Файл: Тема русская Правда как основной источник Древнерусского законодательства. Основные вопросы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русской Правды, Салическая Правда поимку преступника с поличным на месте преступления, или убийцы с окровавленным оружием признавала наиболее важным доказательством.
В Древнерусском государстве, как и в других феодальных государствах
Европы, суд не был отделен от администрации. Судебных органов, как специального аппарата, независимого от других органов власти и управления, не существовало. Судьями были сами князья и их представители на местах -посадники, волостели и т.д. Принятие христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились духовные дела.
Судьями церковных судов были митрополиты, епископы и настоятели монастырей. С ростом боярского землевладения появились вотчинные боярские суды. В своих вотчинах бояре вершили суд по аналогии с княжеским судом, либо единолично, либо через своих тиунов и отроков.
Расширение юрисдикции вызывало усложнение и рост вспомогательных судебных должностных лиц, которые отвечали за отправление самого правосудия, исполнение приговоров суда, проведение следственных действий, сбор штрафов и судебных издержек и т.д. К таким должностным лицам по Русской Правде относились мечник, детский, вирник, метельник, ябетник.
Мечником являлось должностное лицо при князе или при княжеском тиуне, осуществлявшем судебную власть. На мечнике лежали функции по оказанию помощи судье при осуществлении им правосудия. Детский во время уголовного процесса также исполнял всевозможные указания судьи.
Вирником являлся человек, наделённый специальными полномочиями по сбору судебных штрафов (вир) и подчинявшийся князю. Метельник являлся помощником вирника. В его обязанности входило выполнение административно-судебных функций различного характера, главной из которых было «делать меты», т.е. вести учет чего-либо - в основном собираемых вирником штрафов.
Ябетник являлся должностным лицом князя, выполнявшим, первоначально, различные его поручения. Но в процессе усиления княжеской власти в части судопроизводства, увеличения судебных должностей ябетник стал выполнять вспомогательные судебные функции, суть которых заключалась в выявлении каких-либо нарушений или преступлений, укрывавшихся от князя и доносительстве ему об этих преступлениях.
В отличие от РП в ПСГ законодатель все вспомогательные судебные должности объединил в одну - должность судебного пристава. Судебными приставами могли быть, как княжеские слуги, так и свободные граждане, назначаемые князем и пользовавшиеся уважением и доброй славой у местных жителей.
В Судебнике 1497 года появляются должности дьяка и недельщика.
Дьяк осуществлял функции непосредственного представителя суда, который должен был присутствовать при судебном разбирательстве, а также контролировал исполнение указаний или решений судьи. Неделыдик, если провести аналогию с современным судебным процессом, выполнял одновременно функции следователя и судебного пристава.
В настоящее время различают два порядка восстановления нарушенных прав: гражданский и уголовный. Во времена Русской Правды мы с таким разграничением не встречаемся. Судебный процесс не разделялся на гражданский и уголовный и носил общий характер. Любое дело называлось «тяжбой» или «тяжею». Тяжи разделялись на большие и малые.
По сумме иска они делились на три разряда: до полугривны золота; менее полугривны золота, но не менее двух гривен кун; менее двух гривен кун.
Первые два разряда относились к большим тяжам, последний разряд принадлежал к малым тяжам
Процесс был состязательный. Следствие вели сами заинтересованные стороны. Истец и ответчик сами самостоятельно искали доказательства своей правоты и свидетелей. Вместе с тем, нельзя принижать и роль суда в судебном разбирательстве, т.к. такой вид доказательств, как ордалии не могли проводиться без указания судьи, и при их осуществлении присутствовал судебный чиновник - мечник. Кроме того, проведение досудебной процедуры -гонение следа, также проводилось с ведома князи или судьи, и при участии его чиновников.
Судебный процесс по Русской правде мог проводиться разными способами и иметь различные основания. Процесс о воровстве мог начинаться с объявления на торгу о пропаже какой-либо вещи или холопа, т.е. с «заклича» или сразу с процедуры «свода», в ходе которого устанавливался виновный. Процесс о татьбе мог начаться с процедуры
«гонения следа». В тех случаях, когда у истца не было ни поличного, ни следов преступления, дела о татьбе могли начинаться простым «поклёпом», т.е. по обвинению истцом кого-либо в совершении кражи. Основанием для
возбуждения дела могла быть и поимка вора с поличным на месте преступления.
