Файл: Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А. В. Гриненко 2е издание, переработанное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 191
К числу иных источников информации, содержащиеся в ко
торых сообщения о преступлении будут поводом для возбужде
ния уголовного дела, относятся:
1) материалы, собранные в результате служебной деятельно
сти органов государственного обвинения, специально направ
ленной на обнаружение преступлений (это прежде всего ре
зультаты оперативно-розыскной деятельности; отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско-надзорной дея
тельности);
2) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение престу
плений является побочным результатом, например при выпол
нении милицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознава
телем расследования по факту другого преступления;
3) информация граждан, представителей общественных орга
низаций и должностных лиц, поступившая по телефону (теле
факсу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала ле
чебных учреждений об обращении граждан с телесными повре
ждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;
4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;
5) оповещения о других происшествиях, событиях или фак
тах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспе
чению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случа
ях с людьми.
Факт получения информации о совершенном или готовя
щемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.
С целью исключения случаев укрытия преступлений от уче
та, а также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета со
общений о преступлениях. В органах внутренних дел эта книга ведется в дежурной части. После регистрации рапорт передает
ся руководителю следственного органа или начальнику органа дознания.
Основание для возбуждения уголовного дела. Для возбужде
ния уголовного дела одного повода недостаточно. Чтобы обес-
192 Глава 11. Возбуждение уголовного дела печить обоснованность расследования, требуется еще и основа
ние. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вы
вода о существовании общественно опасного деяния, содержа
щего признаки конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей (частью, пунктом статьи) Особенной час
ти УК РФ. Таким образом, понятия «повод» и «основание» со
относятся между собой как философские категории формы и содержания.
Установление основания для возбуждения уголовного дела включает в себя: а) выяснение факта совершенного деяния; б) установление в этом деянии признаков конкретного престу
пления; в) сбор достаточных данных, указывающих на призна
ки этого преступления.
Устанавливая основания к возбуждению уголовного дела, необходимо прежде всего выяснить, что произошло, какое дей
ствительное событие кроется за теми или иными явлениями.
Затем в выясненном деянии выделяются черты, совпадаю
щие с чертами какого-либо указанного в уголовном законе дея
ния, т. е. в нем устанавливаются признаки конкретного престу
пления. Это делается по правилам квалификации преступлений.
Для установления в каком-либо деянии признаков преступле
ния недостаточно иметь о нем лишь общее представление.
Установив в деянии признаки преступления, необходимо квалифицировать его по соответствующему пункту, части, ста
тье УК РФ. Бывает, что деяние подпадает под признаки сразу нескольких преступлений. В этом случае надо руководствовать
ся сочетанием двух критериев: какой состав в наибольшей сте
пени соответствует деянию и какая квалификация будет спо
собствовать наиболее эффективному расследованию.
Выяснение самого деяния и установление в нем признаков преступления предпринимается на основе полученных данных.
Необходимо, чтобы их было достаточно для обоснованного вы
вода. Достаточность данных достигается путем установления логических связей между ними, устранения противоречий, под
крепления обстоятельств комплексом источников. В каждом конкретном случае достаточность данных для обоснованного вывода о наличии признаков преступления определяется упол
номоченным должностным лицом по своему внутреннему убе
ждению.
Вместе с тем получение необходимых данных должно быть ог
раничено задачами стадии возбуждения уголовного дела. Не тре-
§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 193 буется, чтобы вывод о наличии признаков преступления был до
стоверным. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, соз
давая условия для уничтожения следов и сокрытия преступле
ния.
§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Регистрация поводов для возбуждения уголовного дела. С це
лью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия ре
шения по поступавшим сообщениям о преступлениях введена система регистрации сообщений и иной информации о престу
плениях.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дозна
ния, следователь обязаны принять, проверить сообщение о лю
бом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение.
Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ч. 2 ст. 21 УПК РФ, в со
ответствии с которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель при
нимают предусмотренные Кодексом меры по установлению со
бытия преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ имеются в виду все предусмотренные Кодексом в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, ра
порт об обнаружении признаков преступления.
Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, не
зависимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уго
ловным делам публичного, частно-публичного или частного об
винения. Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их компетенции. В по
добных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установ-
194 Глава 11. Возбуждение уголовного дела
1
См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утв. приказом МВД России от
1 декабря 2005 г. № 985). ленном порядке и передать его по подследственности, а по уго
ловным делам частного обвинения — в суд.
Отказ принять сообщение о преступлении — это нелегитим
ный вариант поведения, означающий уклонение от выполне
ния возложенных законом обязанностей. В качестве дополни
тельной гарантии права граждан на судебную защиту в ч. 5 ст. 144 УПК РФ предусмотрена возможность обжалования от
каза в приеме сообщения о преступлении прокурору или непо
средственно в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы уста
новлен в ст. 124 и 125 Кодекса.
