Файл: Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А. В. Гриненко 2е издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 548

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 191
К числу иных источников информации, содержащиеся в ко­
торых сообщения о преступлении будут поводом для возбужде­
ния уголовного дела, относятся:
1) материалы, собранные в результате служебной деятельно­
сти органов государственного обвинения, специально направ­
ленной на обнаружение преступлений (это прежде всего ре­
зультаты оперативно-розыскной деятельности; отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско-надзорной дея­
тельности);
2) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение престу­
плений является побочным результатом, например при выпол­
нении милицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознава­
телем расследования по факту другого преступления;
3) информация граждан, представителей общественных орга­
низаций и должностных лиц, поступившая по телефону (теле­
факсу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала ле­
чебных учреждений об обращении граждан с телесными повре­
ждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;
4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;
5) оповещения о других происшествиях, событиях или фак­
тах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспе­
чению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случа­
ях с людьми.
Факт получения информации о совершенном или готовя­
щемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.
С целью исключения случаев укрытия преступлений от уче­
та, а также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета со­
общений о преступлениях. В органах внутренних дел эта книга ведется в дежурной части. После регистрации рапорт передает­
ся руководителю следственного органа или начальнику органа дознания.
Основание для возбуждения уголовного дела. Для возбужде­
ния уголовного дела одного повода недостаточно. Чтобы обес-

192 Глава 11. Возбуждение уголовного дела печить обоснованность расследования, требуется еще и основа­
ние. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вы­
вода о существовании общественно опасного деяния, содержа­
щего признаки конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей (частью, пунктом статьи) Особенной час­
ти УК РФ. Таким образом, понятия «повод» и «основание» со­
относятся между собой как философские категории формы и содержания.
Установление основания для возбуждения уголовного дела включает в себя: а) выяснение факта совершенного деяния; б) установление в этом деянии признаков конкретного престу­
пления; в) сбор достаточных данных, указывающих на призна­
ки этого преступления.
Устанавливая основания к возбуждению уголовного дела, необходимо прежде всего выяснить, что произошло, какое дей­
ствительное событие кроется за теми или иными явлениями.
Затем в выясненном деянии выделяются черты, совпадаю­
щие с чертами какого-либо указанного в уголовном законе дея­
ния, т. е. в нем устанавливаются признаки конкретного престу­
пления. Это делается по правилам квалификации преступлений.
Для установления в каком-либо деянии признаков преступле­
ния недостаточно иметь о нем лишь общее представление.
Установив в деянии признаки преступления, необходимо квалифицировать его по соответствующему пункту, части, ста­
тье УК РФ. Бывает, что деяние подпадает под признаки сразу нескольких преступлений. В этом случае надо руководствовать­
ся сочетанием двух критериев: какой состав в наибольшей сте­
пени соответствует деянию и какая квалификация будет спо­
собствовать наиболее эффективному расследованию.
Выяснение самого деяния и установление в нем признаков преступления предпринимается на основе полученных данных.
Необходимо, чтобы их было достаточно для обоснованного вы­
вода. Достаточность данных достигается путем установления логических связей между ними, устранения противоречий, под­
крепления обстоятельств комплексом источников. В каждом конкретном случае достаточность данных для обоснованного вывода о наличии признаков преступления определяется упол­
номоченным должностным лицом по своему внутреннему убе­
ждению.
Вместе с тем получение необходимых данных должно быть ог­
раничено задачами стадии возбуждения уголовного дела. Не тре-


§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 193 буется, чтобы вывод о наличии признаков преступления был до­
стоверным. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, соз­
давая условия для уничтожения следов и сокрытия преступле­
ния.
§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Регистрация поводов для возбуждения уголовного дела. С це­
лью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия ре­
шения по поступавшим сообщениям о преступлениях введена система регистрации сообщений и иной информации о престу­
плениях.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дозна­
ния, следователь обязаны принять, проверить сообщение о лю­
бом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение.
Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ч. 2 ст. 21 УПК РФ, в со­
ответствии с которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель при­
нимают предусмотренные Кодексом меры по установлению со­
бытия преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ имеются в виду все предусмотренные Кодексом в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, ра­
порт об обнаружении признаков преступления.
Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, не­
зависимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уго­
ловным делам публичного, частно-публичного или частного об­
винения. Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их компетенции. В по­
добных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установ-