Из дел, относящихся к противозаконному пользованию чужой собственностью, в Русской Правде упоминается только два: об укрывательстве беглого холопа и о невозвращении денежных средств, полученных кем-либо во временное владение или пользование.
Судопроизводство о спорах по поводу торговых сделок сводилось к показаниям свидетелей или принесению присяги одной из сторон.
Судопроизводство по делам об убийстве во времена Русской Правды могло начаться по следующим основаниям: по заявлению родственников убитого при наличие трупа; по заявлению родственников убитого при отсутствии трупа, но при наличии достаточных оснований (следов преступления и косвенных показаниях); по инициативе судебных органов при наличие трупа.
По поводу количества свидетелей, которых необходимо было представить в суд по тем или иным делам в науке нет единого мнения. Автор считает, что если в статье РП, чётко указывалось количество видоков, то истцы обязаны были предоставлять в суд указанное число свидетелей. В том же случае, когда число свидетелей не указывалось в статье, то истцы сами решали, достаточно ли им предоставить одного очевидца или необходимо вести в суд большее их количество.
1. Русская Правда предусматривала систему стадий уголовного и гражданского процесса, который был единым и организовывался таким образом, чтобы дело продвигалось вперед от одной стадии к другой. На этапе предварительного расследования можно выделить такие стадии, как
«заклич», «свод» и «гонение следа», которые предполагали состязательный характер досудебного производства, так как инициатива расследования правонарушения принадлежала потерпевшему, налицо были спорящие стороны, которые равным образом были наделены правами представлять суду доказательства.
2. «Заклич» и «свод» представляли собой начальные стадии досудебного процесса по отыскиванию правонарушителя и доказыванию его вины не только в период Русской Правды, но и вплоть до XVI в.
Задачей «свода» являлось отыскание преступника, что давало возможность восстановить нарушенное право истца на владение похищенной вещью. Несмотря на значительный разброс мнений как дореволюционных, так и советских исследователей относительно разницы процедуры «свода»
Из дел, относящихся к противозаконному пользованию чужой собственностью, в Русской Правде упоминается только два: об укрывательстве беглого холопа и о невозвращении денежных средств, полученных кем-либо во временное владение или пользование.
Судопроизводство о спорах по поводу торговых сделок сводилось к показаниям свидетелей или принесению присяги одной из сторон.
Судопроизводство по делам об убийстве во времена Русской Правды могло начаться по следующим основаниям: по заявлению родственников убитого при наличие трупа; по заявлению родственников убитого при отсутствии трупа, но при наличии достаточных оснований (следов преступления и косвенных показаниях); по инициативе судебных органов при наличие трупа.
По поводу количества свидетелей, которых необходимо было представить в суд по тем или иным делам в науке нет единого мнения. Автор считает, что если в статье РП, чётко указывалось количество видоков, то истцы обязаны были предоставлять в суд указанное число свидетелей. В том же случае, когда число свидетелей не указывалось в статье, то истцы сами решали, достаточно ли им предоставить одного очевидца или необходимо вести в суд большее их количество.
1. Русская Правда предусматривала систему стадий уголовного и гражданского процесса, который был единым и организовывался таким образом, чтобы дело продвигалось вперед от одной стадии к другой. На этапе предварительного расследования можно выделить такие стадии, как
«заклич», «свод» и «гонение следа», которые предполагали состязательный характер досудебного производства, так как инициатива расследования правонарушения принадлежала потерпевшему, налицо были спорящие стороны, которые равным образом были наделены правами представлять суду доказательства.
2. «Заклич» и «свод» представляли собой начальные стадии досудебного процесса по отыскиванию правонарушителя и доказыванию его вины не только в период Русской Правды, но и вплоть до XVI в.
