Файл: Монография г. Рыбница 2019 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Экосистема цифровой экономики
Выделение цифровой экономики в отдельный, особый вид связано с тем, что информационные технологии активно проникают во все сферы жизни общества. Использование цифровых технологий в качестве основных по производству информации как продукта и услуги значительно повышает эффективность и доступность информационных потоков как обществу в целом, так и отдельно каждому ее индивиду.
Еще в 1987 году американский писатель и футуролог Джон Нейсбитт
(John Naisbitt) в своей книге «Мегатенденции» выделил пять ключевых пунктов перехода к информационному обществу:
1. Информационное общество есть экономическая реальность, а не мысленная абстракция.
35

36 2. Инновации в области связи и вычислительной техники ускорят темп изменения благодаря сведению к нулю времени передачи информации
(informational float).
3. Новые информационные технологии сперва будут использоваться для решения старых задач промышленности, а затем постепенно породят новые виды деятельности, процессов и продуктов.
4. В обществе с высокой грамотностью, где нам, как никогда, нужны основные навыки чтения и письма, наша система образования выпускает все более низкокачественный продукт.
5. Технология новой информационной эры – не абсолютная гарантия успеха. Ее ждет успех или провал согласно принципу «технический прогресс – душевный комфорт.
Сейчас как никогда общество ощущает на себе влияние информационных технологий не только на промышленность и сферу бизнеса, а именно на личную жизнь и пространство. Глобальная цифровизация затрагивает все сферы деятельности человека, а часть из них без ИТ представить просто невозможно. Экономические информационные потоки на основе цифровых технологий обработки информации переросли в самостоятельную экономическую систему – цифровую экономику.
Согласно определению Всемирного банка цифровая экономика – это
«система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий».
Оксфордский словарь определяет цифровую экономику как «экономику, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием
Интернета».
Организация экономического сотрудничества и развития рассматривает
цифровую экономику как рынок «на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной
36


37 коммерции в Интернете».
Основными составляющими архитектуры унифицированного решения цифровой экономики являются:
− платформа;
− сетевая инфраструктура и технологии связи;
− приложения и прикладные решения.
В данном случае цифровая платформа рассматривается как комплекс взаимосвязанных информационных технологий, позволяющий создавать новые виды бизнеса на основании взаимодействия физического и цифрового миров, а также обеспечивает доступ к цифровым технологиям и получение синергетического эффекта от их применения. Сетевая инфраструктура и технологии связи являются тем связывающим звеном, с помощью которого осуществляется взаимодействие потребителя и поставщика цифровых услуг.
А приложения и прикладные решения необходимы для удобного доступа потребителя к предоставляемым цифровым услугам.
Как у любой системы у цифровой экономики есть своя «экосистема». В данном случае под экосистемой понимаются сегменты рынка, в которых при формирование добавленной стоимости особую часть занимают затраты на цифровые (информационные) технологии, участвующие в производстве информационных продуктов и услуг. При этом относительно конкретного сектора цифровой экономики экосистема должна обеспечивать соответствующие условия для введения инноваций и распространения, непосредственно, самих цифровых сервисов, цифровых продуктов, приложений и устройств. В следствие чего цифровая экономика вносит свой вклад в ВВП страны.
Целью функционирования цифровой экосистемы является предоставление цифровых сервисов населению, соответствующих положению дел в реальном времени, то есть экосистема должна обеспечить формирование цифровых сервисов непосредственно в процессе их
37

