Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методические основы оценки конкурентоспособности объектов.
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Методика оценки конкурентоспособности фирмы
Глава 2. Анализ конкурентоспособности фирмы и ее позиции на рынке
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы
2.2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы
Экономические факторы: фитнес-клуб «Самокат-Фитнес» не пользуется льготами по налогообложению, уровень доходов населения прямо-пропорционально влияет на развитие клуба, чем уровень доходов выше, тем быстрее растет число клиентов клуба. Несомненно, факторы инфляции и уровня доходов населения оказывают негативное влияние на компанию. Тенденция потребительских предпочтений населения в целом имеет положительное влияние, т.к. многие хотят выглядеть красиво, особенно женщины.
Социально-культурные факторы (культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране) на деятельность клуба оказывают в общем умеренное влияние.
Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на развитие фитнес-клуба «Самокат-Фитнес»: новые технологические разработки в области спорта будут привлекать новых клиентов. Автоматизация деятельности клуба дает возможность своевременно и четко получать информацию, что позволяет в борьбе с конкурирующим компаниями.
Экологические факторы также оказывают влияние на деятельность ООО «Самокат-Фитнес». Наиболее сильно – климатические условия, от которых в достаточной мере зависит спрос на услуги фитнес-центра. Так, например, чаще всего в весенне-летний период люди стремятся выглядеть лучше.
Наибольшее влияние среди пяти представленных факторов на деятельность ООО «Самокат-Фитнес» оказывают «Технологические и технические» - их сила воздействия составляет 30 баллов и «Политические и правовые» - 29. Наименьшее воздействие оказывают социальные факторы – 19 баллов.
Для определения факторов влияния ближнего окружения воспользуемся моделью пяти сил Портера – методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году. В таблице 5. описано влияние каждого из факторов на фитнес-клуб «Самокат-Фитнес».
Таблица 5.
Влияние фактора на ООО «Самокат-Фитнес»
Сила |
Влияние на ООО «Самокат-Фитнес» |
Интенсивность конкуренции (структура отрасли) |
Угроза велика. Основными конкурентами фитнес-клуба выступают сетевые клубы: «WorldClass», «Физкульт», «Планета Фитнес», «OrangeFitness», City Fitness. Также можно отметить фитнес-клубы «Зебра». |
Угроза со стороны новичков на рынке |
Достаточно велика, поскольку идет интенсивный рост рынка фитнес-услуг за счет его высокой рентабельности, что привлекает сюда новичков. Но с другой стороны число крупных сетевых клубов в Москве уже значительно, они все известны, у них уже сложившаяся репутация. Чтобы «войти» на этот рынок новичку и стать узнаваемым, необходимо приложить определенные усилия и затратить определенные средства. |
Угроза появления заменителей товаров / услуг |
Очень мала |
Рыночная власть поставщиков |
Большое число поставщиков спортивного инвентаря и оборудования предоставляет выбор наиболее выгодного товара. Потому рыночная власть поставщиков низкая. Хотя, здесь нельзя пренебрегать более предпочитаемыми потребителями брендами. |
Рыночная власть потребителей |
Достаточно велика. На рынке представлен большой ассортимент фитнес-услуг, как по цене, так и по качеству. А также нельзя сбрасывать со счетов другие учреждения досугового отдыха, куда могут перейти клиенты |
В целом можно отметить, что московский рынок фитнес-услуг очень насыщен и развивается он достаточно быстрыми темпами. Конкуренция высока. [39 Среди основных факторов роста рынка можно отметить увеличение реальных доходов населения. Нехватка квалифицированного персонала негативно влияют на развитие рынка фитнес-услуг в России. В сложившейся на рынке ситуации крупные сети могут устанавливать свои условия. Одновременно с ростом рынка фитнес-услуг происходит и резкое обострение конкуренции между фитнес-клубами. [41]
Таким образом, основное влияние на рассматриваемый рынок могут оказывать конкуренты, потребители и новые игроки.
Учитывая направленность фирмы «Самокат-Фитнес» выявим особенности организации ее маркетинговой деятельности.
Основным направлением маркетинговой деятельности фитнес-центра «Самокат-Фитнес» является проведение маркетинговых исследований, выявление особенностей рынка фитнес-индустрии, предпочтений потребителей.
Маркетологи фитнес-центра занимаются определением места компании на рынке и нахождением возможностей занять наиболее выгодную позицию по отношению к конкурентам. Результатом их работы является повышение уровня продаж услуг (особенно годовых абонементов), что и считают основным показателем при оценке отдела маркетинга.
Среди функций, возложенных на маркетологов фитнес-центра можно выделить:
- исследование рынка;
- позиционирование компании (услуг);
- ценообразование;
- ассортиментная политика;
- разработка новых идей;
- повышение уровня продаж;
- обратная связь с клиентами;
- анализ маркетинговой деятельности.
В целом, маркетинговая деятельность фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» должна повышать эффективность бизнеса.
Основная задача – поддержка продаж: привлечение новых, удержание и повышение лояльности существующих клиентов, переориентация клиентов, которые пользуются услугами в фитнес-центрах конкурентов.
Ниже подробно описаны функции, возложенные на маркетологов.
1) Исследование рынка. Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Маркетологи фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» изучают рынок по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.
Что касается внешней информации, то сотрудники фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» регулярно просматривает печатные публикации, интернет-сайты компаний, работающих на рынке фитнес-услуг. Если у кого-то из конкурентов происходит что-то заметное, то маркетологи фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно, маркетологи её анализируют и выдают еженедельный отчёт в виде диаграмм, графиков в специально разработанной программе. Получив анализ, происходит корректировка цены в отношении рыночной.
