Файл: Лекция Теоретическая основа методики обучения Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, например, при названии органического соединения используется следующий алгоритм:
-
Определите принадлежность вещества к определенному классу- по наличию кратных связей, функциональных групп. -
Пронумеруйте самую длинную цепь атомов углерода с того края молекулы, к которому ближе кратная связь или функциональная группа. -
Установите нахождение кратных связей или радикальных групп в углеводородной цепи. -
Назовите радикалы группы, их локализацию. -
Дайте полное название органическому веществу.
Таким образом алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы обучающихся. Овладение алгоритмами предполагает, прежде всего, понимание сущности алгоритма, его этапов, умение представить алгоритм в виде блок-схем. Алгоритмизированное обучение строится на основе разработки соответствующих моделей мыслительных процессов, последовательных действий, обеспечивающих успешное решение учебных задач. Усвоение информации идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Даже шаг в направлении формирования знакомого алгоритма – это существенное подспорье к тому, что бы обучающийся решил задачу до наступления усталости. И решив репродуктивно часть задания, остаются еще силы на оценку и рефлексию, на предпосылки будущего планирования. Таким образом, включение репродуктивного метода при ошибках обучающихся может сэкономить до 20% его интеллектуальных сил.
Химический эксперимент является одним из важнейших в обучении химии. Он делится на демонстрационный (учительский) эксперимент, лабораторные и практические работы (ученический эксперимент) и будет рассмотрен ниже.
Большую роль в осуществлении репродуктивных методов играет алгоритмизация. Обучающемуся дается алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых он получает определенный результат, усваивая при этом сами действия, их очередность. Алгоритмическое предписание может быть отнесено к содержанию учебного предмета (как определить состав химического соединения с помощью химического эксперимента), к содержанию учебной деятельности (как конспектировать различные источники химических знаний) или к содержанию способа мыслительной деятельности (как сравнивать различные химические объекты). Использование обучающимися известного им алгоритма по заданию преподавателя характеризует
прием репродуктивного метода.
Если обучающимся поручают найти и составить алгоритм какой-либо деятельности самим, то это может потребовать и творческой деятельности. В этом случае используется исследовательский метод.
3.3 Проблемное обучение химии
Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»?
Проблема ( от греч. – задача) – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной.
Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями, для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.
Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких – либо противоречий. Создание проблемной ситуации возможно при изучении почти любой учебной темы, на всех этапах процесса обучения. Для того, чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, т.е. выделить элементы содержания и связи между ними.
Для построения процесса проблемного обучения требуется создание соответствующих проблемных ситуаций, из которых наиболее характерными являются следующие:
Первый тип. Проблемные ситуации чаще всего возникают тогда, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. При этом обучающиеся часто сталкиваются с фактом недостаточности знаний, умений и навыков для решения практической задачи. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
Второй тип. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Третий тип. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Четвёртый тип следует считать самым распространённым. Проблемные ситуации возникают, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Оптимально – это сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются:
• систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки (при этом система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности);
• процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося и развитие его творческих способностей.
Выделяется шесть умений и навыков, необходимых для решения познавательных проблем. Обучающийся должен владеть навыками:
а) аналитических рассуждений;
б) рассуждений по аналогии;
в) комбинаторных рассуждений;
г) различать факты и мнения;
д) различать и соотносить причины и следствия;
е) логично излагать свое решение.
Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Условия возникновения проблемной ситуации
• Проблемная ситуации возникает в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
Например, при изучении гидролиза солей основанием для создания проблемной ситуации может послужить исследование среды раствора различного типа солей с помощью индикаторов.
• Проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Например, известная обучающимися качественная реакция на наличие двойной связи в молекулах алкенов и диенов оказывается эффективной и для определения тройной связи в алкинах.
• Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа
. Например, сформированное у обучающихся обобщенное представление о качественном определении галогенид-ионов с помощью нитрата серебра не соблюдается при действии этого реактива на фторид-ионы (почему?), поэтому поиск решения возникшей проблемы приводит к растворимым солям кальция в качестве реактива на фторид-ион.
• Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования. Например, известное обучающимся из математики правило «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется» не соблюдается в некоторых случаях в химии. Так, получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению
Al3+ + 3OH– = Al(OH)3
зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности.
Д.З.Кнебельман называет следующие особенности проблемных задач, вопросов.
• Задача должна вызывать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Информация особенно привлекает учащихся, если она содержит противоречивость, хотя бы кажущуюся. Проблемное задание должно вызвать удивление, создать эмоциональный фон. Например, решение проблемы, которая объясняет двойственное положение водорода в периодической системе (почему у этого единственного элемента в периодической системе – две клеточки в двух резко противоположных по свойствам группах элементов – щелочных металлов и галогенов?).
• Проблемные задачи обязательно должны содержать посильное познавательное или техническое затруднение. Казалось бы, видно решение, но «мешает» досадное затруднение, что неизбежно вызывает всплеск мыслительной активности. Например, изготовление шаростержневых или масштабных моделей молекул веществ, отражающих истинное положение их атомов в пространстве.
• Проблемное задание предусматривает элементы исследования, поиск различных способов его выполнения, их сравнение. Например, исследование различных факторов, ускоряющих или замедляющих коррозию металлов.