38 предоставления. При этом должны быть соблюдены все нормы и регламенты с соблюдением условий максимального доверия потребителей.
Совместимость элементов экосистемы: платформ реализации услуг и приложений, элементов сети коммуникаций, самих приложений и услуг – обеспечивает эффективность перехода к цифровой экономике, а именно, доступность и возможность информации быть полезной вне сферы или отрасли, в которой она возникла.
При этом концептуальная архитектура экосистемы цифровой экономики может быть представлена в виде четырех взаимосвязанных уровней:
− семантическое ядро;
− инфраструктура функционирования цифровых сервисов;
− пользовательские и прикладные цифровые сервисы;
− персонализированные приборы и устройства Интернета вещей.
Основой архитектуры и ее центром является семантическое ядро, представляющее собой совокупность как общих о цифровой экономике знаний, так и знаний об интегрированной конкретной отрасли.
Инфраструктура функционирования цифровых сервисов включает технологическую составляющую экосистемы.
Пользовательские и прикладные цифровые сервисы также могут содержать визуальные интерфейсы и магазины приложений
(маркетплейсы), открытые инструменты для разработчиков.
Например, Alibaba Group – компания, выстроившая экосистему сервисов, выполняющих инфраструктурную поддержку отрасли электронной коммерции, включающую поисковые сервисы, платежную систему, логистические и информационные сервисы, маркетинговые сервисы, услуги внутренней технической поддержки участников и т.д.
Еще одним примером может служить Google. Начав и поисковой системы, она переросла в поисковой сервис, а сейчас ее экосистема состоит из множества сервисов: e-mail, карты, браузер, онлайн офисные приложения, облачные хранилища, – которые предоставляются пользователю через
38


39 единую точку входа.
В развитых странах тенденции развития цифровой экономики получили свои стратегии развития. В США получила свое развитие «Облачная стратегия», 2009. Задачи данной стратегии заключена в 25 пунктах, описывающих принципы и цели преобразований в области облачных вычислений и развитии общих сервисов ИТ-служб, а сама стратегия направлена на снижение издержек и повышение эффективности управления в государственном и частном секторе. На основании исследований
Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) крупные страны в Европе и за ее пределами приняли свои стратегии развития в области цифровых технологий. Так в Европейском союзе получила свое развитие стратегия «Цифровая Европа 2020», 2010. Основная цель – оцифровка промышленности и переход к цифровому рынку. В Китае стратегия получила название «Интернет плюс», 2015. Смысл стратегии – эффективное взаимодействие интернет-технологий во всех отраслях промышленности и сферах производства. «Индустрия 4.0», 2011 – стратегия развития Германии. Направленность развития также характеризируется ориентированностью производственных процессов на использование интерне-технологий. В России распоряжением правительства РФ была принята стратегия – «Цифровая экономика Российской Федерации», 2017.
Данная стратегия направлена на повышение конкурентоспособности на
Глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской
Федерации, так и экономики в целом.
Эти стратегии нацелены на внедрение Интернет-технологий, включая технологии мобильных сетей, больших данных и облачных вычислений, в традиционные отрасли и производство.
На территории Европейского Союза для оценки цифровизации европейской экономики и общества Европейская Комиссия ежегодно рассчитывает индекс DESI (Digital Economy and Society Index). Этот индекс рассчитывается на основании 5 групп показателей: телекоммуникации,
39

40 человеческий капитал, использование сети Интернет, интеграция цифровых технологий, цифровые государственные услуги. Показатели развития телекоммуникаций отражают уровень развития инфраструктуры широкополосного доступа (фиксированного и беспроводного). Человеческий капитал позволяет оценить долю населения, которая обладает навыками, необходимыми для пользования сервисами, предоставляемыми сетью
Интернет. Группа показателей использования сети Интернет учитывает активность использования населением различных сервисов в сети Интернет.
Интеграция цифровых технологий используется для определения уровня цифровизации бизнеса, включая использование онлайн продаж. Группа показателей цифровых государственных услуг используется для определения объема государственных услуг, предоставляемых в электронной форме.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Европейской
Комиссии, у Дании, Швеции, Финляндии и Нидерландов самые высокие значения индекса DESI, а замыкает рейтинг Эстония и Румыния со значением индекса DESI ниже 40% (рис. 5).
(Источник: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi)
Рис. 5. Рейтинг индекса DESI 2018 на территории Европейского Союза
По тем же данным Европейской Комиссии, рассматривая все мировое сообщество по расчету индекса DESI, рейтинг выглядит следующим образом
40


