Файл: Характеристика средств физического воспитания Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений.
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.
Физическая культура в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего развития человека. В том и в другом случае физическая культура решающее значение имеет не сама по себе область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества.
Методы, применяемые только в процессе физического воспитания, называются специфическими; их также называют методами практического упражнения. Практические методы физического воспитания занимают особое место, т.к. посредством их обучают двигательным действиям и совершенствуют функциональные способности организма.
Методы строго регламентированного упражнения реализуются с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
· наличие твердо предписанной программы движений (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
· точное нормирование нагрузки, по объему и интенсивности, управление ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
· точное дозирование интервалов отдыха между частями нагрузки;
· создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т.д.).
«Применение метода строго регламентированного упражнения на начальном этапе обучения, не приводило к формированию стабильного навыка, необходимо каждое занятие заканчивать выполнением целостных двигательных действий в условиях противодействии партнера, что будет способствовать вариативности вырабатываемых навыков.Методика обучения юных боксёров целостным двигательным действиям, выполняемым в условиях противодействия партнера, на этапе начальной подготовки позволяет: 1- повысить вариативность основной фазы двигательного действия; 2-соединяя технику с тактикой, позволяет более эффективно проводить подготовку и завершение атаки; 3- повысить эффективность атакующих действий, а в итоге и успешность выступления в соревнованиях»8.
Суть метода строго регламентированного упражнения состоит в том, что твердо определена программа движений и точно дозируется нагрузка.
Использование этого метода предусматривает: выполнение упражнений в строго заданной форме, избирательное воздействие упражнений на различные части тела, строгое дозирование нагрузки и управление ее динамикой в ходе упражнения, избирательное развитие не только отдельных качеств, но и их компонентов, обеспечение индивидуализации в обучении.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
Игра возникла на ранних этапах истории, развивалась со всей культурой
общества, служит удовлетворению потребностей в самопознании и общении,
в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении. Главная функция игры – это педагогическая, является средством и методом воспитания.
Основные методические особенности игры. Сюжетно-ролевая основа. Деятельности организуется на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизационного выполнения тех или иных ролей. Игровые сюжеты и роли отображают жизненные явления, ситуации, отношения. Отсутствует жесткая регламентация действий.
Игровой сюжет и правила игры, намечают лишь общие линии поведения играющих, не определяют жестко все конкретные формы их действий, допускаю возможность широкого выбора и комбинирование способов достижения игровых целей. Действия в игре носят импровизационный характер с проявлением самостоятельности, инициативности, находчивости и др. личных качеств.
Игровая деятельность строится на комплексном материале различных
двигательных действий (бег с маневрированием, передача мяча, ловля, броски с поражением предметных целей, преодоление препятствий). Для
игровой деятельности характерна динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что развивает координацию и другие двигательные способности.
Соревновательный метод— это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
«Соревновательный метод позволяет:
-
стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; -
выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; -
обеспечивать максимальную физическую нагрузку; -
содействовать воспитанию волевых качеств»9.
Таким образом, методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов : специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях и методика преподавания физическими упражнениями.
Заключение
Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными терминами и формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой и ведением здорового образа жизни.
Средствами физического ㅤ воспитания называют ㅤ то, что используется ㅤ в целях ㅤ укрепления здоровья, всестороннего ㅤ развития организма, физических ㅤ способностей, двигательных навыков ㅤ и передачи ㅤ знаний. Для достижения ㅤ цели физического ㅤ воспитания применяются ㅤ следующие группы ㅤ средств физического ㅤ воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы ㅤ природы; 3) гигиенические факторы. Основным ㅤ специфическим средством ㅤ физического воспитания ㅤ являются физические ㅤ упражнения, вспомогательными средствами ㅤ – оздоровительные силы ㅤ природы и гигиенические ㅤ факторы. Комплексное использование ㅤ этих средств ㅤ позволяет специалистам ㅤ по физической ㅤ культуре и ㅤ спорту эффективно ㅤ решать оздоровительные, образовательные ㅤ и воспитательные ㅤ задачи.
Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов : специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях и методика преподавания физическими упражнениями.
Список используемой литературы
-
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ.ред. Н.Н. Маликова. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 525 с. -
Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - с. 45-50. -
Гужоловский А.А. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с. -
Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. – 320 с. -
Коробейников Н.К., Михеев А.А., Никоденко И.Т. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», 1989. – 384 с. -
Мин Хе Чжин Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselostno-deyatelnostnyy-podhod-k-sistematizatsii-metodov-fizicheskogo-vospitaniya
(дата обращения 01.03.2023 г)
-
Осколков В.А. Метод строго регламентированного упражнения в обучении юных боксеров и ошибки его применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-strogo-reglamentirovannogo-uprazhneniya-v-obuchenii-yunyh-bokserov-i-oshibki-ego-primeneniya (дата обращения 01.03.2023 г) -
Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г) -
Теория физического воспитания / Под ред. А.Д. Новикова. - М., 1959. –302 с. -
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
1 Теория физического воспитания. Краткий курс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sport.spbu.ru/images/library/teaching_aids/2.pdf (дата обращения 01.03.2023 г)
2 Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ.ред. Н.Н. Маликова. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – С. 122
3 Коробейников Н.К., Михеев А.А., Никоденко И.Т. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», 1989. – С.114.
4 Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г)
5 Рябиков А.А. Методы в физическом воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения 01.03.2023 г)
6 Теория физического воспитания / Под ред. А.Д. Новикова. - М., 1959. –С. 161
7 Мин Хе Чжин Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tselostno-deyatelnostnyy-podhod-k-sistematizatsii-metodov-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения 01.03.2023 г)
8 Осколков В.А. Метод строго регламентированного упражнения в обучении юных боксеров и ошибки его применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-strogo-reglamentirovannogo-uprazhneniya-v-obuchenii-yunyh-bokserov-i-oshibki-ego-primeneniya (дата обращения 01.03.2023 г)
9 Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - С.123