Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам.
Аукцион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.
Таким образом, в определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о продаже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов. Среди способов приватизации государственного и муниципального имущества имеются такие, которые могут быть реализованы исключительно путем проведения открытых торгов.
Форма торгов избирается собственником реализуемой вещи (обладателем права), если иное не будет установлено законом. Однако его выбор ограничен лишь двумя возможностями: торги могут быть проведены в форме либо конкурса, либо аукциона. Разница между ними заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, предложит лучшие условия. В свою очередь, и аукцион, и конкурс могут быть открытыми или закрытыми.[29]
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными, что влечет за собой недействительность договора, заключенного по их результатам. Аукцион или конкурс, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.
2.3. Предложения по совершенствованию приватизационного законодательства
С формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.
- Договор приватизации государственного или муниципального имущества заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые же договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Предложение о том, чтобы урегулировать п. 6 ст. 448 ГК РФ
Законодательно установлено
п. 6 ст. 448 ГК РФ (также как и в новой редакции) предусмотрено, что финальный документ о результатах торгов, имеющий силу договора, должен быть подписан между лицом, выигравшим торги, и организатором торгов. Из данного положения следует, что если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов.
Недостатки
С практической точки зрения в п. 6 ст. 448 ГК РФ данное ограничение (если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов) создает препятствие для участников хозяйственного оборота привлекать организатора торгов, действующего от своего имени, только для выполнения функций по организации и проведению торгов (организатор торгов будет при этом нести ответственность перед участниками торгов), без передачи ему функции выступать стороной договора.
Предложение
Данное ограничение(если организатор торгов при проведении торгов действует от своего имени, его следует считать стороной договора, заключаемого по результатам торгов)не является оправданным.
Обоснование
Решение спорных вопросов, возникших при применении Гражданского кодекса Российской Федерации, несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.
- Предложение о том, чтобы урегулировать Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ
Законодательно установлено
Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ оставлено без изменения правило о том, что протокол о результатах торгов должен быть подписан в день проведения конкурса или аукциона.
Недостатки
На практике при проведении сложных конкурсов соблюдение данного правила проблематично, особенно если лицо, победившее в торгах, находится в другом регионе.
Предложение
Поэтому более целесообразно было бы предусмотреть возможность подписания финального документа с победителем не обязательно в день подведения итогов торгов, но и в иной срок, заранее указанный в извещении о проведении торгов, с учетом специфики и сложности торгов. Вместе с тем, Законом № 42-ФЗ такая возможность не предусмотрена.
Обоснование
Решение спорных вопросов, возникших при применении Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 года № 42-ФЗ, несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.
- Предложение о том, чтобы урегулировать статью 20 Федерального закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
Законодательно установлено
Согласно статье 20 Федерального закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу.
Порядок и способы приватизации государственных (муниципальных) предприятий определяются законодательством о приватизации и Государственной программой приватизации.
Недостатки
Внести в ст. 20 Федерального закона Российской Федерации«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» некоторые условия приватизации.
Предложение
В целях совершенствования законодательства предлагаются следующие меры.
Во-первых, установить обязанность претендентов на участие в приватизационном конкурсе или аукционе раскрыть информацию о выгодоприобретателях.
Во-вторых, ограничить возможность участия в торгах физических лиц, являющихся гражданами государств - оффшорных юрисдикций, юридических лиц, зарегистрированных в таких государствах, а также контролируемых ими российских юридических лиц.
В-третьих, предоставить возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий для проверки подлинности документов и исследования юридической личности граждан и организаций, которые принимают участие в приватизации.
Решение спорных вопросов, возникших при применении статьи20 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», несомненно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию гражданского законодательства.
Выводы:
Подводя итоги второй главы, можно сказать, что необходимо также учесть, что проводившийся в последние годы эксперимент по передаче функций по распоряжению имуществом военного назначения от Росимущества к Минобороны России доказал неэффективность и потенциальную коррупциогенность размывания полномочий по управлению публичным имуществом по отраслевым министерствам и ведомствам.
Также следует усилить координирующую роль Росимущества по ведению государственных информационных ресурсов, содержащих сведения из государственного кадастра недвижимости и государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, в части информации об объектах публичной собственности.