Благодаря исследованиям, которые проводят маркетологи фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» руководство компании всегда знает, какое мнение об услугах сформировалось в сознании потребителей, что для них важно, каковы преимущества и недостатки услуг клуба.
2) Позиционирование. Позиционирование компании (услуг) проводится, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов.
3) Ценообразование. Маркетологи «Самокат-Фитнес» участвуют в формировании ценовой политики. Здесь происходит тесное сотрудничество с бухгалтерией.
4) Ассортиментная политика. Ассортимент услуг формируется в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» и его стратегических целей.
5) Разработка новых идей. Изучая тенденции рынка и понимая его потребности, маркетологи предлагают новые идеи, которые могут значительно улучшить деятельность фитнес-клуба в целом.
6) Повышение уровня продаж. Для повышения продаж маркетологи фитнес-клуба «Самокат-Фитнес»:
- организовывают рекламную деятельность и управляют ей;
- осуществляют мероприятия по продвижению услуг;
- поддерживают лояльность клиентов.
Основная задача при организации рекламной политики – поставить цель и задать направление рекламной деятельности. После проведения рекламной кампании маркетологи анализирует полученные результаты.
Успех фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» достигается благодаря комплексному подходу к выводу и продвижению компании и ее услуг на рынок.
7) Задача маркетологов фитнес-клуба при продвижении основывается на правильном выборе инструмента, который в большей степени подходит для данного бизнеса, и определении, каким образом с его помощью можно реализовать поставленную задачу. Основа работы сотрудников фитнес-центра в области маркетинга – это поиск интересных (иногда нетрадиционных) ходов, позволяющих не только повысить продажи, но и зарекомендовать себя как компанию, не похожую на другие.
8) Анализ маркетинговой деятельности. Обычно работа маркетологов фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» оценивается по количеству обращений клиентов, по числу приведенных новых клиентов и, в конечном счёте по размеру доходов, принесённых в результате роста продаж.
Для анализа внутренней среды фирмы также необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций. Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. При проведении анализа к «пассиву» (слабым позициям) фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» относятся (учитывая значимость фактора):
1. Прибыль.
2. Имидж (деловая репутация) фирмы.
3. Реклама.
4. Сеть.
5. Мотивация и стимулирование персонала.
6. Корпоративная культура.
В целом можно говорить о том, что картина внутренней среды фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» благоприятная. У клуба существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают довольно стабильную картину развития.
Теперь перейдем к анализу взаимодействия внешней и внутренней среды фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» (составим матрицу SWOT). Первоначально обобщим сильные и слабые стороны фитнес-клуба. Результаты данного анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Сильные и слабые стороны ООО «Самокат-Фитнес»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- успешная стратегия организации; - активная инновационная деятельность; - богатый выбор услуг; - четко определены цели; - проводятся маркетинговые исследования рынка; - качество продукции и услуг; - высокая квалификация персонала. |
- недостатки в рекламной политике; - средний уровень цен (нет значительных отличий от конкурентов); - недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений; - есть незначительная текучесть кадров; - отсутствие корпоративной культуры; - репутация компании не достаточна стабильна; - отмечены тенденции в снижении прибыли компании; - есть более сильные игроки на рынке фитнес-услуг; - плохая мотивация персонала. |
По результатам построения матрицы возможностей (таблица 7.).
Таблица 7.
Матрица возможностей ООО «Самокат-Фитнес»
Вероятность использовать возможность |
Степень влияния |
||
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
Выход на новые рынки |
Инновационное развитие |
|
Средняя вероятность |
- ускорение темпа роста рынка услуг фирмы; - широкая известность; - снижение цен, предоставление скидок |
- накопленный потенциал |
|
Низкая вероятность |
- отсутствие конкуренции |
- стабилизация экономической ситуации в стране |
Выделим возможности, имеющие наибольшее значение для фитнес-клуба «Самокат-Фитнес», которые обязательно нужно использовать при разработке наиболее предпочтительных стратегий, рассматриваемого клуба:
- возможность выхода на новые рынки (развитие сети фитнес-центров в Москве и области);
- широкая известность среди основных потребителей.
Построим матрицу угроз для фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» в таблице 8.
Таблица 8.
Матрица угроз для ООО «Самокат-Фитнес»
Вероятность возникновения |
Уровень угрозы |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжёлое состояние |
Лёгкие потери |
|
Высокая вероятность |
Усиление давления со стороны конкурентов, высокий уровень конкуренции, влияние потребителей |
Появление новых игроков на рынке фитнес-услуг |
||
Средняя вероятность |
Завоевание наибольшей доли рынка крупными игроками |
Низкий платёжеспособный спрос |
Нехватка трудовых ресурсов |
|
Низкая вероятность |
Снижение спроса на услуги клуба |
Высокий уровень сборов и пошлин |
Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для фитнес-клуба «Самокат-Фитнес».
После анализа возможностей и угроз внешней среды в сочетании с сильными и слабыми сторонами фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» можно заключить, что в целом ситуация для фирмы достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы.
Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. Особое внимание при этом должно быть уделено созданию благоприятного имиджа фитнес-клуба «Самокат-Фитнес», так это значительный фактор успеха (с учетом высокой конкуренции на рынке данного вида услуг). На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней среды за счет сильных сторон фирмы, то есть для дальнейшей успешной деятельности фитнес-клуба «Самокат-Фитнес» нужно делать акцент на снижении цен на услуги (проведение различных акций, предоставление скидок), чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности фирмы. Для поля СЛУ предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.