Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Понятие «эмоция» в психологии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности эмоциональной сферы человека
1.1 Понятие «эмоция» в психологии
1.2. Развитие эмоциональной сферы личности на разных возрастных этапах
2. Особенности процесса общения в жизни человека
2.1. Вербальные и невербальные способы общения
2.2. Роль психолога в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями процесса коммуникации
В дошкольном возрасте он постигает новые эмоциональные переживания, так как меняется его социальный статус, предпочтения, кумиры.
В младшем школьном возрасте снова происходит смена социальной роли ребенка. В первые школьные годы у большинства детей повышена тревожность, что нередко приводит к аутоагрессии, агрессии к окружающим (в частности к одноклассникам), подавленности, неуспехам. В этот период особенно важно избавляться от отрицательного эмоционально фона, но к сожалению большинство детей не умеет этого делать.
В подростковом возрасте появляется дружба, любовь, что тоже предусматривает проявление эмоций и чувств, однако подростки этого стесняются или проявляют «неправильные» эмоции, что приводит к нарушению нормального процесса общения.
Во взрослости так же встречаются проблемы выражения свои эмоций, которые тянуться из детства.
Поэтому развивать эмоциональную сферу необходимо с раннего возраста, особенно у детей, имеющих трудности в развитии и социальной адаптации.
Во – вторых, не сформированные вербальные, а особенно невербальные средства общения могут угнетать эмоциональный фон человека. Накопившиеся отрицательные эмоции несомненно могут привести к неврозам, панике, расстройству сна и так далее. К этим состояниям может привести и накопившееся множество положительных эмоций. Тут – то и придут на помощь именно невербальные средства общения. Они очень эффективно помогут в решении данной проблемы. Ведь именно через невербальное общение снимается физическое напряжение.
В – третьих, эмоции выражают чувства и, как правило, через невербальные средства. Видимо так легче, так эффективнее. Так устроен человеческий организм. Его физиологические особенности заставляют, подвигают проявлять эмоции посредством невербального общения. Где-то кивнуть головой, где-то махнуть рукой, где-то улыбнуться. Вывод такой, что только вербально человек не может передать свое эмоциональное состояние в полном объеме.
В – четвертых, по результатам практической работы я подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что невербальное проявление эмоций снижает уровень стресса и тревожности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, процессы невербального общения и развития эмоционально-волевой сферы прямо пропорционально взаимосвязаны между собой. И если невербальные процессы могут протекать без эмоционально, то эмоции нельзя проявить без жестов, мимики и иных средств невербального общения. Нередко люди об этом задумываются. Однако применяют это правило абсолютно на инстинктивном уровне, движения и действия выученные с детства, которые передаются из поколения в поколение, возможно на генетическом уровне (например, жесты и мимика отца и сына нередко схожи).
Данная тема полностью изучена. Рассмотрена в психологической, педагогической, медицинской литературе. Однако остаются еще проблемы именно в практическом применении специалистами знаний. Выявляется недостаточность внимания к детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы, выдвигается на первый план умственное развитие ребенка, что является ошибкой построения процесса обучения и развития. Если в образовательных организациях будут учтены данные положения, то наверняка проблем во взаимоотношениях станет меньше.
Список использованных источников
1 |
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. |
2 |
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2010. |
3 |
3. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. - М.: АСТ: Астрель, 2006. |
4 |
4. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. |
5 |
5. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 6. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М: ПЕР СЭ, 2006. |
6 |
8. Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. |
9 |
9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. |
1 |
10. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2008. |
11. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012.
12. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013.
13. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012.
14. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. Психологический журнал, 2004, т. 25, с. 75-85.
15. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога). – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.