Файл: Лекция Теоретическая основа методики обучения Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: Методика обучения химии в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Содержание:
Лекция 1. Теоретическая основа методики обучения
-
Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии. -
Задачи методики обучения. -
Компоненты содержания образования.
Лекция 2. Краткий исторический очерк становления и развития методики обучения химии.
2.1 Становление методики обучения химии.
2.2 Новый этап в развитии методики обучения химии.
2.3 Современный этап в развитии обучения химии.
Лекция 3. Классификация методов обучения.
3.1Объяснительно-иллюстративный метод
3.2 Репродуктивный метод
3.3 Метод проблемного обучения
3.4 Частично-поисковый или эвристический метод
3.5 Химический эксперимент
3.6 Исследовательский метод
3.7 Метод проектов
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её усвоению
В.Г. Белинский
Лекция 1. Теоретическая основа методики обучения
1.1 Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии
Методика обучения химии – это педагогическая наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения химии. Цель методики обучения химии как науки состоит в выявлении закономерности процесса обучения химии. Основные задачи в этом направлении – изучить и оптимизировать цели обучения; содержание, методы, формы и средства обучения; деятельность преподавателя; деятельность обучаемых. Цель методики обучения химии как науки состоит в нахождении эффективных путей усвоения основных фактов, понятий, законов и теорий, их выражения в специфической для химии терминологии. Методика оперирует самостоятельными понятиями «обучение», «преподавание» и «учение». Обучение – двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности между преподавателем и обучаемым. Преподавание – деятельность преподавателя в процессе обучения. Учение – деятельность обучаемого, состоящая в усвоении учебного предмета, излагаемого преподавателем или получаемого иными способами. В процессе учения присутствуют следующие этапы: восприятие обучающимися учебного материала; осмысление этого материала; закрепление его в памяти; применение его при решении учебных и практических задач. Общая задача методики обучения химии как науки ‒ исследование процесса обучения химии, раскрытие его закономерностей и разработка теоретических основ его совершенствования в соответствии с требованиями общества. Методика обучения химии имеет свою теоретическую основу, структуру, проблематику и достаточно сложную систему понятий. Теоретическая основа методики обучения химии ‒ теория познания, педагогика, психология как приложение к основам химической науки. Все эти дисциплины должны усвоить обучаемые. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Образование – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Область педагогики, разрабатывающая общую теорию образования и обучения, занимающаяся содержанием образования, закономерностями процесса обучения, методами,
средствами и организационными формами обучения, называется дидактикой. Педагогическая наука, занимающаяся закономерностями обучения определенному учебному предмету, есть методика учебного предмета.
Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. Под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определенной суммой знаний, умений и навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности со знаниями, умениями и навыками составляет компетентность выпускника.
Как организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, то есть формировать химическую грамотность и обучать расчетам путем максимального включения теоретических знаний. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности обучающегося и его самореализации через накопление индивидуального опыта познания через проблемно-исследовательскую деятельность по химии.
Основную сложность в преподавании химии вызывает уменьшение объема времени, выделяемого на изучение химии, что, естественно, не позволяет в полном объеме отрабатывать тренировочные задания и решать задачи. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес обучающихся к предмету. С другой стороны, ежегодно выбирают химию для сдачи ЕГЭ и поступления в профильные ВУЗы.
Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Как сформировать интерес к предмету у обучающегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В соответствии с основными требованиями к обучающимся преподаваетль химии должен: понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности; знать основные законодательные документы, касающиеся системы образования, права и обязанности субъектов учебного процесса преподавателей, руководителей, обучающихся и их родителей); понимать концептуальные основы предмета химии, его место в общей системе знаний и ценностей и в учебном плане; учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные; обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности обучающихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель химии должен знать: сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска; пути совершенствования мастерства преподавателя и их способы самосовершенствования; методику преподавания своего предмета; содержание и структуру учебных планов, программ и учебников; требования к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом; вопросы частных методик курса по химии; различные подходы к изучению основных тем курса химии, новые педагогические технологии обучения; методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления обучающихся; научные основы химии, историю и методологию соответствующей отрасли науки; методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель химии должен уметь: проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами; разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся; отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики; использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера; создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения; развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Методика обучения химии как наука определяет следующие вопросы: 1.Формулирование целей и задач, стоящих перед преподаваетелем при обучении обучающихся химии. Методика должна вначале ответить на вопрос по определению задач химии в структуре образования. При этом учитывается логика развития и достижений химической науки, ее истории, психолого-педагогические условия, а также определение оптимального соотношения теоретического и фактического материала. Цель общего химического образования — обеспечить усвоение каждым молодым человеком знаний и умений, необходимых как для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования и формирования единой химической картины мира (ЕХКМ). 2. Отбор содержания и конструирование построения учебного предмета химии в соответствии с задачами курса химии и дидактическими требованиями к его преподаванию. Это уже следующий вопрос методики химии: чему учить? Цели и содержание химического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях по химии. 3. Методика химии как наука должна разработать соответствующие методы обучения и рекомендовать наиболее рациональные и эффективные средства, приемы и формы обучения. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как учить? Преподавание – это деятельность педагога, направленная на передачу химической информации обучающимся, организацию учебного процесса, руководство их познавательной деятельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения. Методика обучения химии – это педагогическая наука, изучающая содержание курса химии и закономерности его усвоения обучающимися. В целом, методика обучения химии решает следующие проблемы: определяет цели и задачи обучения химии, определяет содержание учебного предмета, разрабатывает методы, средства и формы обучения, изучает процесс усвоения предмета обучающимися.
1.2 Задачи методики обучения химии.
Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться.
Первая задача определяется отбором материала для курса химии. При этом учитывается логика развития химической науки и ее истории, психолого-педагогические условия, а также устанавливается соотношение теоретического и фактического материала.
Вторая задача связана с преподаванием химии.
Преподавание — это деятельность педагога, направленная на передачу химической информации обучающимся, организацию учебного процесса, руководство их познавательной деятельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения.
Третья задача вытекает из принципа «учить учиться»: как наиболее эффективно помочь обучающимся заниматься. Эта задача связана с развитием мышления обучающихся и заключается в обучении их оптимальным способам переработки химической информации, поступающей от педагога или другого источника знаний (книга, кино, радио, телевидение). Управление познавательной деятельностью обучающихся — сложный процесс, требующий от преподавателя химии использования всех средств учебного воздействия на обучающихся.
В научной работе по методике обучения химии используются различные методы исследования: специфические (характерные только для методики химии), общепедагогические и общенаучные.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «путь исследования, теория, учение». В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
Широко распространенным в дидактике является также понятие «прием обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось.
Метод обучения предполагает прежде всего цель педагога и его деятельность с помощью имеющихся у него средств. В результате возникает цель обучающегося и его деятельность, которая осуществляется имеющимися у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает процесс усвоения обучающимся изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучающегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.
Содержание образования, подлежащее усвоению, неоднородно. Оно включает компоненты (знания о мире, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру), каждый из которых имеет свою специфику. Многочисленные исследования психологов и опыт обучения свидетельствуют о том, что