Файл: Контрольная работа на тему Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями по учебной дисциплине Детская литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями.
по учебной дисциплине: Детская литература
Выполнил(а): Томилова Н.А.
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Форма обучения: заочная
Оценка: ____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2022
1.Прочитайте текст. Определите его жанр, прокомментируйте своё решение.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь» говорит, что перед тем, как совершить что-то, необходимо подумать, проанализировать то, что собираешься сделать или сказать, представитель последствия. Каждое действие, которое может повлечь за собой необратимые последствия, должно быть продуманным холодной головой, ведь отмерять можно сколько угодно, но после того как отрежешь вернуть все на прежние места уже не получится. Это пословица несет в себе великую житейскую мудрость, совет предков, как избежать опрометчивых решений и не совершать ошибок.
Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нужно подумать несколько раз, прежде чем действовать. Простой пример: маркетинг и активная реклама различных продуктов, новинок в сфере продуктов, техники и прочих гаджетов, соблазняющих на покупку. Увидев рекламу или зайдя в магазин, человеку необходимо включить здравый смысл и несколько раз подумать, по карману ли сейчас новомодная покупка, не является ли она пустой тратой средств, ведущей за собой последствия?
Бывают ситуации, когда решение необходимо принять быстро, но если все же есть время подумать, то относительно любого вопроса стоит разделить все «за» и «против» и с непредвзятым отношением проанализировать последствия того или иного решения.
Человек – это разумное существо, наделенное возможностью мыслить и анализировать, рационально подходить к решению различных задач. В противном случае, если принимать спонтанные и необдуманные решения, ситуация может обернуться против. На этот случай есть еще одна хорошая пословица «поспешишь – людей насмешишь».
Для достижения высоких результатов необходимо уметь прогнозировать результат, не торопиться с выводами и решениями. Собранность и расчетливость мыслей, здравый смысл и холодный ум в процессе принятия решения поможет достичь лучших результатов и добиться цели.
2. Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями.
Введение
Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученикам нравилось учиться в школе, чтобы не пропадал интерес к учебным предметам, к новым знаниям. Все дошкольники любят слушать стихи, сказки, рассказы, читаемые взрослыми. Но уроки чтения не являются любимыми уроками для большинства учеников.
В основном учащиеся заняты работой на уроках математики и русского языка. Но на уроках чтения мы видим, как часто отвлекаются ученики.
Сделать уроки чтения более продуктивными, более интересными для учеников – вот задача, которая заставляет взяться за изучение этой темы.
Совершенный читательский навык лежит в основе успешного обучения школьников. Дети, не умеющие правильно читать, испытывают трудности и в изучении русского языка, и в изучении естествознания, истории, и даже, математики.
Первый шаг в становлении читательской личности – овладение правильной техникой чтения (различение букв, слогов, чтение по слогам, плавное произнесение всего слова, чтение целыми словами). На уроках и в процессе самостоятельного внеклассного чтения ученик развивает читательские умения и навыки. Параллельно учителя проводят работу над выработкой умения читать осознанно, ясно воспринимая содержание текста.
Но правильное чтение и понимание значений употребленных в тексте слов – не конечная цель обучения чтению. Выделяются три ступени в процессе обучения чтению и пониманию текста:
1) чтение с буквальным пониманием общеизвестных значений употребленных слов;
2) интерпретация текста – чтение с освоением смысла, умение читать между строк, умение видеть, какими стилистическими средствами пользовался автор;
3) критическое чтение – оценка качества произведения, установление его художественного смысла, художественной ценности.
Программой обучения в начальной школе предусмотрено формирование умений первой ступени. Дальнейшее закрепление этих умений и начало освоения умений и навыков второй и третьей ступеней происходит в средних и старших классах.
Программа по литературному чтению рассматривает методические подходы к анализу произведения. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя"
Программа обучения в начальных классах предусматривает знакомство учащихся с изобразительными средствами и языком художественных произведений в элементарной форме.
Благодаря частому общению с печатным текстом первоклассник испытывает новое отношение к знакомым предметам. Художественные тексты стимулируют социализацию младшего школьника, формируют его личность.
Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.
Поэтому органически вписывается в круг задач, стоящих перед обучением чтению – эстетическое развитие школьников.
Ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. Но воздействие литературы на учащихся определяется их способностью полноценно воспринимать художественное произведение.