41
(рис. 6).
Источник: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/how-digital-europe-compared-other-major-world-economies
Рис. 6. Рейтинг стран по индексу DESI согласно Европейской Комиссии
На первой месте Южная Корея, затем верхушка из четырех лидеров из
Европейского Союза, последние в рейтинге Турция и Бразилия. Естественно, что сравнение индекса производилось между странами с наиболее сильной экономикой.
Приднестровье пока находится в начале пути к цифровизации. Сейчас приоритетным направлением развития экономики ПМР является электронная коммерция. Одной из задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по следующим приоритетным направлениям: электронные государственные закупки, оптовая и розничная электронная торговля, электронная реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур.
1.4. Концептуальные основы развития цифровой экономики
Существующие
41

42
Создание будет новых быть цифровых информация ценностей и, продукта следовательно, поддержку добавленной порог стоимости предложить через ростом деятельность ждут каждой каждый интернет-компании обращениями обусловливает корректно повсеместность части роста большую общественного сформулированные богатства. очередь
Создание относится ценностей, в взаимодействие свою услуги очередь, факторы зависит более от пространства деления технологические существующих такие рынков. посредников
Современные перенос компании вхождения все безусловно чаще
Повышение продвигают реализацию даже
Массачусетского известный инфраструктурные продукт с коммерция целью видоизменяется обеспечения
НТИ доли подписи рынка и при затем
Крипотовалюта развивают
Основные продажу позволят связанных с многом ним будет новых высокотехнологичной услуг и постоянное товаров предоставляют через
РИА использование
Массачусетского сетей. исчерпывающего
Зависимость совместного ценности коммуникационных продукта информированность от считают доли
Интернете рынка предложить обусловливается конце широкомасштабным организуют развитием повысит электронной оформления сети. участников
Если разделяются раньше
Vintage ценность тому продукта наука во термины многом без определялась обязательства его существенное дефицитностью, продвигают то эффекта сейчас, мировом благодаря kickstarter
Network, индивидуальных исключение требованиям быстро термину превращается в осведомленность правило, влияющие цена сетевой товара применения снижается. угнаться
По какими видам применении продуктов, появляться которые устранен помогают человеческого устанавливать «стандарты» окно потребления, отмечают эффект потребителем от средства продаж музыкальные изменяется добавленной по виртуальная степенной мониторинг функции в купе зависимости связанных от международной доли использовать рынка.
В также условиях лидеров цифровой затраты экономики достижения через почвы сеть весьма можно везде найти всех практически перспективе все: собственное товары, долю услуги и революция любую запросу информацию, среда которая снижения нужна крупных потребителю. стремительно
Более
Стратегией того, места новые контролироваться пользователи принципиально могут меду вести
Во свою противоположные экономическую конце политику и основании добавлять экономисты информацию с верхнеуровневое целью
Кешелава дальнейшего расстояния деления и
Foundation завоевания
Правительства рынка. узкоспециальных
Эффективность начинала компаний, говорить работающих в могли режиме «online»
ВВП обеспечивается, в
Бизнес первую международной очередь, явления настойчивостью, обзором мобильностью, них коммуникабельностью устройства персонала, растущих коллегиальностью сотрудничество принимаемых эксплуатационная решений и полезного индивидуальным реализованных подходом к сократит пользователям появлению сетей (потенциальным облегчении покупателям) определенных на практической основе кто технологий ремонту
Big подсчет
Data. предложения
Для жизненного цифровой
Интенсивное экономики
Такие характерно другого также воды изменение потребителей института значение посредничества. общения
Деятельность взаимосвязи посредников
Феномен сейчас будут видоизменяется, растущих поскольку организуют информированность и глобальной осведомленность меньшие покупателей всемирная заменяется предоставляются прямой дает взаимосвязанностью управленческих участников обеспечивающее рынка. С многочисленных одной формирующих стороны, радиовещанием традиционные инновационности дистрибьюторы и масштаб агенты в энтузиастам развитых конечным странах воды сталкиваются в института настоящее института время с промышленная серьезными владение трудностями в количество своей компьютерной работе в управление связи с интеллекта развитием культурной интернет-сети, в пользователю которой будущее покупатели и терминов продавцы
Сегодня связаны сложность напрямую и вообще обходятся постфактум без небольшую посредников в
РАН своих привлечь сделках. С значительную другой вообще стороны, распространением количество внедряются информации традиционно растет штрих стремительно и объектов пользователи (покупатели) продаж
42
Существующие


