Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Правовые основы противодействия коррупции»
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Коррупция как социально-политическое явление
1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления
1.3 Виды и формы политической коррупции
2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации
3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
Политические причины коррупции связаны с тем, что власть очень легко конвертировать в деньги, использовать полученные полномочия в частных, корпоративных или клановых интересах. Некоторые исследователи, анализируя причинно-следственные связи власти и коррупции, выделяют определенные политэкономические закономерности.
К социально-культурным причинам целесообразно отнести и национальную хозяйственную культуру и менталитет, что сложились исторически. Социально-культурными причинами коррупции является деморализации общества, недостаточная информированность и организованность граждан, пассивность относительно тех, кто имеет власть.
К негативным последствиям коррупции относятся [10, с.75]:
-
распространение теневой экономики, что приводит к снижению количества поступлений и уменьшение объема государственного бюджета; -
девальвация ценностей социально-экономической формации и антидемократизации политической системы; -
рост уровня криминализации общества; -
увеличение процента «теневой» экономики; -
часто нецелесообразно накопления антикоррупционного законодательства, которое дестабилизируют законодательную сферу и смежные сферы социума, непосредственно руководствуются нормативно-правовыми актами исследуемой отрасли; -
взрывание авторитета правоохранительной системы и ослабление независимости судебной власти; -
торможение развития демократических институтов общества; -
формирование неприемлемых, антигуманных ценностей общества, при которых коррупция и ее отдельные проявления становятся нормами менталитета; -
ослабление политической воли для противодействия коррупции и коррумпирования собственно субъектов такой свободы.
Социальные последствия коррупции заключаются в том, что она нарушает существующий порядок вещей в обществе, искажает общественные отношения. Начиная с нарушения служебного долга, коррупция влечет за собой нарушение других общественных отношений: приводит к торможению и искажения социально-экономических реформ, углубляет социальное неравенство граждан, увеличивает социальную напряженность в обществе, нарушает принципы социальной справедливости, затрудняет доступ граждан в социальные фонды, препятствует пользованию ими, и тому подобное. [20, с.24]
В таком случае субъекты коррупции функционируют в неофициальной системе, в которой царит своя система ценностей, свои цели и средства их достижения, где отношения между людьми складываются не по официальным законам. Время, субъекты коррупции не могут существовать без официальной подсистемы. Последняя для них является обязательным условием установления коррумпированных отношений: для того, чтобы злоупотреблять властью, ее нужно иметь ‒ занимать соответствующую должность в органах государственной власти, быть наделенным определенными полномочиями, иметь возможность их официально использовать.
Политические последствия коррупции проявляются в том, что она: меняет сущность политической власти, снижает уровень ее легитимности как внутри государства, так и на международной арене, нарушает принципы ее формирования и функционирования, демократические основы общества и государства, подрывает политическую систему и т.д.
Экономические последствия коррупции проявляются в том, что она: подрывает экономическую систему государства, дискредитирует экономические реформы, нарушает основные принципы хозяйственной деятельности, препятствует поступлению внутренних и внешних инвестиций, является причиной финансовых кризисов и т.д.
Морально-психологические последствия коррупции проявляются в том, что она является мощным фактором деморализации общества, девальвации моральных ценностей, деформации индивидуальной и общественной психологии, уничтожает духовные и нравственные ценности, способствует распространению в обществе криминальной психологии и т.д..
Правовые последствия коррупции проявляются в распространении правовых принципов функционирования государства и его отдельных институтов, существенном ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, грубом нарушении установленного законом порядка осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти и т.д.
Коррупция меняет сущность правоохранительной деятельности государственных органов, которые перестают выполнять функцию охраны прав и превращаются в инструмент расправы над невинными лицами или инструмент неправомерного удовлетворения личных или групповых интересов определенных лиц, в том числе самых должностных лиц указанных органов.
К последствиям коррупции международного характера могут быть отнесены: негативное влияние коррупции на имидж государства в мире, осложнения отношений с другими странами, международными организациями и всей международным сообществом, потеря государством международных позиций в экономической, политической и других сферах, и тому подобное.