Задачей «свода» являлось отыскание преступника, что давало возможность восстановить нарушенное право истца на владение похищенной вещью. Несмотря на значительный разброс мнений как дореволюционных, так и советских исследователей относительно разницы процедуры «свода»
при поиске пропавших вещей и холопов, анализ нормативных источников со всей очевидностью дает основание предположить ее тождественность.
Автор считает, что законодатель достаточно четко определял круг лиц, участвовавших в процессе «заклича» и « свода». Относительно «свода» можно говорить, что, несмотря на разницу мнений по данному вопросу, в пространстве его действие, как правило, распространялось только в границах города и подвластных ему земель.
3. «Гонение следа» по Русской Правде, заключалось в розыске преступника по его следам или по следам пропавшей вещи. При отсутствии в древней Руси специальных розыскных органов и лиц «гонение следа» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Если следы вели к общине - верви, то она обязана была выдать преступника или платить дикую виру (штраф). Если следы вели дальше, то община обязана была принять активное участие в процедуре «гонения следа», в противном случае она присуждалась к возмещению ущерба истцу и уплате штрафа в казну князя.
4. Показания свидетелей - «послухов» и «видоков» являлись важными доказательствами на стадии судебного разбирательства. Вместе с тем до настоящего времени в науке не выработано достаточно конкретного понятия и определения данных категорий свидетелей. В связи с этим автор считает, что первоначально под понятием «видок» подразумевался очевидец события, факта, а в качестве «послуха» выступал человек, свидетельствовавший о добропорядочности лица, участвующего в процессе. С развитием процессуальных отношений в более поздних списках Русской правды понятия «видо-ка» и «послуха» смешиваются, в результате чего термин
«видок» исчез из употребления. Термин «послух» стал собирательным и вобрал в себя как понятие свидетеля обстоятельств события («видока»), так и понятие свидетеля-защитника («послуха»), который был заинтересован в том или ином исходе дела в пользу обвиняемого или потерпевшего в зависимости от того, на чьей стороне он «послушествовал».
Русская Правда не знала понятия лжесвидетельства и не предусматривала ответственности за дачу ложных показаний, как в это было в законодательстве европейских стран. В более поздних источниках права
(ПСГ, Судебниках Московского государства) данный пробел стал компенсироваться тем, что показания свидетелей в обязательном порядке необходимо было подтверждать присягой или судебным поединком.
Автор считает, что законодатель достаточно четко определял круг лиц, участвовавших в процессе «заклича» и « свода». Относительно «свода» можно говорить, что, несмотря на разницу мнений по данному вопросу, в пространстве его действие, как правило, распространялось только в границах города и подвластных ему земель.
3. «Гонение следа» по Русской Правде, заключалось в розыске преступника по его следам или по следам пропавшей вещи. При отсутствии в древней Руси специальных розыскных органов и лиц «гонение следа» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Если следы вели к общине - верви, то она обязана была выдать преступника или платить дикую виру (штраф). Если следы вели дальше, то община обязана была принять активное участие в процедуре «гонения следа», в противном случае она присуждалась к возмещению ущерба истцу и уплате штрафа в казну князя.
4. Показания свидетелей - «послухов» и «видоков» являлись важными доказательствами на стадии судебного разбирательства. Вместе с тем до настоящего времени в науке не выработано достаточно конкретного понятия и определения данных категорий свидетелей. В связи с этим автор считает, что первоначально под понятием «видок» подразумевался очевидец события, факта, а в качестве «послуха» выступал человек, свидетельствовавший о добропорядочности лица, участвующего в процессе. С развитием процессуальных отношений в более поздних списках Русской правды понятия «видо-ка» и «послуха» смешиваются, в результате чего термин
«видок» исчез из употребления. Термин «послух» стал собирательным и вобрал в себя как понятие свидетеля обстоятельств события («видока»), так и понятие свидетеля-защитника («послуха»), который был заинтересован в том или ином исходе дела в пользу обвиняемого или потерпевшего в зависимости от того, на чьей стороне он «послушествовал».
Русская Правда не знала понятия лжесвидетельства и не предусматривала ответственности за дачу ложных показаний, как в это было в законодательстве европейских стран. В более поздних источниках права
(ПСГ, Судебниках Московского государства) данный пробел стал компенсироваться тем, что показания свидетелей в обязательном порядке необходимо было подтверждать присягой или судебным поединком.
