Файл: RU Силлабус стом Патологическая физиология.doc

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 830

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

СИЛЛАБУС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»




КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ













СИЛЛАБУС


Дисциплина «Патологическая физиология»

Специальность 051303 - «Стоматология»

Объем часов - 90 (2 кредита)

Курс - III

Семестр - V

Форма контроля - экзамен
























Алматы, 2014


Силлабус составлен доц. Мырзагуловой С.Е., доц. Рыспековой Н.Н., доц. Жуйко Н.В., преп. Ким Т.А. в соответствие с рабочей программой специальности 051301 - «Стоматология», утвержденной на заседании Методического совета КазНМУ

(Пр. № от )



Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры патофизиологии


Протокол № 17 от «20» мая 2014 г.


Зав.кафедрой патологической физиологии, доцент Балабекова М.К.







































1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра патологической физиологии

1.3 Дисциплина БДВ 08 «Патологическая физиология»

1.4 Специальность: 051303 - «Стоматология»

1.5 Объем учебных часов - 90 - (2 кредита)

1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс; 5 семестр


1.7 Сведения о преподавателях:

ФИО

Должность

Степень

1

Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович

профессор

д.м.н.

2

Балабекова Марина Казыбаевна

Зав.каф

к.м.н.

3

Жуйко Нелли Васильевна

доцент

к.м.н.

4

Ахмедшина Дания Асхатовна

ст.преподавтель

к.м.н.

5

Рыспекова Наталья Николаевна

доцент

к.м.н.

6

Мырзагулова Сырсулу Ермухамбетовна

Доцент

к.м.н.

7

Ким Татьяна Александровна

преподаватель

б/с

8

Жукешева Майя Канатовна

преподаватель

б/с

9

Момбиева Ж.Т.

преподаватель

б/с


1.8.Контактная информация:

место нахождения кафедры патофизиологии: 2 учебный корпус, 4 этаж

телефон: 8 (7273) 38-70-90 (внутр. 79-15)

1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК:

  1. Обязательное посещение лекций, практических занятий и СРСП. Пропущенная лекция отрабатывается в виде составления эссе и защиты его на рубежном контроле.

  2. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).

  3. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.

  4. Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.

  5. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.



2. Программа:

2.1 Введение

2.1 Введение

Современный этап развития медицины требует сложной многопрофильной теоретической подготовки студентов высших медицинских учебных заведений. Одним из важнейших аспектов модернизации медицинского образования является углубленное изучение патологической физиологии, которая в общей системе подготовки врачей занимает особое место как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина, направленная на создание методологической, методической и практической основы клинического мышления и рациональных действий врача - стоматолога

Патологическая физиология является фундаментальной теоретической медико-биологической дисциплиной, дающей знания, которые способствуют формированию врачебного мышления и закладывают основы для правильной диагностики, профилакти­ки и лечения стоматологических заболеваний.

2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студентов знаний о болезни, этиоло­гии и патогенезе типовых патологических процессов, типовых нарушениях функций органов и систем, осо­бенностях патологических процессов в тканях зубо-челюстной области, тесной связи нарушений функций ротовой полости и зубочелюстного ап­парата с нарушениями функций других систем организма, формирование практических навыков выполнения экспериментов на животных и интерпретации клинико-лабораторных данных, формирование коммуникативных навыков работы в группе, правовых компетенций, навыков самосовершенствования


2.3 Задачи обучения

  • Формировать знания по общей и частной патофизиологии

  • Формировать знания об особенностях течения типовых патологических процессов в зубо-челюстной области и поражениях полости рта при нарушениях фукций органов и систем

  • Формировать практические навыки моделирования патологических процессов и интерпретации клинико-лабораторных данных

  • Формировать знания правил проведения доклинических исследований по приказам МЗ РК №№ 697, 575

  • Развивать коммуникативные навыки работы в группе (умение ясно выражать свои мысли, уважать мнение товарищей и преподавателя, умение внимательно слушать)

  • Формировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета при подготовке к занятиям и СРС


2.4. Конечные результаты обучения


У студента должны быть сформированы компетенции:

  • Знание вопросов общей нозологии; роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней; патогенеза основных типовых патологических процессов, особенностей этиологии и патогенеза типовых патологических процессов полости рта; этиологии и патогенеза нарушений функций внутренних органов, измений тканей полости рта при заболеваниях органов

  • Практические навыки выполнения патофизиологического эксперимента и патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при патологических процессах и болезнях полости рта, применение теоретических знаний в обосновании этиотропной и патогенетической терапии и использование их в будущей профессиональной деятельности врача-стоматолога.

