ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 830
Скачиваний: 11
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ |
|
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА |
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ СИЛЛАБУС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ» |
КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
СИЛЛАБУС
Дисциплина «Патологическая физиология»
Специальность 051303 - «Стоматология»
Объем часов - 90 (2 кредита)
Курс - III
Семестр - V
Форма контроля - экзамен
Алматы, 2014
Силлабус составлен доц. Мырзагуловой С.Е., доц. Рыспековой Н.Н., доц. Жуйко Н.В., преп. Ким Т.А. в соответствие с рабочей программой специальности 051301 - «Стоматология», утвержденной на заседании Методического совета КазНМУ
(Пр. № от )
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры патофизиологии
Протокол № 17 от «20» мая 2014 г.
Зав.кафедрой патологической физиологии, доцент Балабекова М.К.
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
1.2 Кафедра патологической физиологии
1.3 Дисциплина БДВ 08 «Патологическая физиология»
1.4 Специальность: 051303 - «Стоматология»
1.5 Объем учебных часов - 90 - (2 кредита)
1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс; 5 семестр
1.7 Сведения о преподавателях:
№ |
ФИО |
Должность |
Степень |
1 |
Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович |
профессор |
д.м.н. |
2 |
Балабекова Марина Казыбаевна |
Зав.каф |
к.м.н. |
3 |
Жуйко Нелли Васильевна |
доцент |
к.м.н. |
4 |
Ахмедшина Дания Асхатовна |
ст.преподавтель |
к.м.н. |
5 |
Рыспекова Наталья Николаевна |
доцент |
к.м.н. |
6 |
Мырзагулова Сырсулу Ермухамбетовна |
Доцент |
к.м.н. |
7 |
Ким Татьяна Александровна |
преподаватель |
б/с |
8 |
Жукешева Майя Канатовна |
преподаватель |
б/с |
9 |
Момбиева Ж.Т. |
преподаватель |
б/с |
1.8.Контактная информация:
место нахождения кафедры патофизиологии: 2 учебный корпус, 4 этаж
телефон: 8 (7273) 38-70-90 (внутр. 79-15)
1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК:
-
Обязательное посещение лекций, практических занятий и СРСП. Пропущенная лекция отрабатывается в виде составления эссе и защиты его на рубежном контроле.
-
Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).
-
Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
-
Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.
-
Активное участие студентов в научно-исследовательской работе (НИРС) и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
2. Программа:
2.1 Введение
2.1 Введение
Современный этап развития медицины требует сложной многопрофильной теоретической подготовки студентов высших медицинских учебных заведений. Одним из важнейших аспектов модернизации медицинского образования является углубленное изучение патологической физиологии, которая в общей системе подготовки врачей занимает особое место как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина, направленная на создание методологической, методической и практической основы клинического мышления и рациональных действий врача - стоматолога
Патологическая физиология является фундаментальной теоретической медико-биологической дисциплиной, дающей знания, которые способствуют формированию врачебного мышления и закладывают основы для правильной диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний.
2.2 Цель дисциплины:
Формирование у студентов знаний о болезни, этиологии и патогенезе типовых патологических процессов, типовых нарушениях функций органов и систем, особенностях патологических процессов в тканях зубо-челюстной области, тесной связи нарушений функций ротовой полости и зубочелюстного аппарата с нарушениями функций других систем организма, формирование практических навыков выполнения экспериментов на животных и интерпретации клинико-лабораторных данных, формирование коммуникативных навыков работы в группе, правовых компетенций, навыков самосовершенствования
2.3 Задачи обучения
-
Формировать знания по общей и частной патофизиологии
-
Формировать знания об особенностях течения типовых патологических процессов в зубо-челюстной области и поражениях полости рта при нарушениях фукций органов и систем
-
Формировать практические навыки моделирования патологических процессов и интерпретации клинико-лабораторных данных
-
Формировать знания правил проведения доклинических исследований по приказам МЗ РК №№ 697, 575
-
Развивать коммуникативные навыки работы в группе (умение ясно выражать свои мысли, уважать мнение товарищей и преподавателя, умение внимательно слушать)
-
Формировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета при подготовке к занятиям и СРС
2.4. Конечные результаты обучения
У студента должны быть сформированы компетенции:
-
Знание вопросов общей нозологии; роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней; патогенеза основных типовых патологических процессов, особенностей этиологии и патогенеза типовых патологических процессов полости рта; этиологии и патогенеза нарушений функций внутренних органов, измений тканей полости рта при заболеваниях органов
-
Практические навыки выполнения патофизиологического эксперимента и патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных при патологических процессах и болезнях полости рта, применение теоретических знаний в обосновании этиотропной и патогенетической терапии и использование их в будущей профессиональной деятельности врача-стоматолога.
