Файл: Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А. В. Гриненко 2е издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Уголовно-процессуальное право
и его источники
§ 1. Уголовно-процессуальное право,
его место в системе российского права
Уголовно-процессуальное право - это самостоятельная от­
расль права, регламентирующая уголовно-процессуальную дея­
тельность суда, прокурора, следователя, дознавателя, устанав­
ливающая единый порядок уголовного судопроизводства на всей территории Российской Федерации и обеспечивающая реализацию прав и законных интересов лиц, вовлеченных в производство по уголовным делам.
Предметом правового регулирования уголовно-процессуаль­
ного права являются общественные отношения, складываю­
щиеся в области уголовного судопроизводства. Таким образом, уголовно-процессуальное право тесно связано с уровнем разви­
тия общественных отношений, т. е. социально обусловлено.
Поступательное развитие общества объективно находит свое отражение и в нормах уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальное право, в отличие от других отрас­
лей российского права, в наибольшей степени затрагивает и ог­
раничивает права и свободы человека, в том числе и закреп­
ленные в Конституции РФ. Уголовно-процессуальный закон предоставляет уполномоченным государственным органам воз­
можность применять для достижения назначения уголовного судопроизводства меры принудительного характера. В данной области деятельности, как в никакой другой, государство до­
пускает широкое применение принуждения. В этой связи ос­
новным источником уголовно-процессуального права должен являться и является закон, под которым понимается норматив­
ный правовой акт, устанавливающий порядок и формы осуще­
ствления как досудебного производства, так и судебного произ­
водства по уголовным делам, определяющий компетенцию органов государственной власти при осуществлении предвари­
тельного расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, закрепляющий права и обязанности участников уголовного судопроизводства.

§ 1. Уголовно-процессуальное право, его место в системе права 21
Уголовно-процессуальное право имеет ценность и в плане обеспечения прав личности, что в свою очередь является одним из назначений уголовного судопроизводства. Это выражается в том, что рассматриваемая отрасль права, во-первых, обеспечи­
вает применение уголовно-правовых норм, ограждающих лич­
ность, общество и государство от преступных посягательств, во-вторых, устанавливает гарантии прав личности, в том числе право на неприкосновенность личности, жилища, тайну теле­
фонных, телеграфных и иных переговоров и т. д., в-третьих, определяет порядок судебной защиты нарушенных прав чело­
века и гражданина.
Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций осуществляется посредством выявления преступлений, уголовного преследования лиц, их совершив­
ших, осуждения и справедливого наказания таких лиц, устране­
ния обстоятельств, способствовавших совершению преступле­
ний. Все это достигается путем применения нормативных пред­
писаний уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальное право характеризуется системно­
стью и внутренней согласованностью. Его правовые нормы ус­
танавливают пределы должного и допустимого поведения су­
дов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судо­
производства.
Одна из целей создания любой нормы права — усиление правовой культуры, эффективность которой будет зависеть как от конструкции нормы, так и от параметров, заложенных в ней.
Нормативные предписания уголовно-процессуального закона не являются исключением. Их применение оказывает положи­
тельное воздействие на повышение уровня правосознания граж­
дан, общества в целом и способствует скорейшему становлению подлинно правового, демократического государства в Россий­
ской Федерации. Такие новые предписания, как освобождение суда от функции обвинения, участие защитника в уголовном де­
ле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, наделение суда полномочиями по принятию решения о заключении под стражу, проведении обы­
ска в жилище, позволяют в полной мере реализовать на практи­
ке основные конституционные положения, гарантирующие за­
щиту прав и законных интересов человека и гражданина.
Определяя место уголовно-процессуального права в системе российского права в целом, необходимо отметить, что рассмат-