  • Самосовершенствование: приобретение новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования, умение ориентироваться в современных информационных потоках


  • Коммуникативные навыки работы в команде, умение корректно отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива, предлагать новые решения

  • Правовые компетенции - знание основ правовой системы и законодательства Казахстана по проведению медико-биологических экспериментов (Приказ МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.)


2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология, микробиология и вирусология, гистология.

2.5 Постреквизиты:, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология


2.6 Краткое содержание дисциплины

Дисциплина «Патофизиология» включает изучение:

  • основных понятий общей нозологии: здоровье, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Стадии болезни, периоды умирания, постреанимационная патология.

  • вопросов этиологии и патогенеза: роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней

  • вопросов местных и общих реакций на повреждение

  • нарушения обмена веществ

  • этиологии и патогенеза типовых патологических процессов (нарушение периферического кровообращения, воспаление, аллергия, опухоль, гипоксия)

  • этиологии и патогенеза нарушений функции органов и систем

2.7 Тематический план лекций (5 час)


Тема лекции

Форма проведения

Часы

1.

Общая этиология и патогенез

Обзорная лекция

1

2.

Воспаление

Обзорная лекция

1

3.

Аллергия

Обзорная лекция

1

4.

Сердечная недостаточность

Обзорная лекция

1

5.

Нарушение гемостаза

Обзорная лекция

1


Итого


5


2.7 Тематический план практических занятий (25 час)

Темы практических занятий

Форма проведения

Часы

1.

Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология.

Дискуссия по вопросам темы, блиц игра, тестирование по знанию приказов №№ 575 и 697 МЗ РК , моделирование кариеса и пародонтита, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

2

Общая этиология и патогенез. Роль биологических факторов в этиологии заболеваний полости рта. Этиотропный и патогенетический принципы профилактики и терапии заболеваний зубо-челюстной области.

Роль реактивности организма в патологии.

Дискуссия по вопросам темы, просмотр учебного видеофильма «Значение видовой принадлежности, возраста, функционального состояния ЦНС в резистентности к гипоксии», обсуждение практических работ, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

3

Нарушения периферического кровообращения их роль в патогенезе заболеваний полости рта.

Воспаление, особенности патогенеза воспалительных процессов челюстно-лицевой области

Дискуссия по вопросам темы, моделирование нарушений периферического кровообращения, опыт Конгейма, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках

2

4

Общие реакции организма на повреждение: Ответ острой фазы. Лихорадка. Изменения тканей полости рта и функций слюнных желез при лихорадке

Дискуссия по вопросам темы, выполнение и обсуждение практических работ, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

5.

Аллергия. Профессиональная аллергия у стоматологов.

Гипоксия

Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, ролевая игра «Патогенез анафилактического шока» просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках

2

6

Опухоли. Особенности этиологии опухолей челюстно-лицевой области.

Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

7

Патофизиология нервной системы. Болевой синдром при заболеваниях полости рта.

Патофизиология эндокринной системы. Изменение тканей полости рта при эндокринопатиях.

Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках, кейс стади, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

4

8

Патофизиология сердца и сосудов

Дискуссия по вопросам темы, обсуждение результатов эксперимента, просмотр видеофильма по моделированию перегрузочной и миокардиальной форм сердечной недостаточности, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках,работа с глоссарием на трех языках

2

9

Патофизиология внешнего дыхания. Асфиксия.

Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

10

Лейкоцитозы, лейкопении, лейкозы. Изменения тканей полости рта при агранулоцитозе и лейкозах

Дискуссия по вопросам темы, разбор лейкограмм, заполнение таблиц, работа с глоссарием на трех языках

2

11

Анемии. Изменения тканей полости рта при анемиях.

Дискуссия по вопросам темы, выполнение практических работ, кейс-стади, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

2

12

Патофизиология печени. Изменения тканей полости рта при хронической печеночной недостаточности

Дискуссия по вопросам темы, обсуждение результатов эксперимента по проявлениям холемии, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование

1


ИТОГО


25



2.7. Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) -30час


Темы практических занятий

Форма проведения

Часы

1.

Формирование практических навыков по теме: Общая нозология.

Кейс-стади, решение кроссворда

1

2

Формирование практических навыков к теме: Общая этиология и патогенез. Болезнетворное действие на организм внешних этиологических факторов Роль реактивности организма и наследственности в патологии.

Кейс-стади

2

3

Формирование практических навыков к теме: Нарушение периферического кровообращения. Воспаление

Кейс-стади, решение кроссворда, тестирование.

2

4

Формирование практических навыков к теме: Ответ острой фазы. Лихорадка

Кейс-стади

1

5

Формирование практических навыков по теме: Аллергия. Гипоксия

Кейс-стади, тестирование.

