Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Об условиях, устанавливающих право на пенсию за выслугу лет, нами уже говорилось в первой главе данной курсовой работы. При определении размера пенсии лицам, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается пенсия в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия (оклада по воинскому или специальному званию, и процентная надбавка за выслугу лет, включая доплаты в связи с индексацией денежного довольствия). Для тех, кто имеет общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба или служба, приравненная к ней: за общий трудовой стаж 25 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год свыше 25 лет - 1% указанных сумм денежного довольствия.
При этом минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть меньше 100% расчетного размера пенсии.
Понятие «расчетный размер пенсии» применяется с 2008 г. (до этого соответствующая величина была приравнена к размеру базовой части трудовой пенсии) в соответствующей нормативной правовой базе для определения минимальных размеров пенсий, а также доплат к ним. С 1 января 2010 г. в соответствии со ст.46 Закона о военных пенсиях расчетным размером пеней признается величина социальной пенсии, предусмотренная подп.1 п.1 ст. 18 Федерального закона №166-ФЗ, которая должна ежегодно индексироваться с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.
Представляется, что принятие решения о рассмотрении именно расчетной пенсии в качестве минимальной пенсии за выслугу лет не совсем корректно, поскольку социальные пенсии назначаются гражданам, не имеющим права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Поэтому «пересмотр выплат, установленных в связи с трудовой деятельностью в виде прохождения военной службы, не должен зависеть от динамики роста таких предоставлений, как социальные пенсии, даже несмотря на то, что с 1 января 2010 г. социальные пенсии могут рассматриваться в качестве определенной базовой величины (так, с учетом размера социальных пенсий будут рассчитываться иные пенсии по государственному социальному обеспечению)»30.
Приведенный выше порядок расчета размера пенсии не совпадает с порядком расчета, применяемым для федеральных государственных гражданских служащих, для исчисления пенсий, которым учитываются не только соответствующие оклады, но и все надбавки. Полагаем, что установленный для военнослужащих порядок расчета ведет к тому, что коэффициент замещения утраченного заработка при выходе их на пенсию значительно меньше 40%, поскольку все остальные выплаты денежного довольствия, кроме указанных выше, на размер пенсии не влияют. Представляется необходимым, с одной стороны, уменьшить количество надбавок, всевозможных доплат, с другой, - увеличить оклады по воинской должности и воинскому званию.
Кроме того, для лиц, проходивших военную службу, установлен и понижающий коэффициент 72,23% при расчете пенсии, что ставит в неравное положение военных пенсионеров, ушедших на пенсию до 2012 г., и пенсионеров 2012 г. и последующих лет. Пенсия, как уже неоднократно подчеркивалось, призвана компенсировать доход, утраченный бывшим работником вследствие прекращения его трудовой деятельности.
В соответствии действующим законодательством не устанавливается никакой привязки размеров денежного довольствия военнослужащего ни к МРОТ, ни к средней заработной плате по стране, что служило бы гарантией размеров получаемого денежного довольствия. Все эти вопросы отдаются на усмотрение Правительства Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно порядок пересмотра военной пенсии за выслугу лет. Эффективный механизм защиты от инфляции военных пенсий еще не создан. Отсутствует в соответствующем законодательстве применительно к пенсии за выслугу лет и понятие «индексация пенсий». Вместо него употребляется понятие «пересмотр пенсий». По сути, пересмотр пенсии за выслугу лет - установленная законодателем форма увеличения размера такой пенсии в целях ее защиты от инфляции в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и (или) расчетного размера пенсии.
Положение о пересмотре размеров денежного довольствия нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»31, которым установлено, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако решение об увеличении размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством России, постановлениями которого устанавливается и увеличение пенсий за выслугу лет. Но на практике нередки ситуации, когда денежное довольствие увеличивается (даже база для исчисления пенсии), а пенсия за выслугу лет, которая уже выплачивается военному пенсионеру, – нет.
Как уже отмечалось, в настоящее время существуют следующие основания для пересмотра военных пенсий: при увеличении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников государственных органов, где законом предусмотрена военная служба
, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия; увеличение расчетного размера пенсии, установленного в ст.46 Закона о военных пенсиях. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
Более четкая формулировка этого положения нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», где пп.4 п.1 ст.1 установлено, что Правительство России обеспечивает ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. Исходя из соответствующего законодательства, можно сделать вывод, что размеры военных пенсий жестко привязаны к размерам окладов денежного довольствия военнослужащих. Проанализируем, каким образом военная пенсия индексировалась в предшествующие годы. Уровень инфляции, согласно приведенным ниже федеральным законам, составил (таблица 1).
