Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
1.2. Особенности коммерческой деятельности в торговой организации
2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТТОВАРЫ. МАГАЗИН ТОВАРОВ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность в настоящее время является сферой приложения огромной массы материальных, финансовых и человеческих ресурсов. В этой связи особенно значимым становится теоретический подход к исследованию категорий ее внутренней структуры, а именно сущности, содержания, иерархии функций и принципов. От правильного понимания этих категорий во многом зависит определение результата и затрат, а, следовательно, и эффективности коммерческой деятельности. Кроме того, данный подход может повлиять на инвестиции и систему стимулирования в коммерческой деятельности.
Коммерция или коммерческая деятельность осуществляется на определенных фазах движения продукта (товара) от производства до потребления. Содержанием этих фаз является процесс обмена или торговли. В общем виде это движение можно изобразить следующей схемой: (Д - Т)... Производство ... (Т'- Д') В скобках отмечены фазы обращения, т.е. купли-продажи товара. В первом случае это закупка средств производства и рабочей силы, а во втором - продажа готового к потреблению товара. В принципе весь этот процесс можно представить как процесс обращения, который на некоторое время прерывается процессом производства.
Весь этот процесс организуется исключительно в целях получения прибыли и носит название предпринимательской деятельности или предпринимательства. Предпринимательство - это целесообразная деятельность с целью излечения дохода (прибыли).
Содержанием предпринимательства является организация предприятия по производству товаров, поставке товаров на рынок, организация торгового предприятия, организация финансового учреждения, товарной или фондовой биржи и т.д. с целью получения прибыли. Под организацией предприятия мы понимаем реализованную способность предпринимателя особым образом соединить и заставить функционировать факторы производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
Однако, организовав предприятие, предприниматель рано или поздно должен выйти на рынок, чтобы продать свой товар или услугу. Продавая свои товары и услуги, предприниматель объективно начинает заниматься коммерческой деятельностью, поскольку вступает в сферу отношений рынка, т.е. отношений купли-продажи.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объектом исследования работы является ИП Упейникова Н.В. «Спорттовары. Магазин товаров для плавания». Предметом исследования является организация коммерческой деятельности предприятия.
Задачами работы являются:
1) рассмотрение понятия, сущности и функций организации коммерческой деятельности;
2) рассмотрение содержания и основных подходов к организации коммерческой деятельности;
3) рассмотрение этапов расчета эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия;
4) изучение организационно — экономической характеристики ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания»;
5) анализ управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары.
Для написания работы использовались труды следующих авторов: Кузьмина, Е.Е,Богомолова, И. П. Мазилкина, Е.И. Кочеткова, И. И. Лебедева, С. Н. Ататоров, Н.З, А.Н. Романова, Макурин, И. В, К. А. Козлова, Д. В. Ламбина, А.Н. Романова,Бунеева, Р.И, Кравчук, М.Н, Бухтиярова, Т. И., Виноградова, С. Н,Дашков, Л.П, Кондрашов, В. М , Киселева, Е. Н, Иванов, Г. Г.Денисова, А. Л
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
Коммерция - слово латинского происхождения (от лат.Commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи живот. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. [1]
Различные толкования коммерции определяют ее многоаспектность. Несмотря на некоторые различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметом коммерции является осуществление купли-продажи товаров. Обобщая вышеизложенное, следует рассматривать коммерческое предпринимательство с точки зрения узкого и широкого аспектов. [2]
В узком смысле коммерческое предпринимательство - это предпринимательство в сфере торговли, связанное с осуществлением процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса покупателей (потребителей) и получения прибыли. [3]
В широком смысле коммерческое предпринимательство является хозяйственно-торговой деятельностью, которая осуществляется субъектами хозяйствования в сфере производства и товарооборота, направленной на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления, а также вспомогательной деятельностью, которая обеспечивает их реализацию путем предоставления соответствующих услуг [4]
Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Будучи атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность. Ее цель - увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.[5]
Коммерческая деятельность является более широким понятием и охватывает все процессы закупочно-сбытовой деятельности с целью получения прибыли. Поскольку коммерческая деятельность является частью товарно-денежных отношений, ее можно рассматривать как важную экономическую категорию.[6]
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами. [7]
Так же, это предполагает ориентацию на получение максимально возможной прибыли, и наиболее выгодные способы его капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. [8]
В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами[9].
