Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Понятие «эмоция» в психологии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности эмоциональной сферы человека
1.1 Понятие «эмоция» в психологии
1.2. Развитие эмоциональной сферы личности на разных возрастных этапах
2. Особенности процесса общения в жизни человека
2.1. Вербальные и невербальные способы общения
2.2. Роль психолога в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями процесса коммуникации
Таким образом, в раннем и дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться эмоциональный фон. Ребенок приобретает и учится использовать соответственно ситуациям, настроению, оппоненту, определенную эмоциональную окраску взаимодействия, то есть коммуникации. В дошкольном детстве эмоции спонтанные, иногда нерегулируемые. Ребенок неподдельно использует мимику, жесты, тем самым начиная свое общение с окружающим миром, и уже проявляя протест или согласие с тем или иным обстоятельством. Окрас эмоциональных проявлений достаточно разнообразен и богат.
Эмоциональное развитие младшего школьника.
Поступление в школу оказывает большое влияние на эмоциональную сферу детей в связи с расширением и усложнением содержания деятельности и возрастанием количества эмоциогенных объектов. Те стимулы, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, на младших школьников перестают действовать. С поступлением в школу подавляющее большинство эмоциональных реакций вызываются не игрой и общением, а прежде всего процессом и результатом учебной деятельности, удовлетворением потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте крайне редко встречаются случаи безразличного отношения к учению, большинство младших школьников очень эмоционально реагируют на оценки и мнения учителя.
В исследовании Н.А. Степановой выявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс. Типы эмоциональных реакций учащихся на неуспех в интеллектуальной деятельности имеют собственную динамику. Наблюдается снижение числа учащихся с адекватным типом эмоциональных реакций от 2-го к 4-му классу и возрастание числа учащихся с рискующим типом от 2-го класса к 4-му. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, данная тенденция отражает рост более критичного и избирательного отношения учащихся к выполняемой работе, наличие стремления заслужить похвалу взрослого через оправдание своих неудач внешними обстоятельствами. Выявленные особенности могут быть следствием повышения тенденции к самостоятельному принятию решений (с помощью критерия хи-квадрат выявлены значимые различия между 1-м и 3-м классами), изменения иерархии ценностей, образовательных потребностей и интересов
Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.
Эмоциональное развитие подростка.
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до шести-семи слов (А. Г. Закаблук). Начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям (К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская).
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но
и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезнен-
нее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;
8) проявление гражданского чувства патриотизма.
Таким образом, в подростковом возрасте происходит значительный перелом в эмоциональной сфере несовершеннолетнего. Его эмоции уже достаточно регулируемые. Подросток в полной мере «играет» своими эмоциями, развитие которых уже на достаточно высоком уровне. Достаточно методично несовершеннолетний применяет эмоциональную окраску в проявлении тех или иных чувств.
Эмоциональное развитие взрослого (в том числе пожилого человека).
Во взрослом возрасте, примерно с 18 лет, эмоциональная сфера человека сформирована и развита в полном объеме. Человек способен в совершенстве применять эмоции, используя их для построения процесса взаимодействия, а так же для проявления своих чувств (страха, гнева, удовольствия, радости и других).
Однако следует отметить, что данное развитие ситуации эмоционального фона соответствует описанию полностью здорового человека физически и психически.
С годами, когда человек приближается к среднему и пожилому возрасту, могут происходить различные процессы, влияющие на проявление эмоций. Здесь уместно говорить о факторах внутриличностных и внешней окружающей действительности.
Старея, индивид утрачивает эмоциональное разнообразие проявление чувств. Как правило, это происходит за счет уменьшения показателей здоровья (например, появляются хронические болезни), снижаются жизненные силы, жизненная энергия, обесцениваются целевые векторы и так далее.
Говоря о внешних факторах окружающей среды, следует отметить, что наиболее значимыми являются такие отрицательные факторы, как снижение уровня материального положения, политическая нестабильность, другие аналогичные составляющие.
Таким образом, к закату жизненного пути человек уже не так ярко и живо реагирует на различные ситуации, жизненные моменты. Возможно, не применяет эмоции для построения процесса общения. Эмоциональный фон становится достаточно сдержанным, однообразным, единичным.
Изучив теоретические аспекты по теме, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие играет огромную роль в процессе развития личности в целом. Эмоции человека разнообразны, индивидуальны в проявлении и применении. В каждом возрасте эмоциональный фон претерпевает количественные и качественные изменения. Эмоциональность помогает поддерживать нормальный жизненный тонус, способствует положительному психологическому балансу человека. Человек читается высшим разумным существом на Земле, в том числе за умение в совершенстве проявлять эмоции и чувства.
2. Особенности процесса общения в жизни человека
2.1. Вербальные и невербальные способы общения
Общение - жизненно необходимый процесс для человечества. Это достаточно разнообразный процесс установления межличностных контактов, связей. Без данного процесса не было бы развития человека и общества в целом. Общение окружает нас по- всюду. В домашних условиях – с родственниками, животными, на работе – с коллегами, партнерами, различными
службами. Общение это ценностный, целенаправленный процесс взаимодействия и обмена информацией. Так что же такое «общение» в научных литературных источниках?
Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформированности личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
- передача информации
- восприятие друг друга
- взаимооценка партнерами друг друга
- взаимовлияние партнеров
- взаимодействие партнеров
- управление деятельностью и т.д.
Говоря о процессе общения, стоит отметить, что в научной литературе выделяют виды и функции общения, которые представлены в Таблице 3 и Таблице 4 ниже. Данные представленные классификации достаточно распространены в научных источниках.
Таблица 3
Таблица 4
Из данных таблиц видно, что процесс общения - достаточно разноплановый процесс, имеющий обширные функции, назначение и применение. Так же существует достаточное разнообразие видов общения, в частности по их функциональности.
В научной литературе, педагогической литературе разделяют общение на вербальное и невербальное.
Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Другими словами вербальное общение строится через голос, речь. Данный вид общения воспринимается на слух. Произносятся слова, звуки.
Данное общение является достаточно распространенным и активным. Оно наиболее значимо и информативно. Несет в себе большое количество информации, передача которой осуществляется через речевые средства понятные для собеседника. Важнейшее требование к вербальному общению - это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. Этoт тип oбщeния мoжeт нecти в ceбe функцию cooбщeния либo пoбуждeния. Ecли чeлoвeк укaзывaeт нa кaкoй-либo пpeдмeт, тo этo укaзaтeльнaя (индикaтивнaя) функция. Bыpaжaя cвoи мыcли, чeлoвeк пoльзуeтcя функциeй выcкaзывaния (пpeдикaтивнoй). Eщe oднa вaжнaя зaдaчa, кoтopую выпoлняeт cлoвecнoe oбщeниe – cтимулиpoвaния чeлoвeкa к дeйcтвию, peшeнию, жeлaнию. Этa функция тaк и нaзывaeтcя – функция пoбуждeния. Ocoбeннocтью являeтcя тo, чтo oгpoмнoe знaчeниe имeeт эмoциoнaльнaя oкpacкa peчи. Oдни и тe жe cлoвa, пpoизнeceнныe c paзнoй интoнaциeй, мoгут вызывaть у coбeceдникa paзную peaкцию: coглacиe либo aгpeccию, жeлaниe зaдумaтьcя. Toчнo тaк жe oдну и ту жe мыcль мoжнo дoнecти, иcпoльзуя paзныe cлoвa, тeм caмым oкaзывaя paзличнoe вoздeйcтвиe нa oппoнeнтa.