Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2927
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов [28]. Исходя из психологических особенностей и развития детей старшего дошкольного возраста, преобладающим видом игры на данном этапе является сюжетно-ролевая. В психолого-педагогическом словаре А.П. Астахова под сюжетно-ролевой игрой понимается ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий [32, с. 758].
По мнению многих ученых сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей старшего дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. Так считали такие ученые как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Д. В. Менджерицкая [30], А. П. Усова [38] и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные.
Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми. В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются способность взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра. Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров. При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: способность начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
Касаясь организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, следует отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс; должен состоять из двух направлений: 1) формирования игровых, умений в совместной игре педагога с детьми, где взрослый является «играющим партнером»; 2) самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. Однако не следует однозначно понимать позицию воспитателя. Самодеятельная игра - важнейшая область не регламентированной взрослым детской деятельности, в которой речь используется для развития сюжета, ролевого взаимодействия и как средство налаживания реальных отношений [11]. Важным для понимания развивающего значения игры представляется положение о том, что самодеятельная совместная сюжетно-ролевая игра (в ее развитой форме) формирует способность ориентироваться в сфере человеческих отношений и координировать действия с другими людьми. Известно, что каждая деятельность требует определенных, специфических для нее способностей и «создаёт условия для их развития. Это дает основание полагать, что самодеятельная сюжетно-ролевая игра может стать эффективной сферой саморазвития коммуникативной компетенции детей при условии обогащения (амплификации) их игрового опыта» [21]. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.
Далее рассмотрим второе педагогическое условие, способствующее формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста – создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей коммуникативную деятельность детей в сюжетноролевой игре детей; Как мы уже выявили ранее, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Предметно-пространственная среда включает в себя планировку помещений детского сада; элементы интерьера; содержание и размещение игр и игрушек, дидактических материалов и оборудования, компонентов информационно-коммуникационной среды. Предметно-пространственная среда – это совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которой запечатлены опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда (РППС) является условием успешной реализации Программы дошкольного образования. Качественно разработанная РППС позволяет формировать и развивать игровую, коммуникативно-личностную, познавательноисследовательскую, речевую, двигательную, художественно-эстетическую активность детей (Доронова Т.В., Короткова Н.А., Новоселова С.Л. и др.). Содержание развивающей предметно - пространственной среды в старшей группы от 5-и до 6-и лет представлено в приложении 1. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является одним из важных компонентов развития личности ребенка дошкольного возраста.
В качестве третьего немаловажного условия, формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста – повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр. Организация работы с семьёй, по ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей [39, п. 1.7.]. Современные ученые определяют педагогическую компетентность родителей: 1. Как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); 2. Интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С.С. Пиюкова, В.В. Селина); 3. Единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева). Многие исследователи [3;9;24] в структуре педагогической компетентности родителей, выделяют разные компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-ценностный и другие. Е.В. Бондаревская определяет, что родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях [3].
Таким образом, становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений. Подводя итог данного параграфа, можно сделать следующие выводы: В след за Ю.К. Бабанским, А.Я. Найн, В.А. Сластениным и др., под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач. Нами были поставлены и раскрыты следующие педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста: формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетноролевой игры; создание развивающей предметно-пространственной среды; повышение педагогической компетентности родителей в формировании коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Мы предполагаем, что совокупность выявленных нами условий должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не будут способствовать формированию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста, а в иных случаях могут даже препятствовать этому. Данное предположение мы проверим во второй главе нашего исследования.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
2.1 Констатирующий этап эксперимента по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
В первой главе мы изучили и проанализировали основные теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Но данные теоретические положения не являются достаточными для реализации цели данного квалификационного исследования. Необходимо и целесообразно практически подтвердить выявленные нами педагогические условия в рамках настоящего опытно-экспериментального исследования. Следовательно, в данном пункте мы рассмотрим, как выдвинутые нами гипотезы будут способствовать формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Цель опытно-экспериментальной работы – определение влияния педагогических условий организации образовательного процесса в ДОО на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Исследование проводилось поэтапно. Первый этап – констатирующий. Целью данного этапа являлось: изучение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей, качества организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей дошкольной группе и уровень педагогической компетентности родителей в данной проблеме. В связи с этим нами были определены и реализованы методики на изучение первоначального уровня сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, оценка предметно-пространственной среды. Методами исследования явились: теоретический анализ литературы по проблеме, беседы с детьми, анкетирование родителей, экспериментальная работа, игровые задания для детей на выявление уровня коммуникативных способностей. Второй этап – формирующий, цель которого – реализация педагогических условий формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности за счет реализации выделенных ранее условий. Методы исследования: экспериментальная работа, прямое и косвенное наблюдение. На третьем этапе – контрольном, предполагается анализ результатов проделанной работы в виде повышения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей, активное участие и заинтересованность родителей в данной сфере воспитания ребенка. Основные методы исследования на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, экспериментальная работа, анкетирование родителей, игровые задания для детей на выявление уровня коммуникативных способностей. Проанализировав точки зрения ученых (Л.В. Кузнецова, Л.Р. Мунирова, Л.А. Дубина и др.) на выделение компонентов коммуникативных способностей, мы выделили следующие критерии:
Информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный. качестве показателей принято считать то, что доступно восприятию, поэтому в качестве показателей формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем глубину и объем, степень проявления качеств, частоту воспроизведения, самостоятельность способностей. Метод диагностики в нашем исследовании опирается на разработки О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой, представленные в пособии для воспитателей [32].
Совокупность выбранных критериев позволит проанализировать влияния педагогических условий на эффективность первоначального этапа формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, процесс реализации которых мы рассмотрим в параграфе 2.2.
Планируя результаты первоначального этапа формирования коммуникативных способностей, мы исходим из уровневого подхода. Это прежде всего обосновывается тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как результаты овладения программой являются целевые ориентиры, которые в свою очередь соответствуют достаточному для данного возрасту уровню. Тем временем, каждый ребенок индивидуален, часть из них может отставать от нормы и соответствовать низкому уровню, а другая часть опережать достаточный уровень и находиться на высоком уровне.
Далее рассмотрим описание констатирующего этапа нашей опытноэкспериментальной работы. Нами была осуществлен подбор выборок: две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 15 человек каждой из группе. Контрольная группа не проходит формирующий этап, в целях сравнительного анализа и определения эффективности проделанной нами работы. Таким образом, нами было обозначено первое направление констатирующего этапа, связанное с изучением уровня сформированности коммуникативных способностей. Мы использовали диагностическое задание «Интервью», которая предполагает выявление уровня развития и становления способности вступать в процесс общения, соотносить средства вербального и невербального общения, принимать информацию, передавать информацию, а также метод проблемных ситуаций (проблемная ситуация «Мозаика»). Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.).