22 Глава 2. Уголовно-процессуальное право и его источники риваемая отрасль права неразрывно связана с рядом иных от­
раслей права. И в первую очередь с уголовным правом.
Это объясняется тем обстоятельством, что уголовно-процес­
суальное право представляет собой систему правовых средств, обеспечивающих применение норм уголовного права путем до­
казывания обстоятельств совершенного деяния, установления лица, его совершившего, и т. д. Уголовное же право устанавли­
вает основания и виды уголовной ответственности, виды и раз­
мер наказания. Каждая из этих отраслей права имеет свои само­
стоятельные задачи и содержание. Однако и уголовное, и уго­
ловно-процессуальное право должны строиться на единых для государства принципах гуманизма, справедливости, демократиз­
ма. Без этого создать эффективный механизм отправления пра­
восудия невозможно.
Кроме того, уголовно-процессуальное право взаимосвязано также с конституционным и гражданским процессуальным пра­
вом. Особое место здесь занимает конституционное право. Это обусловлено особым статусом Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, кон­
ституционные принципы являются основополагающими для всех отраслей права без исключения, в том числе и для уголов­
но-процессуального права.
Ряд положений уголовно-процессуального права имеет мно­
го общего с нормами гражданского процессуального права, оп­
ределяющего порядок судопроизводства по гражданским делам.
В первую очередь это касается норм, обеспечивающих заявле­
ние и рассмотрение гражданского иска в уголовном процессе.
Предписания уголовно-процессуального права также нахо­
дят свое отражение и в ряде иных нормативных правовых актов о судоустройстве, прокуратуре, органах предварительного след­
ствия и органах дознания.
§ 2. Источники уголовно-процессуального права
Содержание уголовно-процессуального права отражено в соответствующих документах, т. е. в определенных источниках.
Источники уголовно-процессуального права — это норматив­
ные правовые акты, которые являются носителями содержания уголовно-процессуального права и применение которых обра­
зует производство по уголовному делу. Поскольку уголовно- процессуальное право является регулятором общественных от-


§ 2. Источники уголовно-процессуального права 23 ношений, связанных с ограничением наиболее существенных прав и свобод человека и гражданина, в качестве источников данной отрасли права могут выступать лишь такие норматив­
ные правовые акты, которые были приняты на уровне не ниже федерального законодательства.
Источники уголовно-процессуального права могут быть сис­
тематизированы различными способами. Самым распростра­
ненным из них является значимость того либо иного акта для регулирования уголовно-процессуальных правоотношений.
По данному основанию источники уголовно-процессуально­
го права могут быть систематизированы следующим образом:
I) Конституция РФ в части, касающейся уголовного судопро­
изводства; 2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 3) иные федеральные конституционные законы и федеральные законы в части, касающейся уголовного судопроизводства; 4) обще­
признанные принципы и нормы международного права и меж­
дународные договоры Российской Федерации.
Определенное значение имеет систематизация источников уголовно-процессуального права в зависимости от их юридиче­
ской силы. При этом источники располагаются несколько ина­
че, чем в первом случае, т. е. следующим образом: 1) общепри­
знанные принципы и нормы международного права и между­
народные договоры Российской Федерации; 2) Конституция
РФ в части, касающейся уголовного судопроизводства; 3) фе­
деральные конституционные законы в части, касающейся уго­
ловного судопроизводства; 4) Уголовно-процессуальный кодекс
РФ; 5) иные федеральные законы в части, касающейся уголов­
ного судопроизводства. В этой классификации основное значе­
ние придается не объему уголовно-процессуальных норм, со­
держащихся в том или ином акте, а тому, какую юридическую силу имеют данные нормы и какие из них должны применять­
ся в случае противоречия между ними.
Обе из вышеуказанных систематизации имеют равное право на существование. Вместе с тем в учебных целях целесообразно использовать первую из предложенных, так как именно она указывает на место тех либо иных уголовно-процессуальных норм в общем механизме правового регулирования.
Основные исходные положения уголовно-процессуального права определены Конституцией РФ. В этом источнике сосре­
доточена большая группа норм, закрепляющих права личности в сфере уголовного судопроизводства, а также определяющих оптимальное функционирование соответствующих государст-


24 Глава 2. Уголовно-процессуальное право и его источники венных органов. В Конституции РФ приведены развернутые формулировки большинства принципов уголовного судопроиз­
водства, что обеспечивает неизменность их содержания и на­
дежность применения. Так, в ч. 2 ст. 4 данного акта закреплено
Положение о верховенстве Конституции РФ и федеральных за­
конов на всей территории страны; ряд положений (ст. 2, ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 46, ст. 120 и др.) обеспечивают надлежащую про­
цедуру предварительного расследования преступлений и судеб­
ного разбирательства по уголовным делам; большой комплекс норм являет собой нормативную базу для обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроиз­
водства (ст. 18, 19, ч. 2 ст. 22, ст. 23, 25, ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 46, ст. 48, 49, 51, ч. 3 ст. 123, ч. 4 ст. 125).
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Пленум
Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г.
№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия» ука­
зал, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Кон­
ституцию, в частности когда: 1) закрепленные нормой Консти­
туции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополни­
тельной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, ре­
гулирующего права, свободы, обязанности человека и гражда­
нина и другие положения; 2) суд придет к выводу, что феде­
ральный закон, действовавший на территории РФ до вступле­
ния в силу Конституции РФ, противоречит ей; 3) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступле­
ния в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соот­
ветствующими положениями Конституции.
Наиболее полно уголовно-процессуальную деятельность ре­
гламентирует УПК РФ, который был принят Государственной
Думой 22 ноября 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря
2001 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г.
УПК РФ построен на идеологии верховенства права, при­
оритета таких ценностей, как свобода и личная неприкосно­
венность, независимый суд, презумпция невиновности, состя­
зательность сторон, соразмерность применения мер процессу­
ального принуждения.
УПК РФ состоит из пяти частей. В части первой установле­
ны основные положения, перечень участников уголовного су­
допроизводства, вопросы доказывания и доказательств, меры

