Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников
1.1 Педагогический подход и проблема эстетического воспитания
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2 Методы и подходы к эстетическому воспитанию в дополнительном образовании
2.1 Методы эстетического воспитания в дополнительном образовании
2.2 Содержание рабочей программы педагогов дополнительного образования
2.3 Проектная технология в дополнительном школьном образовании
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Учебная деятельность младшего школьника «предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой деятельностью», которая была ведущей в дошкольном возрасте. Школьнику понадобится некоторая степень «готовности и включенности в учебную деятельность». Начальные эстетические представления и суждения формируются еще в период дошкольного воспитания. Именно поэтому нам интересен этот возраст ребенка. Младший школьный возраст занимает возрастной диапазон от 6 – 7 до 10 – 11 лет (1–4классы школы). Ребенок еще обладает качествами дошкольника, такими как: подвижность, непосредственность, импульсивность, неустойчивость внимания, общая недостаточность воли, а также отчетливое проявление в поведении типологических свойств личности.[14]
Однако же учебный процесс требует от ученика упорядоченного внешнего поведения, для того, чтобы его знания лучше усваивались. Поэтому готовность ребенка к школе будет представлять собой готовность к изменению в отношении не только социальной ситуации развития в его жизни, а именно: «строго нормированный мир отношений», «организованная произвольность, ответственность за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие», но и изменений в личностных психических качествах: мотивов, установок, ценностей, стремлению познавать новое, мыслительных способностей и т.д.[15]
Готовность к школьному обучению играет большую роль на начальном этапе школьного периода в жизни ребенка. Для этого существуют методики диагностирования детей при поступлении в школу, которые помогают учителям в педагогическом процессе принимать ребенка уже с учетом его готовности и психических особенностей. Это применяемые к шестилеткам тесты фонематического слуха, копирования бессмысленных слогов, тест словаря; более сложные тесты кратковременной памяти и умозаключений. Все они позволяют зафиксировать такие показатели как: 1) «способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности); 2) способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец); 3) способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память); 4) способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать; 5) словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха)». Помогает также оценить психические возможности и готовность будущего ученика, так называемая, «Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения». Кроме готовности к обучению в школе следует сказать и о возрастных особенностях этого возрастного периода. Физический аспект развития ребенка в младшем школьном возрасте обращает внимание на то, что организм находится еще в процессе развития. Его еще не до конца сформированный скелет не позволяет, к примеру, просиживать долгие часы на одном месте. Поэтому в учебном процессе важно учитывать «соответствующий режим работы». [16]
Если учесть некоторые современные исследования (Е.П. Гусева, И.А. Левочкина, И.В. Тихомирова) в сфере особенности функционирования нервной системы младших школьников, то можно отметить, что тенденция развития выглядит следующим образом: «от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления».[17]
Это говорит о том, что дети возраста 7–8 лет «быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени». Отличия в поведении детей еще может зависеть от типа нервной системы: дети со слабым типом нервной системы могут отличаться крайней степенью медлительности, или, «повышенная степень утомляемости может выражаться в повышенной суетливости ребенка».
Рассмотрим также мотивационно-потребностный аспект развития личности младшего школьника. В связи с тем, что «ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его» прилежно учиться и проявлять интерес к учебе, могут произойти значительные сбои в самом процессе усвоения школьной программы, малышу не интересно, и он скоро может отстать от программы, что может усугубить дальнейшую его заинтересованность. Таким детям становится трудно определять и ставить перед собой цели, связанные с учебой. Ведь «желание ребенка – это главный двигатель его успешного обучения».
Поэтому в мотивационно-потребностной сфере необходимо учесть две категории мотивов:
- «желание ребенком занять новую позицию», когда он видит старших учеников и понимает, что школьная жизнь – это шаги к взрослению;
-побуждение к учебе, связанное с «внешней атрибутикой», то есть: новая форам одежды, портфель, школьные принадлежности, учебники и т.д. По мнению Л.С. Выготского, «центральным психологическим новообразованием младшего школьника является «обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта». [18]
Другими словами, ребенок старается выстраивать свое поведение самостоятельно в соответствии с определенными правилами и требованиями. Личностные особенности возраста младшего школьника характерны доверительным отношением к взрослым, открытостью, послушанием и исполнительностью.
Кроме вышеперечисленного к другим особенностям возрастного кризиса младшего школьника можно отнести также: воображение (по мнению Е.Е.Кравцовой), появление навыков моделирования (Л.М.Фридман), произвольность поведения («умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивов»). На основании данного пункта сделаем вывод, что младший школьник уже многим отличается от того дошкольника, который полностью зависел от ситуаций его жизни дома или в детском саду. Как уже отмечалось выше, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Однако же, ребенок, который только пошел в школу меняет свое отношение к ситуации, в которую он помещается, благодаря не только учебному процессу, но и различными новообразованиями в его психике.
