Файл: Маркетинговый подход к ценообразованию и ценовой политикой предприятия (ООО «Молодость»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и структура ценообразования
1.2 Ценовые стратегии ценообразования предприятия
1.3 Основные методы ценообразования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МОЛОДОСТЬ»
2.1 Организационная структура предприятия ООО «Молодость»
2.2 Ценовые стратегии и динамика цены предприятия ООО «Молодость»
2.3 Совершенствование методики ценообразования на предприятии ООО «Молодость»
Также особенностью предприятия ООО «Молодость» является то, что к переменным затратам относятся и транспортные расходы, так как предприятия общественного питания с системой налогообложения имеют право относить транспортные расходы к переменным затратам. Чтобы провести анализ динамики себестоимости предприятия, потребуются данные рейтинга продаж за 2016г., 2017г., 2018г., представленных ранее в Приложении Б.
Динамику себестоимости предприятия ООО «Молодость» можно рассмотреть в таблице 2.1, где представлены показатели себестоимости за 2016, 2017 и 2018 года.
Таблица 2.1- Динамика себестоимости на предприятии ООО «Молодость»
Показатели |
Период |
Изменение, % |
Период |
Изменение, % |
Период |
Изменение, % |
|||
2016 год |
2017 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Себестоимость тыс. руб. |
8703 |
12687 |
46 |
12687 |
14256 |
13 |
8703 |
14256 |
64 |
Наценка, % |
194 |
199,8 |
3 |
199,8 |
207,8 |
4 |
194 |
207,8 |
7 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что себестоимость в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, увеличилась на 46%, в 2018 году, по сравнению с 2016 годом, увеличилась на 13%. Значительному росту в данный период препятствовал мировой финансовый кризис. Но за период с 2016 года по 2018 год увеличение себестоимости составило 64%. Все это говорит о повышении спроса, увеличении цен на сырье, о расширении ассортимента производимой продукции.
Наглядно динамика себестоимости представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамика себестоимости продукции предприятия ООО «Молодость»
На рисунке видно, что в период с 2016 года по 2017 год себестоимость имела больший рост, чем за период с 2017 года по 2018 год, повышение цен на продукты, транспортные расходы, появление новой продукции, которая не успела себя зарекомендовать.
Динамика постоянных затрат. Постоянные затраты – это производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода и не зависят от деловой активности предприятия, даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются.
Постоянные затраты можно разбить на две группы:
- затраты, определяемые в основном мощностью предприятия;
- затраты управления (расходы на рекламу, исследования, на проведение консультаций, на повышение квалификации сотрудников).
На предприятии ООО «Молодость» в постоянные затраты включаются:
- аренда помещения;
- коммунальные услуги;
- обязательные платежи (оплата анализов продукции Санитарной эпидемиологической станции, медицинские осмотры персонала).
Постоянные затраты можно проследить в таблице 2.2.
Таблица 1 Изменение показателей постоянных затрат на предприятии ООО «Молодость» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
Период |
Изменение, % |
Период |
Изменение, % |
Период |
Изменение, % |
|||
2016 год |
2017 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
3124 |
10796 |
246 |
10796 |
22925 |
112,3 |
3124 |
22925 |
633,8 |
Исследовав таблицу можно сказать следующее: постоянные затраты в период с 2016 года по 2018 год в 3,5 раза. Этому послужило закуп нового оборудования, увеличение стоимости коммунальных услуг, увеличение стоимости транспортных расходов, в частности, расходы на хозяйственные нужды, развоз персонала.
Также возросли расходы на рекламу и маркетинг, заработную плату персонала, в связи с чем возросли отчисления в социальные фонды (медицинский, пенсионный).
На рисунке 6 видно, как на протяжении трех лет происходит рост постоянных затрат.
На протяжении трех лет происходит возрастание постоянных затрат, это можно увидеть на рисунке 6. На это повлияло:
- увеличение затрат на заработную плату персонала;
- увеличение оплаты коммунальных платежей;
- увеличение расходов на рекламу и маркетинг;
- увеличение арендной платы помещения;
- закупка нового оборудования и увеличение расходов на обслуживание старого оборудования,
- увеличение обязательных платежей (оплата анализов продукции Санитарной эпидемиологической станции, медицинские осмотры персонала).
Тыс. руб.
Рисунок 6 – Динамика постоянных затрат предприятия ООО «Молодость
Динамика цен. Вся совокупность цен представляет собой индивидуальную, личную, общественную и социальную категорию. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Общий уровень цен находится под воздействием закона спроса и предложения. Спрос на товар определяет верхний уровень цен. Объем спроса зависит, прежде всего, от уровня цен товаров и услуг. На величину спроса на товар влияют следующие факторы: потребность покупателя в конкретном товаре, его полезность, ассортимент, потребительские вкусы, мода, качество товара, величина доходов потребителя, уровень его благосостояния, цены конкретного и дополняющего товара, цена товара-заменителя, инфляционные ожидания.