-
Самосовершенствование: приобретение новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования, умение ориентироваться в современных информационных потоках
-
Коммуникативные навыки работы в команде, умение корректно отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива, предлагать новые решения
-
Правовые компетенции - знание основ правовой системы и законодательства Казахстана по проведению медико-биологических экспериментов (Приказ МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.)
2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология, микробиология и вирусология, гистология.
2.5 Постреквизиты:, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология
2.6 Краткое содержание дисциплины
Дисциплина «Патофизиология» включает изучение:
-
основных понятий общей нозологии: здоровье, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Стадии болезни, периоды умирания, постреанимационная патология.
-
вопросов этиологии и патогенеза: роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней
-
вопросов местных и общих реакций на повреждение
-
нарушения обмена веществ
-
этиологии и патогенеза типовых патологических процессов (нарушение периферического кровообращения, воспаление, аллергия, опухоль, гипоксия)
-
этиологии и патогенеза нарушений функции органов и систем
2.7 Тематический план лекций (5 час)
№ |
Тема лекции |
Форма проведения |
Часы |
1. |
Общая этиология и патогенез |
Обзорная лекция |
1 |
2. |
Воспаление |
Обзорная лекция |
1 |
3. |
Аллергия |
Обзорная лекция |
1 |
4. |
Сердечная недостаточность |
Обзорная лекция |
1 |
5. |
Нарушение гемостаза |
Обзорная лекция |
1 |
|
Итого |
|
5 |
2.7 Тематический план практических занятий (25 час)
№ |
Темы практических занятий |
Форма проведения |
Часы |
1. |
Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология. |
Дискуссия по вопросам темы, блиц игра, тестирование по знанию приказов №№ 575 и 697 МЗ РК , моделирование кариеса и пародонтита, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
2 |
Общая этиология и патогенез. Роль биологических факторов в этиологии заболеваний полости рта. Этиотропный и патогенетический принципы профилактики и терапии заболеваний зубо-челюстной области. Роль реактивности организма в патологии. |
Дискуссия по вопросам темы, просмотр учебного видеофильма «Значение видовой принадлежности, возраста, функционального состояния ЦНС в резистентности к гипоксии», обсуждение практических работ, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
3 |
Нарушения периферического кровообращения их роль в патогенезе заболеваний полости рта. Воспаление, особенности патогенеза воспалительных процессов челюстно-лицевой области |
Дискуссия по вопросам темы, моделирование нарушений периферического кровообращения, опыт Конгейма, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках |
2 |
4 |
Общие реакции организма на повреждение: Ответ острой фазы. Лихорадка. Изменения тканей полости рта и функций слюнных желез при лихорадке |
Дискуссия по вопросам темы, выполнение и обсуждение практических работ, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
5. |
Аллергия. Профессиональная аллергия у стоматологов. Гипоксия |
Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, ролевая игра «Патогенез анафилактического шока» просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках |
2 |
6 |
Опухоли. Особенности этиологии опухолей челюстно-лицевой области. |
Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
7 |
Патофизиология нервной системы. Болевой синдром при заболеваниях полости рта. Патофизиология эндокринной системы. Изменение тканей полости рта при эндокринопатиях. |
Дискуссия по вопросам темы, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках, кейс стади, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
4 |
8 |
Патофизиология сердца и сосудов |
Дискуссия по вопросам темы, обсуждение результатов эксперимента, просмотр видеофильма по моделированию перегрузочной и миокардиальной форм сердечной недостаточности, заполнение таблиц, просмотр видеороликов на русском и английском языках,работа с глоссарием на трех языках |
2 |
9 |
Патофизиология внешнего дыхания. Асфиксия. |
Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
10 |
Лейкоцитозы, лейкопении, лейкозы. Изменения тканей полости рта при агранулоцитозе и лейкозах |
Дискуссия по вопросам темы, разбор лейкограмм, заполнение таблиц, работа с глоссарием на трех языках |
2 |
11 |
Анемии. Изменения тканей полости рта при анемиях. |
Дискуссия по вопросам темы, выполнение практических работ, кейс-стади, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
2 |
12 |
Патофизиология печени. Изменения тканей полости рта при хронической печеночной недостаточности |
Дискуссия по вопросам темы, обсуждение результатов эксперимента по проявлениям холемии, просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, тестирование |
1 |
|
ИТОГО |
|
25 |
2.7. Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) -30час
№ |
Темы практических занятий |
Форма проведения |
Часы |
1. |
Формирование практических навыков по теме: Общая нозология. |
Кейс-стади, решение кроссворда |
1 |
2 |
Формирование практических навыков к теме: Общая этиология и патогенез. Болезнетворное действие на организм внешних этиологических факторов Роль реактивности организма и наследственности в патологии. |
Кейс-стади |
2 |
3 |
Формирование практических навыков к теме: Нарушение периферического кровообращения. Воспаление |
