Файл: Характеристика средств физического воспитания Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и т. д.), другие ㅤ непосредственно связаны ㅤ с обеспечением ㅤ оптимальных условий ㅤ для занятий ㅤ физическими упражнениями ㅤ (соблюдение специальных ㅤ норм и ㅤ требований, предъявляемых гигиеной ㅤ к режиму ㅤ заняв и ㅤ условиям восстановления, к ㅤ состоянию мест ㅤ занятий, оборудования, инвентаря, к костюму ㅤ для занятий ㅤ и т. д.).
Таким ㅤ образом, средствами физического ㅤ воспитания называют ㅤ то, что используется ㅤ в целях ㅤ укрепления здоровья, всестороннего ㅤ развития организма, физических ㅤ способностей, двигательных навыков ㅤ и передачи ㅤ знаний. Для достижения ㅤ цели физического ㅤ воспитания применяются ㅤ следующие группы ㅤ средств физического ㅤ воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы ㅤ природы; 3) гигиенические факторы. Основным ㅤ специфическим средством ㅤ физического воспитания ㅤ являются физические ㅤ упражнения, вспомогательными средствами ㅤ – оздоровительные силы ㅤ природы и гигиенические ㅤ факторы. Комплексное использование ㅤ этих средств ㅤ позволяет специалистам ㅤ по физической ㅤ культуре и ㅤ спорту эффективно ㅤ решать оздоровительные, образовательные ㅤ и воспитательные ㅤ задачи.
Глава II. Общая характеристика методов физического воспитания
2.1. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Сейчас трудно представить цивилизационное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурноспортивные мероприятия и т.п.
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
«Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Обычно в практике отдается предпочтение одному из методов или их различными сочетаниями. Они чередуются в определённой последовательности на протяжении одного или нескольких смежных занятий»4.
Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или иначе принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т. д.).
«Метод физического воспитания - это определённым образом упорядоченная совокупность приёмов выполнения физических упражнений
, обеспечивающих решение конкретной задачи. Методы физического воспитания реализуются через использование различных методических приёмов. Методический приём - это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с особенностями какой-либо частной задачи.
Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии «методика». Методика - это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определённого конечного результата в процессе физического воспитания»5.
Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.
Словесные методы:
Существуют прямые, в основном словесные, упражнения, которые позволяют поддерживать высокую двигательную интенсивность занятий и органично связывать слово с движением. Например: Инструкция - четкая, всесторонняя вербализация задания, методика усвоенных действий или упражнений, правила их выполнения и т.д. Это один из основных методов, используемых на разных этапах физического воспитания.
Краткие комментарии и замечания, которые сопровождают демонстрацию наглядных пособий и природных объектов, или те, которые используются для направления и углубления их восприятия, исправления или выделения определенных аспектов движения.
По классификации профессора В.В. Белиновича методы можно объединить в три большие группы: наглядные, словесные и практические.
«1. Наглядные методы - это методы воздействия преподавателя на обучающихся путем создания наглядных представлений, то есть преимущественно через «первую сигнальную систему».
2. Словесные методы - это методы воздействия преподавателя на учащихся посредством слова, то есть по преимуществу через «вторую сигнальную систему».
3. Практические методы основаны на активной двигательной деятельности самих учащихся»6
По мнению В.В. Белиновича, первые две группы служат главным образом методами преподавания, а третья - методами учения. Внутри этих групп они могут быть подразделены по ряду признаков, в частности, по особенностям пути овладения двигательными действиями, например от части к целому или от целого к углубленному освоению частей.
Методы обеспечения наглядности:
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.
Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Следует иметь в виду, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства.
«В структуре профессионально-педагогической деятельности на первом этапе деятельность направлена на проектирование учебновоспитательного процесса и обеспечение условий его существования. На втором - на реализацию запланированного, непосредственное воздействие на личность занимающихся, а на третьем - на анализ и оценку результатов педагогического процесса. Поэтому предлагается выделять три группы методов, используемых в физическом воспитании: методы проектирования; методы педагогических воздействий; методы контроля. В свою очередь, в каждой из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов».7
Особые трудности возникают при группировке методов строго регламентированного упражнения - у разных авторов их количество разнится, и они по-разному классифицированы. Особенно различаются методы, представленные в общей классификации и при описании методики развития различных физических способностей. Будущие специалисты вынуждены просто механически запоминать разнообразные методы развития физических способностей. Систематизацию методов контроля в физическом воспитании можно проводить на различных уровнях: объекта контроля; параметров объекта контроля; специфики контролируемых показателей; форм организации контроля. Все методы контроля по источнику получения информации можно подразделить на методы опроса, наблюдения, анализа документов, инструментальные, тестирование. В зависимости от средств и способов получения информации, формы применения и целевого назначения можно выделить отдельные их виды и разновидности.
2.2. Специфические методы физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода (способа) его применения. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Таким ㅤ образом, средствами физического ㅤ воспитания называют ㅤ то, что используется ㅤ в целях ㅤ укрепления здоровья, всестороннего ㅤ развития организма, физических ㅤ способностей, двигательных навыков ㅤ и передачи ㅤ знаний. Для достижения ㅤ цели физического ㅤ воспитания применяются ㅤ следующие группы ㅤ средств физического ㅤ воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы ㅤ природы; 3) гигиенические факторы. Основным ㅤ специфическим средством ㅤ физического воспитания ㅤ являются физические ㅤ упражнения, вспомогательными средствами ㅤ – оздоровительные силы ㅤ природы и гигиенические ㅤ факторы. Комплексное использование ㅤ этих средств ㅤ позволяет специалистам ㅤ по физической ㅤ культуре и ㅤ спорту эффективно ㅤ решать оздоровительные, образовательные ㅤ и воспитательные ㅤ задачи.
