Файл: Характеристика средств физического воспитания Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат, средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
• как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
• при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).
Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий), способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
«Естественными силами природы являются солнечное излучение (инсоляция), температура воздуха и воды, движение воздуха, атмосферное давление. Их используют:
-
как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания; -
как сопутствующий фактор, создающий благоприятные условия для занятий ФУ и усиливающий их воздействия.
Гигиенические факторы (неспецифические средства физического воспитания) имеют значение для полноценного решения задач физического воспитания. Среди гигиенических факторов выделяют:
-
средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания (нормы гигиены труда, отдыха, учёбы, питания, т.е. условий для эффективных занятий ФУ). -
средства, включаемые в процесс физического воспитания и применяемые для восстановления после нагрузок (оптимальный режим нагрузок и отдыха, создание условий для занятий физическими упражнениями, массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т.д.)»2.
Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.
1.2. Физические упражнения
Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, которые применяются в гимнастике, спорте, игре и туризме.
Физические упражнения имеют характерные признаки.
1.Физическим упражнением решается педагогическая задача (другими словами, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым действием – решается производственная задача (т.е. действие направлено на предмет производственной деятельности).
2.Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, которые, с одной стороны, наиболее эффективно воздействуют на организм человека, с другой – позволяют показать наивысшую результативность. Трудовое действие выполняется в соответствии с закономерностями производства.
3.Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.
Трудовые действия в силу своей специализации не в состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое совершенствование человека. Результативность физического воспитания достигается использованием всей системы средств, однако, наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходиться на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин:
1. Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.
2. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-функциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их (например, социологический портрет представителей различных видов спорта).
3. Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности
4. Физические упражнения – это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, его научных и практических достижений.
5. Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.
1.3. Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные ㅤ лучи, воздух, вода) являются важным ㅤ средством укрепления ㅤ здоровья и ㅤ повышения работоспособности. В ㅤ физической культуре ㅤ естественные силы ㅤ могут быть ㅤ использованы в ㅤ двух направлениях:
-
во-первых, как ㅤ сопутствующие условия ㅤ занятий физическими ㅤ упражнениями, когда естественные ㅤ факторы среды ㅤ дополняют, усиливают и ㅤ оптимизируют воздействие ㅤ физических упражнений ㅤ (пр., занятия физическими ㅤ упражнениями на ㅤ свежем воздухе, при ㅤ облучении солнечными ㅤ лучами, в воде ㅤ и т.п.). -
во-вторых, для ㅤ закаливания организма ㅤ занимающихся. В этом ㅤ случае естественные ㅤ силы природы ㅤ используются в ㅤ виде специальных ㅤ процедур (воздушные ㅤ и солнечные ㅤ ванны, купание и ㅤ др.), в ходе ㅤ которых воздействие ㅤ естественных факторов ㅤ дозируется определённым ㅤ образом.
Пребывание на ㅤ открытом воздухе ㅤ ускоряет обменные
ㅤ процессы в ㅤ организме, укрепляет сосуды, улучшает ㅤ работу сердца, возбуждает ㅤ мозговую деятельность, повышает ㅤ общий тонус ㅤ организма. В процессе ㅤ занятий физическими ㅤ упражнениями на ㅤ свежем воздухе ㅤ повышается приспособляемость ㅤ организма человека ㅤ к климатическим ㅤ факторам и ㅤ устойчивость к ㅤ заболеваниям и ㅤ стрессам.
В процессе ㅤ целенаправленного использования ㅤ естественных сил ㅤ природы для ㅤ закаливания организма ㅤ выделяют четыре ㅤ метода.
Аэропрофилактика – обеспечение организма ㅤ чистым воздухом ㅤ с достаточным ㅤ количеством кислорода; закаливание ㅤ организма прохладным ㅤ и холодным ㅤ воздухом при ㅤ наличии одежды; закаливание ㅤ воздухом открытого ㅤ тела (воздушные ㅤ ванны);
Гелиопрофилактика – закаливание организма ㅤ солнечным облучением ㅤ (солнечные ванны);
Гидропрофилактика – купание ㅤ в открытых ㅤ водоёмах при ㅤ воздействии воздушной ㅤ среды и ㅤ солнечной радиации;
Смена ㅤ климатических условий как ㅤ способ закаливания ㅤ организма (пр., систематическое ㅤ раздражение кожи ㅤ и слизистых ㅤ холодным воздухом ㅤ повышают устойчивость ㅤ организма к ㅤ неблагоприятным условиям ㅤ внешней среды). Благоприятные ㅤ условия внешней ㅤ среды усиливают ㅤ положительное влияние ㅤ физических упражнений, позволяют ㅤ применять значительную ㅤ нагрузку, организовывать рациональный ㅤ отдых, вызывают у ㅤ занимающихся положительные ㅤ
эмоции, бодрость и ㅤ жизнерадостность.
«Оздоровительные силы ㅤ природы оказывают ㅤ существенное влияние ㅤ на занимающихся ㅤ физическими упражнениями. Изменения метеорологических ㅤ условий (солнечное ㅤ излучение, воздействие температуры ㅤ воздуха и ㅤ воды, изменения атмосферного ㅤ давления на ㅤ уровне моря ㅤ и на ㅤ высоте, движение и ㅤ ионизация воздуха ㅤ и др.) вызывают ㅤ определенные биохимические ㅤ изменения в ㅤ организме, которые приводят ㅤ к изменению ㅤ состояния здоровья ㅤ и работоспособности ㅤ человека».3 Физические упражнения ㅤ в сочетании ㅤ с естественными ㅤ факторами закаливания ㅤ помогают повысить ㅤ общую устойчивость ㅤ организма к ㅤ ряду неблагоприятных ㅤ воздействий внешней ㅤ среды.
Гигиена физической ㅤ культуры и ㅤ спорта включает ㅤ разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена ㅤ жилища, гигиенические требования ㅤ к спортивным ㅤ сооружениям и ㅤ местам занятий ㅤ физическими упражнениями, вспомогательные ㅤ гигиенические средства ㅤ восстановления и ㅤ повышения работоспособности. Среди ㅤ гигиенических факторов, прямо ㅤ либо косвенно ㅤ содействующих реализации ㅤ задач физического ㅤ воспитания, одни, как известно, имеют ㅤ отношение к ㅤ общей оптимизации ㅤ условий жизни ㅤ с оздоровительных ㅤ позиций (соблюдение ㅤ норм и ㅤ требований, предъявляемых гигиеной ㅤ к общему ㅤ режиму жизни, режиму ㅤ труда и ㅤ отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу ㅤ за телом ㅤ