Также именно Росимущество должно стать ведущим государственным органом в работе по предотвращению скрытому, часто полукриминальному выводу государственных активов через преднамеренное банкротство, исполнительное производство. При этом необходимо усилить ответственность, как гражданско-правовую, так и уголовную, руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, и акционерных обществ с преобладающим участием государства за незаконный вывод активов. Также целесообразно рассмотреть вопрос о создании наблюдательных советов в государственных и муниципальных унитарных предприятиях по аналогии с акционерными обществами.
Естественно, что после принятия государственной программы по управлению федеральным имуществом необходимо обеспечить ее реализацию материальным фундаментом – выделить соответствующие бюджетные средства Минэкономразвитию и Росимуществу. Управление и распоряжение имуществом – важнейший, сложный комплекс работ – здесь и формирование реестра, оценка имущества, его страхование, деятельность экспертов, представителей государства. Всё это требует принятия целевого финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы была рассмотрена тема, раскрывавшая особенности заключения на торгах договора приватизации государственного или муниципального имущества. Были затронуты вопросы раскрывшие сущность темы, ее актуальность и значимость, а также другие вопросы.
В заключение проведенного исследования можно сделать определенные обобщающие выводы:
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.
Законодатель, предусмотрев, для заключения договоров в отношении госимущества обязательное проведение конкурса или аукциона, отсылает нас к порядку, предусмотренному в Законах № 115-ФЗ и № 178-ФЗ.
Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен порядок проведения аукционов и конкурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О приватизации государственного и муниципального имущества"
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов
- Богатырев М А Приватизация как гражданско-правовой институт / М А Богатырев // Право и экономика - 2016 - № 10
- Гончаров А. И., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Вернуть понятие собственности в материалистическое русло / А. И. Г ончаров, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - № 3 (16). - С. 242-248.
- Гуськова И. В., Антюшин М. В. Управление человеческими ресурсами в современный период / И. В. Гуськова, М. В. Антюшин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 1 (34). - С. 18-23.
- Дзедик В. А. Повышение результативности систем менеджмента качества на основе инструментальных средств поддержки принятия решений / В. А. Дзедик // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3 (13). - С. 131-135.
- Зельдер А. Г., Ширяева Р. И. Приватизация в России: новый этап, неучтенный опыт и возможная альтернатива // Экономические науки. 2012. № 1(86)
- Камышанский В. П. Приватизация предприятий. Право собственности / В П Камышанский - М , 2016.
- Коваленко Н. В., Ковшикова Е. В., Лобызенкова В. А. Теоретические аспекты роли знания в современном управлении организацией / Н. В. Коваленко, Е. В. Ковшикова, В. А. Лобызенкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 3 (32). - С.70-75.
- Комарицкий С. И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций / С И Комарицкий // Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права - М : Статут, 2014
- Коптев В. П. Российская приватизация и формирование национальной модели управления предприятием // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31.
- Коршунов Н М Приватизационный процесс Российской Федерации: Методология правового регулирования: Дис.док. юрид наук / Н М Коршунов - М , 2013.С.88
- Максимов Б , Сесекин В Вопросы регулирования имущественных отношений, связанных с объектами охраняемой интеллектуальной собственности, возникающие в процессе приватизации / Б . Максимов, В . Сесекин // Хозяйство и право. 2016. - № 10
- Малова Т. А. Анализ процесса капитализации рыночной стоимости в условиях экономического кризиса / Т. А. Малова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 2 (12). - С. 53-59.
- Мержо М. Ш. Направления усовершенствования системы управления государственной и муниципальной собственностью в регионах Северного Кавказа Российской Федерации / М. Ш. Мержо // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 3 (36). - С. 84-91.
- Трофимова А Х Особенности правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества Дис.канд. юрид. наук / А. Х. Трофимова. - М ., 2012
- Тяпкина Е .А. Правовые проблемы приватизации государственных предприятий Дис...канд. юрид. наук / Е.А. Тяпкина. - М., 2003
- Тяпкина Е А Способы приватизации / Е .А. Тяпкина // Гражданин и право. - 2016. - № 2