§ 2. Источники уголовно-процессуального права 25 процессуального принуждения, процесс подачи и рассмотрения жалоб и ходатайств, а также иные положения. Части вторая и третья соответственно регламентируют вопросы досудебного и судебного производства. УПК РФ в части четвертой отдельно раскрывает особый порядок уголовного судопроизводства. Пя­
тая часть УПК РФ посвящена вопросам международного со­
трудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Говоря о системе уголовно-процессуального законодательст­
ва Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что оно состоит не только из Конституции РФ и УПК РФ. В нее также входит ряд международных нормативных правовых актов, рати­
фицированных на уровне федерального законодательства, а также федеральных законов в части, регламентирующей уго­
ловно-процессуальную деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнан­
ные принципы и нормы международного права и международ­
ные договоры Российской Федерации являются составной ча­
стью ее правовой системы. Международные акты, ратифици­
рованные в Российской Федерации на уровне федеральных законов, имеют приоритет над внутренним законодательством.
В отличие от российских законов, международные акты ха­
рактеризуются обилием наименований (конвенция, пакт, дого­
вор, соглашение и др.). Однако такие различия являются чисто внешним признаком документа и продиктованы скорее тради­
циями. На юридическую силу акта его наименование не влияет.
Систему международных нормативных правовых актов, рег­
ламентирующих вопросы уголовного судопроизводства, состав­
ляют: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря
1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней за
№ 1—11, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. (вступила в силу
4 января 1969 г.), Международный пакт о гражданских и поли­
тических правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу 23 марта
1976 г.), Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
(вступила в силу 2 сентября 1990 г.), Конвенция Содружества
Независимых Государств о правах и основных свободах челове­
ка от 26 мая 1995 г., Конвенция против пыток и других жесто­
ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­
щения и наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.


26 Глава 2. Уголовно-процессуальное право и его источники
1
СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
2
СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3
СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Иные федеральные законы в своей определенной части так­
же регламентируют отдельные вопросы уголовного судопроиз­
водства. К таким актам, в частности, относятся Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Фе­
дерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ)
1
, Федераль­
ный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-ро­
зыскной деятельности»
2
, Федеральный закон от 31 мая 2002 г.
№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Россий­
ской Федерации»
3
и др.
При этом следует иметь в виду, что в ч. 1 ст. 7 УПК РФ ус­
тановлен запрет на применение федеральных законов, противо­
речащих Кодексу. Поэтому все действующее законодательство в части, противоречащей УПК РФ, признается не имеющим юридической силы и не подлежит применению судом, проку­
рором, следователем, органом дознания и дознавателем.
Не входят в систему уголовно-процессуального законода­
тельства, однако имеют важное значение для его формирова­
ния и правильного применения документы, которые являются подзаконными нормативными правовыми актами либо актами, имеющими ненормативную природу.
Что касается первой группы, то условием юридической со­
стоятельности подзаконных нормативных правовых актов мож­
но считать их соответствие действующему законодательству.
К наиболее важным актам ненормативного характера отно­
сятся постановления и определения Конституционного Суда
РФ. Решения этого органа, определяющие соответствие уголов­
но-процессуального законодательства конституционным поло­
жениям, хотя и не содержат норм права, имеют столь властный характер, что немедленно с момента их вынесения приостанав­
ливают применение неконституционной нормы вплоть до ее изменения или отмены в соответствии с установленной проце­
дурой. Признаком, объединяющим все решения Конституци­
онного Суда РФ, является широкое использование в обоснова­
ние своих выводов предписаний, содержащихся в Конститу­
ции РФ и международных нормативных правовых актах.
Ряд ненормативных актов представляет собой акты толкова­
ния норм права. Это вместе с тем не означает, что их роль в оп­
ределении содержания правовых норм невелика. Такие доку-