Файл: Лекция Теоретическая основа методики обучения Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.6 Исследовательский метод в обучении химии


Наиболее ярко этот метод реализуется в проектной деятельности обучающихся Проект – это творческая (исследовательская) итоговая работа. Внедрение в школьную практику проектной деятельности преследует цель – развитие интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательского проекта.

Достижение этой цели осуществляется в результате решения следующих дидактических задач:

– сформировать мотивы реферативно-исследовательской деятельности;

– обучить алгоритму научного исследования;

– сформировать опыт выполнения исследовательского проекта;

– обеспечить участие обучающихся в различных формах представления исследовательских работ;

– организовать педагогическую поддержку исследовательской деятельности и изобретательского уровня разработок обучающихся.

Исследовательская деятельность носит личностно ориентированный характер, и мотивами выполнения обучающимися исследовательских проектов служат: познавательный интерес, ориентация на будущую профессию и высшее политехническое образование, удовлетворение от процесса работы, желание самоутвердиться как личность, престижность, желание получить награду, возможность поступить в вуз и др.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ обучающшихся в области химии. Это объясняется тем, что сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и окружающей среды.

Поэтому химия как наука и учебный предмет дает больше возможности для организации исследовательской деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В учебном процессе большое внимание надо уделять вопросам творческой, исследовательской и коллективной деятельности учащихся, ориентированной на их развитие и саморазвитие. При этом важно в процессе проектирования не просто выделить обучающие технологии, но и особенно те, которые влияют на мотивацию и установки профессионального выбора учащихся, на их социальную адаптацию. При внедрении в учебный процесс таких технологий, как групповые исследовательские проекты, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учетом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, взять на себя ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и результатов, оценка результатов, рефлексия - вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской и проектной деятельности. Таким образом, исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для обучающихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.


Исследовательский проект как элемент научного творчества обучающихся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа педагога, обучающегося. Главная задача педагога – это передать знания обучающемуся и научить его обучаться..

Так, при изучении раздела “Металлы” рекомендуется две исследовательские работы. Первая - на тему “Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?” Целью данной работы является исследовать возможные пути попадания ионов алюминия в организм человека через использование в быту алюминиевой посуды; опытным путем подтвердив непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи.

Вторая работа – “Роль металлов в жизни человека”, где цель является формирование экологической культуры.

Правила применения исследовательского метода при выполнении рекомендованных работ могут быть следующими:

1) Педагог, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения (учитывая уровень сложности материала, уровень обученности ребят и т.д.) дает обучающимся творческую самостоятельную работу (задание теоретического или практического характера), содержащую учебную проблему;

2) постановкой задания преподаваетль должен побуждать обучающихся самостоятельной теоретической и практической работе по сбору необходимой информации, фактов (из книг, опыта, эксперимента), их систематизации и поисковой (по анализу фактов, постановки проблем и ее решению) деятельности;

3) контроль и оценка проводится по рациональному способу выполнения самостоятельных работ, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы;

4) для оптимизации формирования у обучающихся исследовательских умений и навыков необходимо применение анализа, сравнения, индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования, наблюдения, описания, систематизации, классификации, обобщения, коллективной “мозговой атаки” и т.д.[3].



Тематика исследовательских работ по химии может быть различной, в частности:

1) химический анализ объектов окружающей среды: анализ кислотности почв, продуктов питания, природных вод; определение жесткости воды из разных источников и др. (например, «Определение жира в семенах масличных культур», «Определение качества мыла по его щелочности», «Анализ качества пищевых продуктов»);

2) изучение влияние различных факторов на химический состав некоторых биологических жидкостей (кожного экскрета, слюны и др.);

3) исследование влияния химических веществ на биологические объекты: прорастание, рост, развитие растений, поведение низших животных (эвглены, инфузории, гидры и др.).

4) изучение влияния различных условий на протекание химических реакций (особенно ферментативный катализ).

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет развивать у них познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике, а также обеспечивает ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются химическое мышление и культура, являющихся одной из главных задач учебного заведения.

3.7 Метод проектов

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируем не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектирования коренным образом меняет функцию обучающегося в образовательном процессе. Этот метод делает обучающегося не объектом, на который направлена обучающая активность преподавателя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит обучающихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, обучающиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации педагога, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, обучающиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи - каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого обучающегося. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры.


Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он описан в книге «Метод проектов» в 1918 году американским психологом и педагогом В. Килпатриком, хотя его начали использовать значительно раньше. Его цель индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме, «выплеснуть» ограниченный временными рамками урок во внеурочную деятельность. За ним закрепилась слава наиболее эффективного метода обучения, особенно применительно к таким предметам, где предусматривается та или иная практическая деятельность, где реализуется идея конструктивизма, проблемный подход к обучению, исследовательские методы. В нашу страну метод проектов пришел в 1905 году. Под руководством русского педагога С. Г. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся пропагандировать метод проектов среди российских педагогов. Однако он не занял достойного места в системе образования, поскольку не был педагогически осмыслен, очень быстро выродился в так называемый бригадный метод и был изъят из учебного процесса школы. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался . В наше время к методу проектов обращаются в связи с тем, что современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию и ставит задачу учить школьников и студентов самим добывать знания, развивать их познавательные способности. А метод проектов для этого предоставляет наилучшие возможности. В последнее десятилетие он стал одной из наиболее значимых инноваций в образовании России. Метод проектов постепенно завоевывает ведущие позиции и признан перспективным направлением развивающего обучения. Сейчас во многих школах проектная деятельность учащихся занимает значительное место в расписании дополнительного образования. Осуществляется переподготовка учителей, проводятся семинары по организации проектной деятельности. Все это говорит о готовности современной школы к применению проектов в обучении. В вузе необходимо продолжать работу со студентами в этом направлении, соблюдая преемственность в системе школа — вуз. И все-таки, несмотря на столь широкую популярность и столь давнюю историю, метод проектов содержит до сих пор много неясностей и противоречий в его трактовке, а, следовательно, и в его использовании . Определенную роль в этом играют и трудности, возникающие в ходе работы над проектом. Например, от преподавателя требуется необходимость затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым студентом при отсутствии специально отведенного времени в ходе учебной деятельности, а также существует опасность постановки нереальной для данного студента задачи и др. Метод проектов ни в коем случае нельзя рассматривать как один из альтернативных подходов к организации учебного процесса (точно также как виртуальный лабораторный практикум или виртуальный демонстрационный эксперимент считать альтернативой лабораторного практикума и реального демонстрационного эксперимента). Он должен включаться в учебный процесс как дополнительное средство, повышающее качество учебного процесса и способствующее развитию личностных качеств обучающихся. Проектирование на сегодняшний день является одним из распространенных видов интеллектуальной деятельности, который применяется в разных сферах, утратив свое первоначальное «техническое» звучание. В разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты различных масштабов. Сегодня мы чуть ли не ежедневно слышим о начинаемых или планируемых издательских, театральных, деловых, экологических и других проектах. Здесь особенно следует обратить внимание на то, что создание нового продукта, например, написание книги,– это только часть проекта. Написанную книгу нужно издать и распространить, чтобы она дошла до читателя. Поэтому проекты отличаются от регулярно воспроизводимого процесса тем, что он имеет единичный жизненный цикл с фиксированными временными рамками начала и окончания. В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблемы. Особый — потому, что не каждая проблема решается проектным способом, а лишь та, которая включает не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению. Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Проект нужен тогда, когда сознается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают что и как нужно сделать, чтобы её удовлетворить. В таком случае говорят, что существует проблема.

Список литературы


  • Белохвостов А.А., Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: издательство Интеллект-центр, 2016 г, 336 с.

  • Валуева Т.Н. Ахромушкина И. М. Теория и методика обучения химии; издательство Директ-Медиа; 2016 г, 190 с.

  • Жилин Д.М. Заметки с международной конференции по химическому образованию. Химия в школе, 2012, №10, с. 44-52; 2013, №1, с. 37-45.




  • Зайцев, О. С. Методика обучения химии / О.С. Зайцев. - М.: Владос, 2011. - 384 c.

  • Матвеева Э.Ф. Методика преподавания химии. Инновационный курс; Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2015. – 208 с.

  • Минченков Е. Е. Общая методика преподавания химии : учебник для вузов / Е. Е. Минченков. – М. : БИНОМ, 2014. – 850 с.

  • Минченков Е. Е. Химия 9 класс : методическое пособие для учителя / Е. Е. Минченков, И. И. Пронина, А. В. Дзенис. – М. : Мнемозина, 2014. – 327 с.




  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.

  • Фомина Н. Б. Новая модель оценки качества образования: технология педагогической оценки ожидаемых результатов обучения : методическое пособие / Н. Б. Фомина. – М. : ПЕРСПЕКТИВА, 2012. – 40 с.

  • Френкель Е.Н. Химия. Самоучитель; М.: АСТ, 2017. — 351 с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения)

  • Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учебник по специальности «Химия» / Г. М. Чернобельская. – М. : Дрофа, 2010. – 318 с.

  • Шалашова М. М. ФГОС как инструмент модернизации системы образования / М. М. Шалашова, П. А. Оржековский // Химия в школе. – 2012. – № 6. – С. 12–17.