Глава 2 Методы и подходы к эстетическому воспитанию в дополнительном образовании
2.1 Методы эстетического воспитания в дополнительном образовании
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. В педагогике выделяют два вида методов. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. [19]
Большое внимание при разработке занятий по эстетическому воспитанию необходимо уделять методике их проведения, постановке целей и отбору адекватных технологий для их реализации. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. В начальной школе ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства. Исходя из этого занятия декоративно-прикладным творчеством занимают наиважнейшее место в системе дополнительного образования в школе. Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.
На основании теоретической части нашей работы, рассмотренной выше, можно говорить, что процесс совместной деятельности педагогов и учащихся, в нашем случае это эстетическое воспитание, направлен на формирование культуры восприятия и воспроизведения творческого замысла, художественно-практической деятельности как разновидности культуры. Поскольку культура определяется опытом предшествующих поколений и хранит в себе его узнаваемые очертания, формирующие стабильность культурного опыта и его трансляции, постольку эстетическое воспитание подразумевает становление чувственности, развертывание сознания и способность к художественно-ценной деятельности, определяемые:[20]
- эмоциональным откликом, реакцией в осознании основных категорий эстетики (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического); - знанием и пониманием сущности эстетического, адекватные представления, суждения и убеждения; - наличием предпочтения, идеала и соответствующей эмоциональной реакцией; - формированием стремления к творчеству, интересом к познанию и освоению мира; - участием в улучшении окружающей среды, осознанием необходимости создания критериев эстетического как нормы обучения и воспитания.
В рамках современной образовательной системы нашего государства, в системе эстетического воспитания в качестве (состава) субъекта выступает не только воспитатель, но и обучающиеся, так как между ними исключительно должны быть субъект субъектные отношения. В качестве целей эстетического воспитания (структуры) полагаются этические категории, определяющие отношение человека к окружающему миру. Тогда технологией реализации целей эстетического воспитания в таком случае является формирование адекватного эмоционального отклика, трактуемого как основа правильного понимания обучающимися отношения к добру, злу, прекрасному и ужасному.
Ведущими методами в эстетического воспитания на занятиях по декоративно-прикладному творчеству являются показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого. Показ – метод прямого обучения. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не может создать что-то творческое. Показ всегда должен сопровождается объяснениями. Что касаемо метода упражнения, то сошлемся на мнение Н.А. Ветлугиной, которая пишет: «Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляет активность детей». [21]
В современной педагогике особая роль принадлежит методу поисковой ситуации или, как отмечает Н.А. Ветлугина, проблемно-поисковому методу. Проблемно-поисковым он называется потому, что взрослый предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. В единстве с методами применяются средства воспитания. К средствам воспитания относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Одним из средств эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Важным средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.[22]
Так же средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, театр, архитектура. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность. Формы, используемые при ознакомлении детей с декоративноприкладным искусством, также перекликаются с уже перечисленными ранее: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии и выставки, праздники и развлечения, игры и т.д. Все методы, средства и формы следует в таком случае выбирать как соответствующие поставленным целям и реализовывать их, что и является самостоятельной сложной педагогической задачей. Начальные эстетические представления и суждения формируются еще в период дошкольного воспитания. Уже в это время важно формировать необходимые для дальнейшего развития эстетические представления, применяя педагогические приемы побуждения обучающихся к выражению своего отношения к окружающему миру, предметам и явлениям, основанных на комплексе эстетических и нравственных норм.
Эстетическое воспитание может быть реализовано такими средствами, как природа, искусство, труд, общение. При организации эстетического воспитания необходимо помнить, что общение как его средство является компонентом всех остальных. Таким образом, эстетическое воспитание по средствам декоративно-прикладного творчества очень важно так как занятия в области изобразительного искусства представляют собой успешное средство становления преемственности поколений путем развития «насмотренности», и установления норм визуального воспроизведения истории мира (в народном или традиционном варианте декоративного творчества), характерного для определенной культуры. Они развивают эстетическое восприятие, чувственность, представления и формируют образное мышление. Занятия рисунком, лепкой, декоративно-прикладным творчеством, являются частью дополнительных занятий и представляют собой работу интегративного характера, естественную для учреждений дополнительного образования. Организация, содержательные компоненты и методика проведения занятий изобразительным искусством направляются на развитие творческого мышления обучающихся.
И для этого нужно не только воображение, обуславливающее восприятие и образное мышление, но и осознание возможностей использования различных материалов художественной практики, формирование разнообразных обобщенных умений в области создания изображения, что позволяет передать в учебно-творческой деятельности обучающегося явления мира, окружающие предметы и отношение к ним. Все это позволяет детям излагать творческий замысел, определяет положительные эмоции и побуждает к творческим поискам и решениям.[23]