194 Глава 11. Возбуждение уголовного дела
1
См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утв. приказом МВД России от
1 декабря 2005 г. № 985). ленном порядке и передать его по подследственности, а по уго­
ловным делам частного обвинения — в суд.
Отказ принять сообщение о преступлении — это нелегитим­
ный вариант поведения, означающий уклонение от выполне­
ния возложенных законом обязанностей. В качестве дополни­
тельной гарантии права граждан на судебную защиту в ч. 5 ст. 144 УПК РФ предусмотрена возможность обжалования от­
каза в приеме сообщения о преступлении прокурору или непо­
средственно в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы уста­
новлен в ст. 124 и 125 Кодекса.
С целью обеспечения реального доступа граждан к правосу­
дию в правоохранительных органах существует система приня­
тия сообщений о преступлениях. В частности, в органах внут­
ренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе внутренних дел кругло­
суточно штатными дежурными, их помощниками или работни­
ками, назначенными на дежурство в установленном порядке
1
Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию
(секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу и т. д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей кор­
респонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающему, который в зависимости от со­
держащейся информации дает письменное указание о регистра­
ции заявления в дежурной части и принимает решение о поряд­
ке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается.
Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, кото­
рые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).
При обращении граждан в дежурную часть, приемную орга­
на внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику с устным за­
явлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.


§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 195
Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного заявления дежур­
ный обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление.
Сообщения о преступлениях и поручения прокурора о проведе­
нии проверки по сообщениям о преступлениях, распространен­
ных в средствах массовой информации, регистрируются в де­
журной части органа внутренних дел в Книге учета сообщений о преступлениях. Здесь же регистрируются заявления, содержа­
щие признаки безвестного исчезновения человека, и рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственном об­
наружении и выявлении ими признаков преступлений. Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступле­
ния, регистрируются в Журнале учета иной информации о пра­
вонарушениях. Передача сообщений и иной информации ис­
полнителю для проведения проверки без регистрации категори­
чески запрещается.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (прото­
коле заявления), рапорте об обнаружении преступления в обя­
зательном порядке проставляется штамп о регистрации. В от­
тиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои под­
пись, фамилию и инициалы.
В УПК РФ (ч. 1 и 2 ст. 144) предусмотрена проверка посту­
пившего сообщения о преступлении. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данны­
ми, имеющимися в распоряжении органов уголовного пресле­
дования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.
Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и тер­
ритории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомствен­
ными нормативными актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поруче-


196 Глава 11. Возбуждение уголовного дела нию прокурора орган дознания, а также по поручению руково­
дителя следственного органа следователь.
С целью проверки сообщения о преступлении не могут про­
изводиться следственные действия, которые закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Исключение со­
ставляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
С целью проверки сообщения о преступлении орган дозна­
ния, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Согласно закону могут производиться иные процессуальные действия, к числу кото­
рых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21
УПК РФ). В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по требованию прокурора, следователя или органа дознания ре­
дакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о престу­
плении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо постави­
ло условие о сохранении в тайне источника информации.
Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следст­
венного органа по ходатайству следователя, а прокурор по хо­
датайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
В случае передачи сообщения о преступлении по подследст­
венности срок его рассмотрения в этом случае должен исчис­
ляться со времени поступления в компетентный орган.
В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмот­
рения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих реше­
ний: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуж­
дении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследст­
венности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
В УПК РФ содержится исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения со-


§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении 197 общения о преступлении. Запрещается списывать полученное сообщение о преступлении «в дело», приобщать к материалам дел оперативного учета, дел об административных правонару­
шениях без принятия конкретного решения в соответствии с законом.
Решение о возбуждении уголовного дела предоставляет долж­
ностному лицу органа предварительного расследования, при­
нявшему дело к своему производству, право предпринимать в пределах своей компетенции любые следственные и иные про­
цессуальные действия, применять меры пресечения и иные ме­
ры процессуального принуждения.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из вариантов завершения уголовного судопроизводства.
Оно исключает последующую уголовно-процессуальную дея­
тельность по данному факту. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27
УПК РФ наличие в отношении подозреваемого или обвиняе­
мого неотмененного постановления органа дознания, следова­
теля или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из оснований прекращения уголовного пресле­
дования.
Передача сообщения по подследственности является проме­
жуточным решением. Орган, получивший такое сообщение, обязан принять по нему конкретное решение — о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В случае принятия реше­
ния о передаче сообщения по подследственности орган дозна­
ния, дознаватель, следователь принимают меры по сохранению следов преступления.
Заявителю должно быть сообщено о принятом решении неза­
висимо от его характера. Если уголовное дело возбуждено и заявителю предстоит участвовать в его производстве в качестве потерпевшего, свидетеля, законного представителя, достаточно устного сообщения о принятом решении. Если же заявление передано по подследственности либо в возбуждении уголовного дела отказано, о принятом решении должно быть сделано пись­
менное сообщение. В случае отказа в возбуждении уголовного дела к письму в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ должна быть приложена копия вынесенного постановления. В пись­
менном сообщении о принятом решении должно содержаться разъяснение права обжаловать это решение как прокурору или руководителю следственного органа, так и непосредственно в суд, а также порядок обжалования (ст. 124 и 125 УПК РФ соот­
ветственно).