Состояние коррупции в стране может быть использовано другими государствами, международными организациями для давления на политическое руководство страны при принятии тех или иных решений как внешнеполитического, так и внутриполитического характера[21, с.204]. То есть, политическое руководство страны в таких случаях попадает в политическую зависимость от руководителей тех стран или международных организаций, осведомлены о действительном состоянии коррупции или коррупционную деятельность отдельных руководителей высшего уровня государственной власти.
Подытоживая изложенное, следует констатировать, что коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ‒ неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты.
При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
1.3 Виды и формы политической коррупции
Коррупция приобретает различные формы: [12, с.75]
-
взяточничество; -
вымогательство; -
кумовство; -
покровительство; -
хищения государственных фондов; -
незаконная расход поступлений; -
злоупотребление властью и т.д.
Взяточничеством называют платежи, которые требуют должностные лица, или предоставляемые им представителями частного бизнеса с целью получения в обмен на это преимуществ, таких как государственные контракты, льготы, снижены налоги, лицензии или решения юридических вопросов.
К видам коррупции принадлежит также хищения государственных фондов должностными лицами, на которых возложено управление этими фондами, и манипуляция или нарушения законов о выборах в отношении финансов, выделенных на избирательную компанию, и организацию голосования.
Некоторые различает коррупцию «подмазки» ‒ когда деньги дают должностным лицам или требуются ними в обмен на выполнение ими своих законных обязанностей, от коррупции, когда такие взятки предоставляются или требуются в обмен на совершение незаконных действий. Другие дифференцируют виды коррупции в зависимости от того, на каком уровне, национальном или международном она возникает. [12, с.78]
Кроме того, различают «мелкую» коррупцию, которой занимаются низкооплачиваемые должностные лица, и «большую» коррупции, в которую вовлечены высокие должностные лица, и так воспользуются большими льготами.
Но «мелкая» коррупция, имеет совсем не мелкие последствия, поскольку она практически во всех составляющих жизни простых граждан, а значит, преследует области нас повседневно.
Согласно определенной типологии политической коррупции, выделяют два вида политической коррупции: [6, с.11]
как отвергнутое поведение:
-
политический патронаж - опека политиками определенных ими служебных лиц подчиненных структур, создание для них наиболее благоприятных условий в обмен на личную преданность и политическую поддержку; -
«покупка голосов» ‒ осуществляется в ходе избирательных кампаний, применяется к фиксированным группам избирателей (подарки, вино, другие материальные ценности); -
«общественное корыто» (pork barrel) ‒ буквально «бочка с салом» (деньги и материальные средства, выделяемые из казны местными властями для общественных потребностей с целью завоевания симпатий избирателей);
как преступление:
взятка как разовый акт (bribery);
подкуп, «покупка политика на длительный строк» (graft).
Политическая коррупция имеет две основные формы проявления ‒ в политике и с помощью политики.
Опасность и вредность политических последствий любых форм коррупции огромное: смещение целей политики от народа к олигархии, снижение доверия к власти, падение престижа и инвестиционной привлекательности страны в мире, искажения политической конкуренции, риск краха демократии.
2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции. Выделение и изучение иностранных программ, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, доказавшие на практике свою эффективность, представляет собой огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно при отсутствии собственного реально действующего механизма противодействия коррупции.
Проанализируем опыт стран, достигших определенного успеха в этой сфере:
В Израиле антикоррупционная политика осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера. Они занимаются исследованием возможных коррупционных точек, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. В Израиле, из-за значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует. Доведенных до суда коррупционных преступлений в Израиле не более 5%. [3, с.72]
Великобритания. Высокие стандарты гражданского поведения в Британии является результатом политических и законодательных мер, моральных изменений и эффективного социального контроля над государственными служащими. Эта страна имеет давние традиции борьбы с коррупцией. Система антикоррупционных механизмов здесь урегулирована на законодательном уровне. Первый закон о коррупции в государственных органах был принят еще в 1889 году, законы о предупреждении коррупции ‒ в 1906 и 1916 годах были реакцией общества на распространение этого социально-политического явления. В отличие от традиционных правовых принципов, эти законы требуют от должностных лиц доказывать свою невиновность.