К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело" [1]
Полноценное эстетическое восприятие художественного произведения требует предельного внимания к каждому слову, несущему на себе определенные изобразительные нагрузки.
Цель моей работы- изучить виды литературоведческого анализа художественных произведений в начальных классах.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть методику анализа художественных произведений в начальной школе;
-Изучить формирование у младших школьников умения анализировать художественное произведение
1. Методика анализа художественного произведения в начальной школе
Художественная литература – это особый вид познания. Настоящий художник – поэт и писатель – не копирует жизнь, как в научно-познавательной статье, а преобразует её своим творчеством, особым видением. Поэтому, читая художественное произведение, мы воспринимаем действительность, созданную воображением, умом и чувствами художника и запечатленную в образной форме. [2]
Долгое время учителя и методисты считали достаточным при изучении художественных произведений в школе лишь первичное чтение. [3] Так как "совершенная подача текста вызывает у слушателей эмоциональную взволнованность, захватывает их, порождает поток мыслей и чувств".[3]
Но очень часто первое чтение не может вызвать полных и верных впечатлений и эмоций. Последующий краткий анализ нужен для того, чтобы все оттенки и детали картины, рисуемой автором, стали понятны учащимся. Лишь усвоив эти детали, ученики смогут эстетически, верно, и глубоко воспринять художественное произведение.
Общее понятие анализа художественного произведения в школе подразумевает деление на части и рассмотрение этих частей, каждая часть рассматривается в её отношении к целому. (Литературное произведение есть система, некая целостность). Анализом текста называют только такой разбор текста, который приводит к углубленному пониманию.
Таким образом, методика подразумевает анализ литературоведческий и анализ школьный. Литературоведческий анализ описывает свои мысли, не за других. Школьный анализ способствует литературному открытию, восприятию данного текста данным учеником.
Принципы построения анализа текста
1) Аналитическое чтение всегда вторично. Анализ совершается после целостного, непосредственного восприятия прочитанного (первичное восприятие не направлено, хотя первичному восприятию должна предшествовать подготовка).
2) Анализ должен опираться на восприятие учеников, учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности.
3) Анализ должен соответствовать потребности ребенка разобраться в прочитанном произведении.
4) Анализ должен быть целенаправленным. Цель – постижение идеи произведения.
5) Избирательность анализа предполагает, что все детали произведения анализировать необязательно. Выбирается либо композиция, либо название, либо характеристика героя.
6) Анализ должен учитывать родовую и жанровую специфику произведения, т.е. приемы выбираются в зависимости от жанра и рода.
7) Анализ завершается синтезом при обобщении текста.
8) Анализ должен способствовать литературному развитию ученика, формировать у него читательские умения.
9) В процессе анализа текста должен совершенствоваться навык чтения, т.е. каждое задание должно обращать ребенка к тексту (анализируем не жизненную ситуацию, а изображение этой ситуации автором).
Таким образом, произведение должно анализироваться только в контексте творчества автора, эпохи, литературного направления.
Формирование у младших школьников умения анализировать художественное произведение
Литературное развитие – процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках чтения. Но освоить духовный потенциал литературы может только квалифицированный читатель. Путь к полноценному восприятию лежит через перечитывание и анализ текста, через овладение читательскими умениями.
"Умение трактуется в методике как готовность, способность эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Формирование этих умений должно опираться на знание этих условий, т.е. на элементарные представления о природе художественной литературы и на овладение способами действия, т.е. приемами анализа текста" [Error: Reference source not found]
Различают умения первичные – близкие к навыкам, поддающиеся автоматизации, и вторичные – умения, которые предполагают элемент творчества. Умение анализировать художественное произведение – умение вторичное, предполагающее творчество ученика, способность найти решение в том случае, когда "...заранее неизвестен набор правил и операций, последовательность которых приводит к цели" [Error: Reference source not found] Поэтому, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа произведения.
Таким образом, современное литературоведение рассматривает умение анализировать произведение как систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения.
Познакомимся с этой системой.
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении
Это умение предполагает анализ построения фразы, выбора слова, авторского выбора в построении фраз. Ученик учится воссоздавать в воображении картины жизни, образов героев, постигать авторскую оценку в зависимости от авторского выбора слов. Формированию данного умения способствуют:
подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения слов,
сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом,
выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявления авторской позиции.