2

6

Формирование практических навыков по теме: Опухоли

Кейс-стади

1

7

Рубежный контроль № 1

1 этап- тестирование

2 этап- патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных

3

8

Формирование практических навыков по теме: Патофизиология сердечно-сосудистой системы

Заполнение таблиц, кейс-стади, тестирование

2

9

Формирование практических навыков по теме: Патофизиология внешнего дыхания

Выполнение практических работ

1

10

Патофизиология гемостаза

Просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, работа с обучающей программой по системе крови

3

11

Формирование практических навыков по теме «Патофизиология пищеварения»

Кейс-стади, тестирование

2

12

Конференция «Патология полости рта и ее роль в патогенезе нарушений функций системы пищеварения»

Презентация докладов на русском, казахском и английском языках

4

13

Патофизиология почек




Уремия

Дискуссия по вопросам темы, выполнение практических работ, тестирование, работа с глоссарием на трех языках

Проведение занятия на языке, отличном от языка обучения

3




1

14

Рубежный контроль № 2

1 этап- тестирование

2 этап- патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных

2


ИТОГО


30

2.8. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (30час)

Тема самостоятельной работы

Форма проведения

часы

1.

Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения.

Самостоятельное изучение

материала. Выполнение тестовых заданий. Презентация

3

2

Местные и общие реакции организма на повреждение.

Самостоятельное изучение

материала. Выполнение

тестовых заданий, решение

ситуационных задач.

4

3

Патофизиология углеводного обмена

Самостоятельное изучение

материала. Выполнение

тестовых заданий, решение

ситуационных задач.

4

4

Патофизиология водно-электролитного обмена и КОС

Самостоятельное изучение

материала. Выполнение

тестовых заданий, решение

ситуационных задач.

4

5

Патофизиология белкового и жирового обмена

Самостоятельное изучение

материала. Выполнение

тестовых заданий, решение

ситуационных задач.

4

6

Роль гипоксии в патогенезе воспалительных и дистрофических заболеваний челюстно-лицевой области

Самостоятельное изучение

материала. Презентация

4

7

Патофизиология опорно-двигательной системы

Самостоятельное изучение

Материала, тестирование,

кейс-стади

2

8

Патология полости рта и ее роль в патогенезе нарушений функций системы пищеварения

Самостоятельное изучение материала. Презентация

5


ВСЕГО


30



2.9 Литература основная и дополнительная.

Основная:

  1. Патофизиология // Литвицкий П.Ф. - М.-Медиа: ГЭОТАР-Медия, 2010

  2. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д.. Уразовой О.И. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010, в 2-х томах

  3. Патофизиология. Основные понятия // Под ред. А.В. Ефремова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

  4. Патофизиология. В трех томах:учебник для студ. Стом.факультетов/ А.И. Воложин, Г.В. Порядин.-Изд-во «Академия», 2007


Дополнительная:

  1. Общая патологическая физиология // Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2013

  2. Патологическая физиология // Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с

  3. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.

  4. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с

  5. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с

  6. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и др. «Механизмы развития патологии полости рта» уч.пособие., Алматы 2010 -136с


На казахском языке

Негізгі әдебиет:

  1. Патофизиология // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н. – Алматы, 2011

  2. Орысша - қазақша- медициналық (физиологиялық) сөздік. Русско-казахский медицинский (физиологический) словарь // Нұрмұхамбетұлы Ә. Алматы: Эверо, 2007


Қосымша

    1. Клиникалық патофизиологиясы // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н – Алматы: Эверо 2010

    2. Патофизиология // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н. – Алматы: Эверо, 2007

    3. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.


На английском языке

Основная:

  1. Pathologic basis of disease // V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 8th edition, 2010

Дополнительная

1. Basic Pathology // V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 8th edition, 2010


2.10 Методы обучения и преподавания

  • Обзорные лекции по избранным темам

  • Проведение практических занятий:

Дискуссия по вопросам темы, проведение экспериментов, обсуждение результатов экспериментов, оформление протоколов, составление схем патогенеза, заполнение таблиц, кейс-стади, тестирование, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеороликов на английском и русском языках, работа с глоссарием на трех языках

  • Формы организации СРСП:

консультации по теме, кейс-стади, работа с таблицами, учебными пособиями, электронными версиями учебников, мультимедийными презентациями, выполнение практических заданий, тестирование, кейс-стади, проведение научно- студенческой конференции, работа с глоссарием на трех языках, рубежный контроль.

  • Формы организации СРС:

работа с литературой, электронными базами даных по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка презентаций