5. Русская Правда предусматривает три вида суда божьего - испытание железом, испытание водой и присягу. К ним прибегали, когда у истца не было прямых доказательств обвинения, или когда истец в качестве доказательства вины ответчика ссылался на показания своего холопа. По мнению автора, процедура испытания железом применялась при разбирательстве наиболее тяжких преступлений, а именно, когда: истец обвинял ответчика в убийстве, или по другим делам, когда сумма иска была значительной и превышала полгривны золота. К испытанию водой по
Русской Правде, как правило, прибегали при рассмотрении дел о краже с незначительной суммой иска. Противодействие церкви применению испытания железом и водой привело к тому, что в Псковской Судной
Грамоте и Судебниках 1497 года и 1550 года в качестве судебных доказательств, вместо ордалий, стали предусматриваться судебные поединки.
Автор считает, что присяге в структуре древнерусской системы доказательств отводилось последнее место. Она приносилась, когда преступление или сумма иска были малозначительными, либо по спорам по поводу торговых сделок. В Русской Правде были предусмотрены дополнительная и очистительная присяги: первая приносилась истцом, вторая - ответчиком.
6. Собственное признание и вещественные доказательства во времена
Русской Правды играли в судебном процессе главную роль. Вместе с тем, собственное признание виновного ввиду обычности и традиционности данного доказательства, не нашло своего конкретного закрепления в Русской
Правде. Вместе с тем, в Псковской Судной Грамоте уже появляется статья, которая прямо указывает на собственное признание, как на один из видов доказательства. В Московском государстве в качестве основного способа получения показаний стали широко практиковаться пытки, под которыми подозреваемый вынужден был давать признательные показания, которые стали чуть ли не основным видом доказательства.
Сравнительно-правовой анализ законодательства Древней Руси и стран
Западной Европы позволяет сделать вывод, что собственное признание было известно не только древнерусскому праву, но и германскому. В Салической
Правде законодатель не только прямо закреплял признание, как вид доказательства, но и смягчал наказание в случае, если ответчик сознавался в совершении преступления.
Под вещественными доказательствами подразумевались различные внешние следы, свидетельствовавшие о произошедшем событии. По делам о
личных оскорблениях к таким следам относились: кровоподтёки, ссадины, кровоточащие раны и т.д. которые назывались «знамением»; по делам о кражах - найденные в жилище краденые вещи, по делам об убийстве - наличие в жилище у обвиняемого трупа, которые объединялись одним понятием «поличное». В Русской Правде отсутствует статья относительно поимки вора на месте преступления, которая бы прямо говорила, что данный факт сам по себе являлся достаточным вещественным доказательством в суде. Вместе с тем, на это косвенно указывает целый ряд статей. В отличие от Русской Правды, Салическая Правда поимку преступника с поличным на месте преступления, или убийцы с окровавленным оружием признавала наиболее важным доказательством.
7. В древнерусском государстве расширение юрисдикции, связанное с развитием феодальных отношений, вызвало усложнение структуры суда и рост вспомогательных судебных должностных лиц. Русская Правда упоминает о мечнике, детском, вирниках, метельнике, ябетнике, по поводу функций которых в научной среде до сих пор нет единого мнения.
Автор считает, что на мечнике лежали функции по оказанию помощи судье при осуществлении им правосудия. Детский также являлся должностным лицом при судье, и исполнял указания последнего. Вирником был человек, наделённый специальными полномочиями по сбору судебных штрафов (вир). Метельник являлся помощником вирника. В его обязанности входило выполнение административно-судебных функций различного характера, главной из которых было «делать меты», т.е. вести учет собираемых вирником штрафов. Ябетник занимался выявлением скрытых правонарушений, о которых доносил князю.
В ПСГ законодатель все вспомогательные судебные должности объединил в одну - должность судебного пристава, который выполнял функции вирника, мечника, метельника, ябетника и других должностных лиц, указанных в Русской Правде.
В Судебнике 1497 г. вместо старых должностей появляются новые должности дьяка и неделыцика.