С целью обеспечения реального доступа граждан к правосу
дию в правоохранительных органах существует система приня
тия сообщений о преступлениях. В частности, в органах внут
ренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе внутренних дел кругло
суточно штатными дежурными, их помощниками или работни
ками, назначенными на дежурство в установленном порядке
1
Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию
(секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу и т. д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей кор
респонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающему, который в зависимости от со
держащейся информации дает письменное указание о регистра
ции заявления в дежурной части и принимает решение о поряд
ке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.
Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, кото
рые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).
При обращении граждан в дежурную часть, приемную орга
на внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику с устным за
явлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.
§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 195
Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного заявления дежур
ный обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление.
Сообщения о преступлениях и поручения прокурора о проведе
нии проверки по сообщениям о преступлениях, распространен
ных в средствах массовой информации, регистрируются в де
журной части органа внутренних дел в Книге учета сообщений о преступлениях. Здесь же регистрируются заявления, содержа
щие признаки безвестного исчезновения человека, и рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственном об
наружении и выявлении ими признаков преступлений. Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступле
ния, регистрируются в Журнале учета иной информации о пра
вонарушениях. Передача сообщений и иной информации ис
полнителю для проведения проверки без регистрации категори
чески запрещается.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (прото
коле заявления), рапорте об обнаружении преступления в обя
зательном порядке проставляется штамп о регистрации. В от
тиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои под
пись, фамилию и инициалы.
В УПК РФ (ч. 1 и 2 ст. 144) предусмотрена проверка посту
пившего сообщения о преступлении. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данны
ми, имеющимися в распоряжении органов уголовного пресле
дования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.
Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и тер
ритории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомствен
ными нормативными актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поруче-
196 Глава 11. Возбуждение уголовного дела нию прокурора орган дознания, а также по поручению руково
дителя следственного органа следователь.
С целью проверки сообщения о преступлении не могут про
изводиться следственные действия, которые закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Исключение со
ставляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
С целью проверки сообщения о преступлении орган дозна
ния, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Согласно закону могут производиться иные процессуальные действия, к числу кото
рых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21
УПК РФ). В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по требованию прокурора, следователя или органа дознания ре
дакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о престу
плении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо постави
ло условие о сохранении в тайне источника информации.
Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следст
венного органа по ходатайству следователя, а прокурор по хо
датайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
В случае передачи сообщения о преступлении по подследст
венности срок его рассмотрения в этом случае должен исчис
ляться со времени поступления в компетентный орган.
В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмот
рения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих реше
ний: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуж
дении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследст
венности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
В УПК РФ содержится исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения со-
§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 197 общения о преступлении. Запрещается списывать полученное сообщение о преступлении «в дело», приобщать к материалам дел оперативного учета, дел об административных правонару
шениях без принятия конкретного решения в соответствии с законом.
Решение о возбуждении уголовного дела предоставляет долж
ностному лицу органа предварительного расследования, при
нявшему дело к своему производству, право предпринимать в пределах своей компетенции любые следственные и иные про
цессуальные действия, применять меры пресечения и иные ме
ры процессуального принуждения.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из вариантов завершения уголовного судопроизводства.
Оно исключает последующую уголовно-процессуальную дея
тельность по данному факту. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27
УПК РФ наличие в отношении подозреваемого или обвиняе
мого неотмененного постановления органа дознания, следова
теля или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из оснований прекращения уголовного пресле
дования.
Передача сообщения по подследственности является проме
жуточным решением. Орган, получивший такое сообщение, обязан принять по нему конкретное решение — о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В случае принятия реше
ния о передаче сообщения по подследственности орган дозна
ния, дознаватель, следователь принимают меры по сохранению следов преступления.
Заявителю должно быть сообщено о принятом решении неза
висимо от его характера. Если уголовное дело возбуждено и заявителю предстоит участвовать в его производстве в качестве потерпевшего, свидетеля, законного представителя, достаточно устного сообщения о принятом решении. Если же заявление передано по подследственности либо в возбуждении уголовного дела отказано, о принятом решении должно быть сделано пись
менное сообщение. В случае отказа в возбуждении уголовного дела к письму в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ должна быть приложена копия вынесенного постановления. В пись
менном сообщении о принятом решении должно содержаться разъяснение права обжаловать это решение как прокурору или руководителю следственного органа, так и непосредственно в суд, а также порядок обжалования (ст. 124 и 125 УПК РФ соот
ветственно).