Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Понятие «эмоция» в психологии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности эмоциональной сферы человека
1.1 Понятие «эмоция» в психологии
1.2. Развитие эмоциональной сферы личности на разных возрастных этапах
2. Особенности процесса общения в жизни человека
2.1. Вербальные и невербальные способы общения
2.2. Роль психолога в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями процесса коммуникации
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей.
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях
Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент.
Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.
И в жизни взрослого человека, и в жизни ребёнка эмоции играют важную роль. Для малыша — эмоции своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира , определитель их ценности . Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока ещё маленький мир .ю именно с их помощью даёт понять окружающим .ю что он сейчас ощущает .
В отечественной психологии , начиная с работ Л.С. Выготского , утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития . Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций , в частности на этапах младенческого , раннего и дошкольного детства .
Развитие эмоций в младенчестве .
Первые эмоции ребёнка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов , к которым он привык в утробе матери . Чуть позже , выражаясь в крике и в плаче , эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребёнка ( голод , недомогания , мокрые пелёнки , желание спать и т. д. ) В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха ,которая может быть вызвана резким изменением среды , положения , громкими звуками и т.д. Физиологическая природа данных эмоций—безусловные рефлексы ( рефлексы , осуществляемые на основе постоянной , генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами. На данном этапе удовлетворения витальных потребностей создаёт лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости. Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым , который не только обеспечивает уход , но и стремится наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему , начинают развиваться положительные эмоции .
Существенным этапом эмоционального развития ребёнка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных ,которые возникают не только в связи с ощущениями , но уже и в связи с представлениями . Это свидетельствует о расширении информационных полей , стимулирующих появление всё новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания . Постепенно расширяются и потребности ребёнка , которые уже не ограничиваются только органическими .
Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира , возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Представление — наглядный образ предмета, возникающий на основе прошлого опыта.
Как отмечает Г.А.Урунтаева (Дошкольная психология .М., 1999 ), первая социальная эмоция — улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склонённое лицо—появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе . К 3-4-м месяцам положительные эмоции складываются в « комплекс оживления » , представляющий собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством . Необходимо отметить , что до 6 месяцев общение вызывает у ребёнка только положительные эмоции .Кроме того , негативные эмоциональные переживания взрослого , обращённые к нему , не воспринимаются . И только во втором полугодии своей жизни ребёнок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого , чутко реагируя на его мимику , интонационную окраску голоса , его действия . На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание.
Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым , то уже после 4 месяцев её способна вызвать и игрушка . Побудительным фактором становится новизна предметов , попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования . Удовольствие доставляет и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты . Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его «заражение» эмоциями окружающих людей . Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления , возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя .Это чувство берёт своё начало в ориентировочном рефлексе «что такое?» . В эмоциональном развитии в младенческом возрасте можно выделить такие ключевые моменты :
- для детей младенческого возраста характерными являются приметивные эмоции , вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей ;
- основным средством общения в довербальный период для ребёнка являются выразительные эмоциональные реакции ;
- способность к дифференциации эмоций у ребёнка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым;
- расширение источников информации способствует развитию познавательной активности , находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления ;
- закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким взрослым , в основе которых лежит подражание .
Развитие эмоций в раннем детстве .
Как и в младенческом возрасте , эмоции ребёнка раннего возраста неустойчивы , кратковременны и имеют бурное выражение .Также характерным является эффект «эмоционального заражения» . Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют всё поведение ребёнка , именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо . Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции . Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо-плохо».
К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства : радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением ; постепенно различия касаются и характера музыки, её «настроения» . Но если в младенческом возрасте радость вызывает всё и блестящее , то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного , основываясь на оценках взрослых . Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение , пение , рисунок .
Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающем. В этот период ребёнок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.
Е.Волосова отмечает , что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неупешностью их предметной деятельности . Источником проявлений данных эмоций могут являться : объект предстоящего действия , ситуация , в которой предстоит действовать , собственные действия , результат самостоятельной деятельности . Другими словами , переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями , а также результатами своей деятельности . В связи с этим можно утверждать , что «происходит дальнейшая социализация эмоций».
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого , проявление ревности к сверстнику , с которым приходится его делить . При обращении внимания взрослого на состояние другого ребёнка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией . В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам , что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях . В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале , поощрению с их стороны .
Особое значение приобретает слово, включённое в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений , сначала подкрепляемое мимикой и интонацией , а затем и без таковых .Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения , заключающаяся в связи слова и представлений , что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребёнка .
В ситуации развития у ребёнка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия , a также чувство стыда . Последнее , по мнению Р.Х.Шакурова , свидетельствует о формировании у ребёнка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения .
Определены такие ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста :
- эмоции также неустойчивы и изменчивы ,как и в младенческом возрасте;
- эмоции являются мотивами поведения ребёнка , что объясняет их импульсивность ;
- более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные , эстетические и нравственные эмоции , особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости , симпатия , сочувствие и чувство стыда ;
- особое условно-эмоциональное значение приобретает слово , которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков .
Развитие эмоций в дошкольном возрасте . Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов , появлением новых интересов и потребностей . Чувства ребёнка-дошкольника постепенно теряют импульсивность , становятся более глубокими по смысловому содержанию .Тем не менее остаются трудноконтролируемые эмоции , связанные с органическими потребностями , такими как голод , жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника . Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого , то теперь он может испытывать радость , предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих .
Постепенно ребёнком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация , мимика , пантомимика . Овладение этими выразительными средствами , кроме того , помогает ему глубже осознать переживания другого .
Своё влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности , в частности , включение речи в эмоциональные процессы , что приводит к их интеллектуализации .
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребёнка и усложнением его отношений с окружающим миром .
Около 4-5 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание , являясь основанием этого чувства , способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований , которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых .Наиболее яркое чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет .
Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления , радости открытий .
Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка .
Ключевыми моментами эмоционального развития этого возраста являются:
- освоение социальных форм выражения эмоций ;
- формируется чувство долга , получают дальнейшее развитие эстетические , интеллектуальные , моральные чувства ;
- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными ;
- эмоции являются показателем общего состояния ребёнка , его психического и физического самочувствия
Сравнительная характеристика эмоционального развития ребёнка раннего и
дошкольного возраста .
Характеристика эмоционального развития ребёнка раннего возраста (1 – 3 года ) |
Характеристика эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста ( 3 – 7 лет ) |
Эмоциональные реакции непосредственно связаны с потребностями витального характера; эмоциональные реакции бурные, легко провоцируемые ; отсутствует соподчинение мотивов; эгоцентризм распространяется на все сферы взаимодействия; зарождается самосознание, самоидентификация; ориентация на оценку взрослого; самооценка завышена |
эмоциональный фон значительно уравновешен ; развивается эмоциональное предвосхищение; слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний ; формируется чувство долга как по отношению к сверстникам , и по отношению ко взрослым ; эмоции подчиняются общей иерархии мотивов |