Дьяк осуществлял функции непосредственного представителя суда, который должен был присутствовать при судебном разбирательстве, а также контролировал исполнение указаний или решений судьи. Недельщик проводил следственные действия непосредственно в стадии судебного разбирательства, а также выполнял функции судебного пристава.
7. В древнерусском государстве расширение юрисдикции, связанное с развитием феодальных отношений, вызвало усложнение структуры суда и рост вспомогательных судебных должностных лиц. Русская Правда упоминает о мечнике, детском, вирниках, метельнике, ябетнике, по поводу функций которых в научной среде до сих пор нет единого мнения.
Автор считает, что на мечнике лежали функции по оказанию помощи судье при осуществлении им правосудия. Детский также являлся должностным лицом при судье, и исполнял указания последнего. Вирником был человек, наделённый специальными полномочиями по сбору судебных штрафов (вир). Метельник являлся помощником вирника. В его обязанности входило выполнение административно-судебных функций различного характера, главной из которых было «делать меты», т.е. вести учет собираемых вирником штрафов. Ябетник занимался выявлением скрытых правонарушений, о которых доносил князю.
В ПСГ законодатель все вспомогательные судебные должности объединил в одну - должность судебного пристава, который выполнял функции вирника, мечника, метельника, ябетника и других должностных лиц, указанных в Русской Правде.
В Судебнике 1497 г. вместо старых должностей появляются новые должности дьяка и неделыцика.
Дьяк осуществлял функции непосредственного представителя суда, который должен был присутствовать при судебном разбирательстве, а также контролировал исполнение указаний или решений судьи. Недельщик проводил следственные действия непосредственно в стадии судебного разбирательства, а также выполнял функции судебного пристава.
8. Во времена Русской Правды судебный процесс носил состязательный характер; уголовный и гражданский процессы не разграничивались. Любое дело называлось «тяжбой» или «тяжею». «Тяжи» разделялись на большие и малые. По сумме иска они делились на три разряда: до полугривны золота; менее полугривны золота, но не менее двух гривен кун; менее двух гривен кун. Первые два разряда относились к большим тяжам, последний разряд принадлежал к малым тяжам. «Тяжба» имела обвинителя и обвиняемого, которые в Русской Правде одинаково назывались истцами.
Судебный процесс по Русской правде мог проводиться разными способами и иметь различные основания. Для рассмотрения дела о татьбе
(краже) достаточно было одно из следующих оснований: «заклич», проведение «свода», «гонение следа», задержание вора с поличным на месте преступления, «поклёп» - наличие подозрения в совершении преступления.
Из дел, относящихся к противозаконному пользованию чужой собственностью, в Русской Правде упоминается только два: об укрывательстве беглого холопа и по поводу торговых сделок и невозвращению денежных средств. При судопроизводстве о краже холопа весь процесс заканчивался на процедуре свода и необходимость в каких-либо дополнительных доказательствах отпадала. Судопроизводство по спорам по поводу торговых сделок и невозвращения денежных средств сводилось к показаниям свидетелей или принесению присяги одной из сторон.
9. Судопроизводство по делам об убийстве обладало определенной спецификой, определявшей его особое положение в судебном процессе.
Судопроизводство об убийстве могло начаться по следующим основаниям: по заявлению родственников убитого при наличие трупа; по заявлению родственников убитого при отсутствии трупа, но при наличии достаточных оснований (следов преступления и косвенных показаниях); по инициативе судебных органов при наличие трупа.
Судопроизводство по делам о нанесении увечий ран или побоев могло начаться по следующим основаниям: наличие определённых следов от преступления или по поклёпу, подтверждённому показаниями видоков.
О том, какое количестве свидетелей требовалось предоставлять в суд,
Русская Правда ответа не даёт. На наш взгляд, в тех статьях, когда чётко указывалось количество видоков, истцы для подтверждения своей правоты обязаны были предоставлять в суд указанное число свидетелей. В том же случае, когда число свидетелей не указывалось в статье, то истцы сами
решали, достаточно ли им предоставить одного очевидца или необходимо вести в суд большее их количество.