Кейс-стади, решение кроссворда, тестирование. |
2 |
4 |
Формирование практических навыков к теме: Ответ острой фазы. Лихорадка |
Кейс-стади |
1 |
5 |
Формирование практических навыков по теме: Аллергия. Гипоксия |
Кейс-стади, тестирование. |
2 |
6 |
Формирование практических навыков по теме: Опухоли |
Кейс-стади |
1 |
7 |
Рубежный контроль № 1 |
1 этап- тестирование 2 этап- патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных |
3 |
8 |
Формирование практических навыков по теме: Патофизиология сердечно-сосудистой системы |
Заполнение таблиц, кейс-стади, тестирование |
2 |
9 |
Формирование практических навыков по теме: Патофизиология внешнего дыхания |
Выполнение практических работ |
1 |
10 |
Патофизиология гемостаза |
Просмотр видеороликов на русском и английском языках, работа с глоссарием на трех языках, работа с обучающей программой по системе крови |
3 |
11 |
Формирование практических навыков по теме «Патофизиология пищеварения» |
Кейс-стади, тестирование |
2 |
12 |
Конференция «Патология полости рта и ее роль в патогенезе нарушений функций системы пищеварения» |
Презентация докладов на русском, казахском и английском языках |
4 |
13 |
Патофизиология почек Уремия |
Дискуссия по вопросам темы, выполнение практических работ, тестирование, работа с глоссарием на трех языках Проведение занятия на языке, отличном от языка обучения |
3 1 |
14 |
Рубежный контроль № 2 |
1 этап- тестирование 2 этап- патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных |
2 |
|
ИТОГО |
|
30 |
2.8. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (30час)
№ |
Тема самостоятельной работы |
Форма проведения |
часы |
1. |
Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. |
Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий. Презентация |
3 |
2 |
Местные и общие реакции организма на повреждение. |
Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач. |
4 |
3 |
Патофизиология углеводного обмена |
Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач. |
4 |
4 |
Патофизиология водно-электролитного обмена и КОС |
Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач. |
4 |
5 |
Патофизиология белкового и жирового обмена |
Самостоятельное изучение материала. Выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач. |
4 |
6 |
Роль гипоксии в патогенезе воспалительных и дистрофических заболеваний челюстно-лицевой области |
Самостоятельное изучение материала. Презентация |
4 |
7 |
Патофизиология опорно-двигательной системы |
Самостоятельное изучение Материала, тестирование, кейс-стади |
2 |
8 |
Патология полости рта и ее роль в патогенезе нарушений функций системы пищеварения |
Самостоятельное изучение материала. Презентация |
5 |
|
ВСЕГО |
|
30 |
2.9 Литература основная и дополнительная.
Основная:
-
Патофизиология // Литвицкий П.Ф. - М.-Медиа: ГЭОТАР-Медия, 2010
-
Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д.. Уразовой О.И. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010, в 2-х томах
-
Патофизиология. Основные понятия // Под ред. А.В. Ефремова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
-
Патофизиология. В трех томах:учебник для студ. Стом.факультетов/ А.И. Воложин, Г.В. Порядин.-Изд-во «Академия», 2007
Дополнительная:
-
Общая патологическая физиология // Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2013
-
Патологическая физиология // Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с
-
Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.
-
Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с
-
Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с
-
Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и др. «Механизмы развития патологии полости рта» уч.пособие., Алматы 2010 -136с
На казахском языке
Негізгі әдебиет:
-
Патофизиология // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н. – Алматы, 2011
-
Орысша - қазақша- медициналық (физиологиялық) сөздік. Русско-казахский медицинский (физиологический) словарь // Нұрмұхамбетұлы Ә. Алматы: Эверо, 2007
Қосымша
-
Клиникалық патофизиологиясы // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н – Алматы: Эверо 2010
-
Патофизиология // Нұрмұхамбетұлы Ә.Н. – Алматы: Эверо, 2007
-
Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.
На английском языке
Основная:
-
Pathologic basis of disease // V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 8th edition, 2010
Дополнительная
1. Basic Pathology // V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 8th edition, 2010
2.10 Методы обучения и преподавания
-
Обзорные лекции по избранным темам
-
Проведение практических занятий:
Дискуссия по вопросам темы, проведение экспериментов, обсуждение результатов экспериментов, оформление протоколов, составление схем патогенеза, заполнение таблиц, кейс-стади, тестирование, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеороликов на английском и русском языках, работа с глоссарием на трех языках
-
Формы организации СРСП:
консультации по теме, кейс-стади, работа с таблицами, учебными пособиями, электронными версиями учебников, мультимедийными презентациями, выполнение практических заданий, тестирование, кейс-стади, проведение научно- студенческой конференции, работа с глоссарием на трех языках, рубежный контроль.
-
Формы организации СРС:
работа с литературой, электронными базами даных по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка презентаций