На основе данных таблиц рейтинга продаж можно провести исследование спроса на продукцию предприятия ООО «Молодость», изучить динамику спроса на определенные группы продукции, проследить взаимосвязь между спросом и изменением цены на продукцию.
В 2018 году, также как 2016 и 2017 годах, первое место в рейтинге продаж занимает группа «Мексиканские блюда», а второе – «Пицца», на сегодняшний день картина остается такая же. К такому результату могли привести следующие факторы: увеличение цены на продукцию группы «Пицца» повлекло за собой реакцию потребителей такую как замещение этой группы на группу «Мексиканские блюда». Особую роль в повышении объема продаж этой группы послужила эксклюзивность этой продукции.
В таблице 2.3 видно, что цены в 2017 году по сравнению с 2016 годом с разницей на 9,80 % отличаются между группами товаров «Пицца» и 10,34% в группе «Мексиканские блюда», а 2017 и 2018 года уже с разницей 19,64% - «Пицца», и 25,00% - «Мексиканские блюда». За период с 2016 года по 2018 год цены на группы соответственно возросли на 31,37% и 37,93%.
Таблица 2 Изменение цены на продукцию группы «Пицца» и продукцию группы «Мексиканские блюда» предприятия ООО «Молодость»
Наименование групп продукции |
Стоимость, руб. |
Изменение, % |
Стоимость, руб. |
Изменение, % |
Стоимость, руб. |
Изменение, % |
|||
2016 год |
2017 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
«Пицца» |
51 |
56 |
9,80 |
56 |
67 |
19,64 |
51 |
67 |
31,37 |
«Мексиканские блюда» |
58 |
64 |
10.34 |
64 |
80 |
25,00 |
58 |
80 |
37,93 |
На рисунке 7 видна динамика изменения цен с 2016 года по 2018 год, которые под воздействием увеличения стоимости сырья, увеличения объемов производства и реализации продукции, возрастают. За данный период с 2016 года по 2018 год изменение стоимости группы продукции «Пицца» составило 31,37 %, изменение группы продукции «Мексиканские блюда» составило 37,93%. Разница в изменениях стоимости двух групп – 6,56% за 3 года (2016 – 2018 года). Группа продукции «Мексиканские блюда» за период с 2017 год по 2018 год занимают первое место в рейтинге продаж, по сравнению с группой продукции «Пицца», это наглядно можно проследить на рисунке 7.
Руб.
Рисунок 7 – Динамика изменения цен на группы продукции «Пицца» и «Мексиканские блюда»
Динамика финансовых показателей. Основные задачи предприятия ООО «Молодость» - получение максимальной прибыли, вложение этой прибыли в открытие и развитие новых предприятий. Основная функция предприятия ООО «Молодость» - удовлетворение потребности жителей и гостей города в быстром и качественном питании.
Прибыль является одним из важных оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения. Оборачиваемости товаров, использовании основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Но финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникающий, например, по причине чрезмерно высоких затрат или неполучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.
Рентабельность – относительный указатель уровня доходности бизнеса.
Все показатели рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, а также доходность различных направлений отдельно. Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние.
Чтобы проанализировать динамику прибыли организации ООО «Молодость», необходимо сопоставить данные за три периода: 2016г., 2017г., 2018г.
Основными источниками информации являются: данные бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2) за 2016, 2017, 2018 года.
Анализ финансовых показателей представлен в таблице 4.
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующий вывод, в 2017 году по сравнению с 2016 годом чистая прибыль возросла на 15685 тыс. рублей и выручка поднялась на 33450 тыс. рублей. В 2018 году чистая прибыль возросла на 17239 тыс. рублей, по сравнению с 2016 и 2017 годами.
Показатели выручки возросли на 39309 тыс. рублей, следовательно, показатель рентабельности в период с 2016 по 2018 год возрос до 43,86%.
Таблица 4 Динамика финансовых показателей деятельности организации ООО «Молодость»
Показатели |
2016 год |
2017 год |
Изменение |
2017 год |
2018 год |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прибыль чистая, тыс. руб. |
11973 |
27658 |
15685 |
27658 |
44897 |
17239 |
Выручка, тыс. руб. |
51896 |
85346 |
33450 |
85346 |
124655 |
39309 |
Рентабельность, % |
23,07 |
32,41 |
24,91 |
32,41 |
36,02 |
43,86 |