Файл: Характеристика средств физического воспитания Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.

Физическая культура в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего развития человека. В том и в другом случае физическая культура решающее значение имеет не сама по себе область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества.

  Методы, применяемые только в процессе физического воспитания, называются специфическими; их также называют методами практического упражнения. Практические методы физического воспитания занимают особое место, т.к. посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют функциональные способности организма.

Методы строго регламентированного упражнения реализуются с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

·     наличие  твердо  предписанной  программы  движений  (по  подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

·     точное нормирование нагрузки, по объему и интенсивности, управление ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

·     точное дозирование интервалов отдыха между частями нагрузки;

·     создание  внешних  условий,  облегчающих  управление  действиями ребенка (распределение  групп  на местах занятий,  использование  пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т.д.).


«Применение метода строго регламентированного упражнения на начальном этапе обучения, не приводило к формированию стабильного навыка, необходимо каждое занятие заканчивать выполнением целостных двигательных действий в условиях противодействии партнера, что будет способствовать вариативности вырабатываемых навыков.Методика обучения юных боксёров целостным двигательным действиям, выполняемым в условиях противодействия партнера, на этапе начальной подготовки позволяет: 1- повысить вариативность основной фазы двигательного действия; 2-соединяя технику с тактикой, позволяет более эффективно проводить подготовку и завершение атаки; 3- повысить эффективность атакующих действий, а в итоге и успешность выступления в соревнованиях»8.

Суть метода строго регламентированного упражнения состоит в том, что твердо определена программа движений и точно дозируется нагрузка.

Использование этого метода предусматривает: выполнение упражнений в строго заданной форме, избирательное воздействие упражнений на различные части тела, строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе упражнения, избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их компонентов, обеспечение индивидуализации в обучении.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Игра возникла на ранних этапах истории, развивалась со всей культурой

общества, служит удовлетворению потребностей в самопознании и общении,

в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении. Главная функция игры – это педагогическая, является средством и методом воспитания.

Основные методические особенности игры. Сюжетно-ролевая основа. Деятельности организуется на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизационного выполнения тех или иных ролей. Игровые сюжеты и роли отображают жизненные явления, ситуации, отношения. Отсутствует жесткая регламентация действий.

Игровой сюжет и правила игры, намечают лишь общие линии поведения играющих, не определяют жестко все конкретные формы их действий, допускаю возможность широкого выбора и комбинирование способов достижения игровых целей. Действия в игре носят импровизационный характер с проявлением самостоятельности, инициативности, находчивости и др. личных качеств.



Игровая деятельность строится на комплексном материале различных

двигательных действий (бег с маневрированием, передача мяча, ловля, броски с поражением предметных целей, преодоление препятствий). Для

игровой деятельности характерна динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что развивает координацию и другие двигательные способности.

Соревновательный метод— это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

«Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;

  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

  • содействовать воспитанию волевых качеств»9.

Таким образом, методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов : специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях и методика преподавания физическими упражнениями.

Заключение

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными терминами и формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой и ведением здорового образа жизни.


Средствами физического воспитания называют то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов : специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях и методика преподавания физическими упражнениями.

Список используемой литературы

  1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ.ред. Н.Н. Маликова. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 525 с.

  2. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - с. 45-50.

  3. Гужоловский А.А. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

  4. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. – 320 с.

  5. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Никоденко И.Т. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», 1989. – 384 с.

  6. Мин Хе Чжин Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselostno-deyatelnostnyy-podhod-k-sistematizatsii-metodov-fizicheskogo-vospitaniya


(дата обращения 01.03.2023 г)

  1. Осколков В.А. Метод строго регламентированного упражнения в обучении юных боксеров и ошибки его применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-strogo-reglamentirovannogo-uprazhneniya-v-obuchenii-yunyh-bokserov-i-oshibki-ego-primeneniya (дата обращения 01.03.2023 г)

  2. Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г)

  3. Теория физического воспитания / Под ред. А.Д. Новикова. - М., 1959. –302 с.

  4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.




1 Теория физического воспитания. Краткий курс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sport.spbu.ru/images/library/teaching_aids/2.pdf (дата обращения 01.03.2023 г)

2 Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ.ред. Н.Н. Маликова. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – С. 122

3 Коробейников Н.К., Михеев А.А., Никоденко И.Т. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», 1989. – С.114.

4 Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г)

5 Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г)

6 Теория физического воспитания / Под ред. А.Д. Новикова. - М., 1959. –С. 161

7 Мин Хе Чжин Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselostno-deyatelnostnyy-podhod-k-sistematizatsii-metodov-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения 01.03.2023 г)

8 Осколков В.А. Метод строго регламентированного упражнения в обучении юных боксеров и ошибки его применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-strogo-reglamentirovannogo-uprazhneniya-v-obuchenii-yunyh-bokserov-i-oshibki-ego-primeneniya (дата обращения 01.03.2023 г)

9 Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - С.123