Глава II. Общая характеристика методов физического воспитания
2.1. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Сейчас трудно представить цивилизационное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурноспортивные мероприятия и т.п.
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
«Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Обычно в практике отдается предпочтение одному из методов или их различными сочетаниями. Они чередуются в определённой последовательности на протяжении одного или нескольких смежных занятий»4.
Систематическое воздействие физических упражнений на организм человека может быть успешным в том случае, когда методика их применения (система средств и способов) согласуется с основными правилами, закономерностями процесса физического воспитания. Знание и соблюдение этих закономерностей, или иначе принципов, позволяет эффективно овладеть конкретным двигательным навыком и развить то или иное физическое качество (силу, выносливость, гибкость и т. д.).
«Метод физического воспитания - это определённым образом упорядоченная совокупность приёмов выполнения физических упражнений
, обеспечивающих решение конкретной задачи. Методы физического воспитания реализуются через использование различных методических приёмов. Методический приём - это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с особенностями какой-либо частной задачи.
Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии «методика». Методика - это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определённого конечного результата в процессе физического воспитания»5.
Из общепедагогических методов, широко используемых в физическом воспитании, следует выделить словесные методы. Практически вся деятельность в процессе обучения и воспитания связана с использованием метода словесного воздействия: сообщают знания, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, управляют поведением занимающихся. К словесным методам относятся: лекции, беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии, замечания и многое другое. Применение того или иного словесного метода зависит от возраста занимающихся, этапа обучения двигательному действию, уровня физической и интеллектуальной подготовленности.
Словесные методы:
-
Дидактический рассказ – изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечение представления занимающихся о двигательном действии (возможно – в сюжетной форме). Как правило, в таком варианте применяется, в основном, на занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста. -
Описание предусматривает четкое, выразительное, доступное раскрытие признаков и свойств предмета, его величины, положения в пространстве и т.д. на основе фактического материала. Причем, указывается, что надо делать, но почему именно так – решает сам занимающийся. В данном варианте необходимо использовать знания и опыт обучаемых. -
Объяснение – последовательное, строгое в логическом, аргументированном изложении в соответствии со спортивной технологией преподавателем сложных вопросов. -
Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и занимающимся. -
Разбор – форма беседы, проводимая после выполнения какого-либо двигательного задания. -
Лекция – последовательное, системное освещение изучаемой проблемы. -
Инструктирование – точное, конкретное изложение требования к выполнению предлагаемого двигательного действия. -
Комментарии и замечания – оценка в краткой форме качества выполнения задания и указание на ошибки при его выполнении. -
Распоряжения – словесное указание для выполнения действия, не имеющее стандартной формы; команда – краткая, точная форма словесного воздействия с целью немедленного, безусловного ее исполнения; указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.
Существуют прямые, в основном словесные, упражнения, которые позволяют поддерживать высокую двигательную интенсивность занятий и органично связывать слово с движением. Например: Инструкция - четкая, всесторонняя вербализация задания, методика усвоенных действий или упражнений, правила их выполнения и т.д. Это один из основных методов, используемых на разных этапах физического воспитания.
Краткие комментарии и замечания, которые сопровождают демонстрацию наглядных пособий и природных объектов, или те, которые используются для направления и углубления их восприятия, исправления или выделения определенных аспектов движения.
По классификации профессора В.В. Белиновича методы можно объединить в три большие группы: наглядные, словесные и практические.
«1. Наглядные методы - это методы воздействия преподавателя на обучающихся путем создания наглядных представлений, то есть преимущественно через «первую сигнальную систему».
2. Словесные методы - это методы воздействия преподавателя на учащихся посредством слова, то есть по преимуществу через «вторую сигнальную систему».
3. Практические методы основаны на активной двигательной деятельности самих учащихся»6
По мнению В.В. Белиновича, первые две группы служат главным образом методами преподавания, а третья - методами учения. Внутри этих групп они могут быть подразделены по ряду признаков, в частности, по особенностям пути овладения двигательными действиями, например от части к целому или от целого к углубленному освоению частей.
Методы обеспечения наглядности:
-
Метод непосредственной наглядности – показ упражнения преподавателем или учащимся. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Всегда должен сочетаться с методом слова, чтобы показ не превратился в бездумное повторение увиденного. -
Методы опосредованной наглядности (учебные фильмы, кинограммы, рисунки, схемы) -
Методы направленного прочувствования двигательного действия -
Методы срочной информации.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.
Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Следует иметь в виду, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства.
«В структуре профессионально-педагогической деятельности на первом этапе деятельность направлена на проектирование учебновоспитательного процесса и обеспечение условий его существования. На втором - на реализацию запланированного, непосредственное воздействие на личность занимающихся, а на третьем - на анализ и оценку результатов педагогического процесса. Поэтому предлагается выделять три группы методов, используемых в физическом воспитании: методы проектирования; методы педагогических воздействий; методы контроля. В свою очередь, в каждой из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов».7
Особые трудности возникают при группировке методов строго регламентированного упражнения - у разных авторов их количество разнится, и они по-разному классифицированы. Особенно различаются методы, представленные в общей классификации и при описании методики развития различных физических способностей. Будущие специалисты вынуждены просто механически запоминать разнообразные методы развития физических способностей. Систематизацию методов контроля в физическом воспитании можно проводить на различных уровнях: объекта контроля; параметров объекта контроля; специфики контролируемых показателей; форм организации контроля. Все методы контроля по источнику получения информации можно подразделить на методы опроса, наблюдения, анализа документов, инструментальные, тестирование. В зависимости от средств и способов получения информации, формы применения и целевого назначения можно выделить отдельные их виды и разновидности.
2.2. Специфические методы физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода (способа) его применения. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).