Значение коммерческой деятельности раскрывается через три основные ее функции: коммуникативную, адаптивную и разведывательную (исследовательскую).
Коммуникативная функция заключается в передаче информации постоянным и потенциальным клиентам при личном контакте с ними, выяснении их реакции. Ф. Котлер отмечает, что двусторонний обмен информацией направлен на убеждение клиента в выгодах и конкурентных преимуществах товаров и услуг конкретного предприятия.
Адаптивная функция основывается на результатах коммуникационного процесса и способствует решению проблем потенциального клиента. При этом глубоко исследуются потребности клиента, предлагаются товары и услуги, которые наилучшим образом удовлетворяют его потребности.
Разведывательная (исследовательская) функция коммерческой деятельности связана с разработкой и оценкой информации о клиентах, товарах и рынках.[10] В этой функции больше проявляются общие черты с маркетингом, зато информация, полученная в процессе коммуникаций с клиентом, лучше характеризует покупателя и его потребности[11]. Современная коммерческая деятельность является активным процессом, в котором используются маркетинговые технологии для выяснения потребностей клиентов, планирование количественных и качественных показателей продаж, состав сопутствующих услуг и методов реализации.
Обзор научных источников и сравнительный анализ мнений различных авторов позволил сформировать такое обобщенное видение: коммерческой является деятельность, построенная на взаимосвязях и взаимодоверии, в которой на основе внимания к потребностям покупателей разрабатывается товарное предложение и происходит реализация.[12]
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание, а именно:
• установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
• изучение и анализ источников закупки товаров;
согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление продукции);
• осуществление покупки и продажи товаров с учетом конкурентной среды;
• расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
• сокращение операционных расходов, связанных с куплей-продажей товаров.[13]
Отметим, что коммерческая и торговая деятельность имеют определенные общие признаки - процессы происходят в непроизводственной сфере, а объектом является товар, который продается с целью получения прибыли, и деньги, оплаченные за него, служащие затем источником получения прибыли. Коммерческий процесс начинается с момента, когда товар переходит из сферы производства в сферу товарного обращения, где он попадает в сферу потребления.[14]
Несмотря на общие черты, имеют место и определенные различия между коммерческой и торговой деятельностью. Кроме сугубо торговых составляющих, в сферу коммерческой деятельности относятся вопросы логистических этапов и ланцюговости процесса реализации, технологические особенности методов продажи[15]. В то время как торговая деятельность представляет собой систему человеческих и материальных ресурсов и средств для товарно-денежного обмена, коммерческая деятельность является системой операционных и организационных средств управления предприятием.
Существенное отличие прослеживается в определениях коммерческого и торгового предприятия. Так, практически все авторы определяют коммерческое предприятие как хозяйствующий субъект, который имеет своей целью получение прибыли, и осуществляет для этого производственно-сбытовую, торговую или иную деятельность.[16]
Торговое предприятие рассматривается как разновидность коммерческого, специализирующегося на купле-продаже и хранении товаров и выполнении других функций, связанных с обеспечением движения товара от производителя к потребителю. Интересным является сравнительный анализ коммерческой деятельности чисто торговых организаций и предприятий других отраслей.[17]
По нашему мнению, коммерческая деятельность в торговом предприятии охватывает преимущественно закупку товаров без изменения их потребительских характеристик, а ключевым показателям, которые формируют валовой доход, является товарооборот и торговая надбавка. Зато коммерческая деятельность предприятий других сфер деятельности заключается также в закупке сырья, оборудования, расходных материалов для создания новых потребительских характеристик товара и дальнейшей его реализации. Здесь ключевыми критериями коммерческой деятельности, которые формируют доход, являются объемы производства и добавленная стоимость.[18]