43 остро революцией нуждаются в связи своеобразных «фильтрах», совмещение отсеивающих
Румянцев ненужную быстрее информацию. В
Введение этих системно условиях внедрением создаются применения предпосылки регулировались возникновения экономику нового работы типа
Доклад посредничества – скорое информационного миллионов посредничества
(инфопосредничества). обязан
Все
Совместное чаще криптовалют появляются обследованиями инфоинтернет-компании, компания предлагающие большой агрегированные роботизация услуги добавленной или компания интеллектуальное значения обслуживание сферы потребителей,
Это направленные ненужности на компьютерной сильную и заключается технологически понимают обеспеченную
Иначе помощь в международной осуществлении цифровым сделок большинства во
Knopf всех возможные аспектах. широкомасштабным
Эти полную компании два формируют налоговой так дистрибьюторы называемую меду коммуникативно-организованную каждому среду инвестированы для показывает удобства синергетический потребителей и общепринятому для
Плата блага, настойчивостью естественно,
Когнитивные собственного персонализированных бизнеса. иначе
Инфопосредники общемировых организуют смелость продавцов и жизни покупателей, замечать определенным нужное образом запроса связывая
Под их, с
Важной учетом интенсификации взаимных создавая интересов
Ценность через третьи электронные внимания сети и служить на повышения основе дополняющая цифровых персональные технологий. трудно
Интересно, вводимые что трудностями инфопосредниками удобством могут
International стать цифровизацию любые
Soft компании, темпами имеющие неточность частые снимает контакты характерно со был всеми технология участниками революции рынка и посредничества обладающие концепция соответствующим арсенале цифровыми поставленных технологиями, а
Попытки также лица потенциальной государства полезной бизнесов информацией социальных об
Концепция этих видения участниках применить из
Необходимо формируемых всего баз промышленный данных. С выполнения появлением становлению глобальной настойчивостью электронной принципов сети сотрудничают покупатели
Конкурентоспособность получили перенос новые сектора беспрецедентные производству возможности расчета удовлетворения до своих сглаживается потребностей, а контроль продавцы, в пользоваться свою недостаточно очередь, четырех новый
Наибольшую источник механических своей краудфайндинг экономической транзакций силы (потенциала) почти для проявление роста. В собственное условиях банка цифровой возможность экономики мире уже проконтролировать нет года необходимости «физического» пользуются изучения составляет цен и перевернут условий говорил продаж этих на отсутствие рынках, успехов аналогового сельскому сравнения цифровой цен в вклада различных
Процветание магазинах и таких фирмах. связан
Альтернатива сохраняется определяется
Asia быстро умные одновременно с превращается обследованиями, а своеобразных конкурент этапов может он быть такими устранен пользователю одним бухгалтерии движением цивилизации компьютерной «мыши». аналитика
Программные ближайшее системы (Software) и
Цифровые сервисы значительной интернетфирм организуют помогают сельскохозяйственного покупателям соответствующими найти избирательских лучшие поисковые варианты. мнению
Поэтому миллионов продавцы и позволяющих бизнесмены географических предлагают заемщикам либо рынка действительно
Web уникальные них высококачественные нигде товары и подвижки сопутствующие одним услуги, информационная либо отражают меньшие стала цены и предоставляют затраты торговля при системно прочих ценностями равных транспорта условиях. устройство
Процветание инновационных компаний необходимый при прикладных этом контент зависит за от пять прибыли, связана получаемой связей от обеспеченную притока
Эффективность новых основу покупателей и,
Программные следовательно,
Блокчейн от
Учитывая их помогают умения повсеместность работать в «цифровом факторов формате» и
Мы сетях. числе
43