, ТатаТАта, таТАТАта.
Определять на слух направление звука, источник которого расположен справа-слева-сзади-спереди, и узнавать источник звука.
Детям с лѐгкой и средней тугоухостью различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов (барабан, пианино, аккордеон, скрипка и т. п.). Различать и опознавать (при выборе из 5 и более) при прослушивании грамзаписей голоса птиц и животных (собаки, коровы, овцы, петуха, кукушки,цыплѐнка, гуся, вороны, лягушки и т. п.)
Организация занятий:
Что ты будешь делать? Что ты делал?
У тебя есть собака? (самолѐт, чашка, рубашка).
Покажи дом (ложку, платье и т. п.).
Целью коррекционных занятий воспитателя является закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения, с третьими проводит работу сам воспитатель (10 — 15 минут), потом группы меняются.
Развитие
слухового
восприятия
и
обучение
произношению
слабослышащих детей.
Дошкольники с недостатками слуха к моменту поступления их в детский сад (если с ними не велась специальная работа по формированию словесной речи) не понимают обращѐнную к ним речь и не произносят ни одного слова, они не умеют адекватно реагировать на предлагаемые им на слух как речевые, так и не речевые звучания.
Восприятие устной речи и еѐ воспроизведение (произношение) — два взаимосвязанных процесса.
Основной задачей по развитию слухового восприятия является формирование и совершенствование слуховой функции.
Основная задача работы по обучению произношению — формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.
Развитие слухового восприятия детей.
4 год обучения.
1 полугодие. Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания (с аппаратом и без него). Источник звука: дудка, пианино, гармоника, голос (слогосочетания, произносимые с разной громкостью и высотой).
Слабослышащим детям различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы с аппаратом и без него. Способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, отстукивание, игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением ритма слогосочетаний; произнесение без движения слогов типа: таТАта, ТатаТАта, таТАТАта.
Определять на слух направление звука, источник которого расположен справа-слева-сзади-спереди, и узнавать источник звука.
Детям с лѐгкой и средней тугоухостью различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов (барабан, пианино, аккордеон, скрипка и т. п.). Различать и опознавать (при выборе из 5 и более) при прослушивании грамзаписей голоса птиц и животных (собаки, коровы, овцы, петуха, кукушки,цыплѐнка, гуся, вороны, лягушки и т. п.)
Организация занятий:
Что ты будешь делать? Что ты делал?
У тебя есть собака? (самолѐт, чашка, рубашка).
Покажи дом (ложку, платье и т. п.).
Поздоровайся, попрощайся.
Семья:
Как твоя фамилия?
Как зовут твою маму (сестру)?
Как зовут твоего папу (брата)?
Опознавать и различать на слух (с аппаратурой и без неѐ) речевой материал типа:
Мальчик (девочка) взял карандаш.
Мальчик (девочка (рисует).
Девочка (мальчик) взял(а ) мяч (самолѐт).
Таня попросила книгу.
Таня читает.
Серѐжа попросил карандаш.
Серѐжа пишет.
Ребята надели пальто и шапки.
(Использовать материал не менее 6-8 типов).
Отвечать на вопросы:
Что взял мальчик? Что попросила Таня?, Что надели ребята? и т. п.
2 полугодие.
Различать на слух и воспроизводить темп и ритм звучаний (с аппаратами и без них). Способ воспроизведения детьми: движения соответствующего темпа и ритма, игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением слогов и слов в соответствующем ритме и темпе без движений.
Слабослышащим детям различать на слух (с аппаратами и без них) при прослушивании грамзаписей инструментальную и вокальную музыку и речь: музыка -речь, музыка-пение, речь-пение, музыка-пение-речь.
Опознавать и различать на слух (с аппаратурой и без неѐ) речевой материал типа:
Мальчик (девочка) взял карандаш.
Мальчик (девочка (рисует).
Девочка (мальчик) взял(а ) мяч (самолѐт).
Таня попросила книгу.
Таня читает.
Серѐжа попросил карандаш.
Серѐжа пишет.
Ребята надели пальто и шапки.
Мама (кукла)устала)
Папа читает книгу мальчику.
Вова играл с мячом (самолѐтом). и т. п.
Отвечать на вопросы.
Обязательный словарь понимаемой и употребляемой речи:играет музыка, поют, говорят, поѐт хор (один человек), играет оркестр (один человек), поѐт тѐтя (дядя), какую песню ты услышал, выложи (те) ритм; я не понял (а), повторите, пожалуйста.
Речевой материал(для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы) рисунок, аппликация, будем раскрашивать, красный, синий, жѐлтый, зелѐный, коричневый, чѐрный карандаш (краска). Хлопни столько же; придумай слово (предложение, вопрос, задачу и т. п.); кто сегодня, завтра дежурный?; вытри доску, вымой тряпку; сядь (те) прямо, положи (те) руки на стол; поставь (те) ноги вместе.
Слабослышащим детям распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы (с аппаратурой и без неѐ).
Примерный речевой материал: Кого нет в группе? Куда пошли ребята?
Кто сегодня дежурный? Куда ушла мама? Куда ты положил книгу? Какую игрушку тебе дать? Какую куклу ты хочешь взять? Ты хочешь пить? Почему растаял снег? Где живут домашние (дикие животные? Беги, как лиса.
Прыгай, как кузнечик. Покажи: медведь пришѐл в лес, он ест ягоды. Покажи, как летает бабочка? Нарисуй дом, рядом нарисуй ѐлку. Положи мяч на стул.
Считай до 10. Кукла хочет есть. Кукла голодна.
Распознавать на слух фразы, содержащие малознакомые и незнакомые слова (с аппаратурой и без неѐ). Различать и опознавать на слух фразы с некоторыми изменениями в структуре: с инверсиями, с увеличением количества слов; незнакомые тексты из 4-5 и более предложений., отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту.
Дети с лѐгкой и средней тугоухостью в течение года должны научиться воспринимать на слух с аппаратами и без них не менее 160-180 новых речевых единиц.
5 год обучения.
Слабослышащие дети должны различать на слух и воспроизводить темп и ритм, темп и громкость, громкость и слитность звучаний, а также их высоту.
Опознавать на слух различные бытовые шумы и сигналы городского транспорта (с аппаратом и без него).
Распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы за все годы обучения.
Примерный речевой материал: Как твоя фамилия? С кем ты будешь играть?
С кем ты любишь играть? Что ты ел на завтрак? Что вчера было на ужин?
Где работает твоя мама? Кем работает твоя мама? Что ты делал сегодня утром? Где ты был в воскресенье? Ты умеешь кататься на лыжах? Положи книгу на большой стол. Считай до 15, до 20. и т. п. Названия городов, рек, времѐн года, цветов, продуктов и т. п.
Распознавать, а в дальнейшем различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы, тексты.
Вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям.
Различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках.
Например, точка-дочка-почка-кочка; девочка-девочки; лампа-лампочка;