Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ»[12] конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» , который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 22.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.[13]

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц - покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год[14] и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

1.3. Итоги приватизации

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. В советское время был введен ранее неизвестный механизм реализации государственного имущества - приватизация, которая повлекла за собой ускоренную распродажу производственных активов российской экономики за бесценок. Приватизация в России с самого начала была задумана и осуществлена как политическая, а не как экономическая задача. Позднее было указано, что приватизация в России должна нести характер источника пополнения федерального бюджета, однако глобальных изменений в институте приватизации так и не произошло. Рассматривая особенности приватизации в России, можно выделить два основных направления (рис. 1).

Рис. 1. Направления приватизации в РФ

Приватизация крупных и средних государственных предприятий осуществлялась в форме акционирования, то есть преобразования государственных предприятий в акционерные общества открытого и закрытого типов. Акционирование было самым распространенным способом приватизации, так как в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство. Был разработан и законодательно ут-вержден механизм этой приватизации, который включал: 1) программу приватизации, утвержденную правительством; 2) правовые нормы, регулирующие трудовые, имущественные и иные отношения, возникающие в процессе приватизации; 3) органы управления приватизацией; 4) формы участия трудящихся в приватизации; 5) финансовый механизм; 6) чековый механизм.[15]

Другое направление - приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазинов, ресторанов, ателье, парикмахерских), а также небольших производственных предприятий с численностью работающих до 200 человек.

Полагали, что малая приватизация в короткие сроки создаст большую и сильную группу частных собственников, которые и будут основными инвесторами . Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества в бюджеты разных уровней и их структура представлены на рис. 2.


Рис.2. Структура источников средств от приватизации государственного и муниципального имущества

Анализ динамики изменения присутствия государства в экономике, показывает, что доля присутствия государства в экономике России активно снижается. Необходимо отметить, что доля средств, поступающих в бюджеты разных уровней, находится на сравнительно низком уровне, за последние 10 лет ни разу не достигнув даже 1%. При этом, в европейских странах аппарат приватизации принес разительную прибыль (рис. 3).

Рис. 3. Доходы от приватизации в станах ЕС в 2009 г., млн. евро

Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что кризисные явления в экономике однозначно влияют на процессы преобразования собственности, приводя к необходимости приватизации с целью сокращения бюджетного дефицита или национализации для оздоровления убыточных компаний . [16]

С наступлением кризиса в экономики России актуальными становятся вопросы управления государственной собственностью в условиях обострения международной ситуации. Приватизация выступает одним из основных инструментов по решению вопросов покрытия бюджетного дефицита, так как может обеспечить бюджет значительными объемами денежных средств в сжатые сроки.

Проанализировав программы приватизации 2014-2016 гг., можно отметить, что Российская Федерация по состоянию на 01.01.2013 года являлась собственником имущества 1759 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2337 акционерных обществ, то есть приватизация крупнейших компаний продолжалась и расширялась. А проведенные крупные сделки по многим критериям можно охарактеризовать как эффективные: все объявленные продажи были успешно завершены, активы были реализованы и в ряде случаев - со значительным превышением цены продажи над первоначальной ценой . Новый этап реформирования государственного сектора в России также предполагает значительное сокращение масштабов государственного участия в экономике. Согласно прогнозному плану приватизации на 2017-2019 гг., Российская Федерация является собственником имущества 1247 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 1704 акционерных обществ. Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 2017-2019 гг. в размере 5,6 млрд. руб. ежегодно, в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2014-2016 гг..


Выводы:

Таким образом, приватизация государственного имущества является одним из способов улучшения экономического состояния, а также роста социального благополучия граждан не только в России, но и в других странах. Экономические преобразования последних десятилетий, произошедшие в нашей стране можно оценить как положительные для развития экономики. Однако, анализируя зарубежный и российский опыт приватизации становится очевидным, что, имея позитивные цели, она вызывает активизацию антиобщественных проявлений. Этому способствуют злоупотребление и превышение установленных законом полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом; невыполнение органами своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации, необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж, коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации и другие. Отмеченное настоятельно требует более жесткого контроля со стороны государства за процессом приватизации государственного и муниципального имущества.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХ ДОГОВОРАПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

2.1 Общие условия для аукциона и конкурса

Аукцион — это форма проведения торгов, в соответствии с которой право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему наиболее высокую цену. Других условий аукцион не предусматривает (ст. 447-449 ГК РФ). Особенности аукционов при продаже приватизируемого имущества определены ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001года № 178-ФЗ.[17] и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года №585.[18]


На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Согласно п. 1 ст. 448 ГК РФ[19] аукционы могут быть открытыми и закрытыми.

Решение по делу № 33-9185/2017 от 03 мая 2017 года. Судебная коллегия рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поадрес и городу Давлеканово к КАИ о признании договора аренды земельного участка незаключенным, встречному иску КАИ к Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании с Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан задатка в двойном размере и расторжении договора аренды, по апелляционной жалобе главы Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.

Согласно п.1 ст.420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В соответствии с п.п. 2, 4, 5 ст.448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения встречных исковых требований КАИ к Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании с Администрации сельского поселения Сергиопольский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан задатка в двойном размере и расторжении договора аренды.[20]