Таблица 1
Уровень инфляции в Российской Федерации в 2017-2021 гг.
Год | Уровень инфляции | Федеральный закон |
2017 | 6,5% | Федеральный закон от 03 декабря 2014 г. №216-ФЗ |
2018 | 11,4% | Федеральный закон от 02 декабря 2017 г. №349-ФЗ |
2019 | 12,9% | Федеральный закон от 01 декабря 2018 г. №384-ФЗ |
2020 | 5,4% | Федеральный закон от 14 декабря 2019 г. №359-ФЗ |
2021 | 2,5% | Федеральный закон от 19 декабря 2020 г. №415-ФЗ |
За 5 последних лет | 44,60% | Инфляция рассчитана на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой статистики |
По ранее действующему законодательству (а именно в силу п.2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащего»), при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышались (индексировались) размеры денежного довольствия военнослужащих. Денежное же содержание по должностям федеральной государственной службы индексировалось и индексируется в соответствии с п. 11 ст.50 Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе».
Сравним проведенную индексацию денежного довольствия военнослужащих (а именно той его части, которая является базой для исчисления военных пенсий) с уровнем инфляции и с тем, каким оно должно было бы быть согласно законодательству (таблица 2, Рис. 1):
Таблица 2
Соотношение уровня инфляции, предусмотренной законом индексации денежного довольствия военнослужащих с фактическим повышением размеров денежного довольствия военнослужащих в 2017-2021 гг.
Год | Уровень инфляции | Размер повышения, который должен был быть по закону | Фактическое повышение |
2017 г. | 6,5% | 8,5% - с 01.01.2017 | 2% (увеличение понижающего коэффициента -56%) |
2018 г. | 11,4% | 13,4% - с 01.01.2018 | 2% (увеличение понижающего коэффициента - 58%) |
2019 г. | 12,9% | 14,9% - с 01.01.2019 | 8,78% (увеличение понижающего коэффициента - 66,78%) |
2020 г. | 5,4% | 7,4% - с 01.01.2020 | 2,67% (увеличение понижающего коэффициента - 66,78%) |
2021 г. | 2,5% | 4,5% - с 01.01.2021 | 2,78% (увеличение понижающего коэффициента - 72,23%) |
Рис. 1. Соотношение уровня инфляции и фактического повышения денежного довольствия военнослужащих
Проведенный анализ показал, что увеличение (индексация) денежного довольствия (базы для исчисления пенсии) за пять лет не проводилось, увеличивался только «понижающий коэффициент». Помимо этого, индексация проводилась за счет увеличения разного рода надбавок и дополнительных выплат при неизменном размере окладов по должности и по специальному званию. Ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с военными пенсиями, можно назвать критической.
2.3 Актуальные проблемы социальной защиты военнослужащих и пути их решения
Как нами уже упоминалось выше, военная служба отличается от иных видов трудовой деятельности повышенным риском гибели военнослужащего, нанесения вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и (или) социального положения, как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Риск материальной необеспеченности военнослужащего (и/или членов его семьи) может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, но и прекращения военно-служебных отношений (увольнения из соответствующих структур по разным основаниям).
Представляется, что в силу особого характера военной службы военная пенсия (в том числе пенсия за выслугу лет) должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью (жизни), а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренных соответствующим законодательством).
Проведенный нами анализ нормативных источников показывает, что по ряду объективных и субъективных причин единая правовая основа, устанавливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих, в настоящее время отсутствует.
Положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, разнесены по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам, что затрудняет как теоретическое осмысление данной проблемы, так и правоприменительную практику. Подчас эти положения противоречат друг другу (например, это нередко наблюдается при сопоставлении военного и общегражданского законодательства в анализируемой области).
Пенсионное обеспечение разных категорий военнослужащих регулируется разными законами. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих, про- ходивших военную службу по призыву, регулируется Законом №166-ФЗ; военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - Законом о военных пенсиях; пенсии федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации, в случае замещения их гражданскими лицами (куда относятся должности, в частности, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, начальника инспекции Министерства обороны Российской Федерации и еще целый ряд иных должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»), исчисляются и выплачиваются опять же в соответствии с Законом №166-ФЗ.
Так, согласно дополнениям, внесенным в п.2 ст.44, п.1 ст.49 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»32, а также в ч.13 ст.35 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2010 №403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации»