Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Правовые основы противодействия коррупции»
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Коррупция как социально-политическое явление
1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления
1.3 Виды и формы политической коррупции
2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации
3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
Акты по вопросам противодействия, какие имеют прямые или косвенные поручения, полномочия, меры по организации антикоррупционной работы в федеральном органе:
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействия коррупции»;
Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О Комиссии по соблюдению требований к служебным поведением федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов»;
Распоряжение Президента РФ от 29.06.2010 № 435-рп « Об организации в 2010 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции»;
Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национального плану противодействия коррупции на 2010-2022 годы»;
Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 396 «О внесение изменений в состав Совета при Президенте РФ по противодействия коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные указом Президента РФ от 19 мая 2019 г. № 815»;
Федеральный закон от 25.12.2019 № 273-ФЗ «О противодействия коррупции»;
Федеральный закон от 25.12.2019 № 274-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О противодействия коррупции»»;
Федеральный закон от 25.12.2019 № 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие федерального закона « О противодействия коррупции»;
Указ Президента РФ от 19.05.2019 № 815 «О мерах по противодействия коррупции».
3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
В 2022 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.).
В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел - в сфере образования и науки, 302 дела - в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.
Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а также 13 заместителей руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации.
Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа - отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля над сделками, проводимыми через банки.
Следует отметить, что при осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы шантажа и угроз
, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.
Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.
Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился значительно.
Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы - полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности. Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2022 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.
Начиная с 2019 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.
Эта деятельность включает в себя меры:
-
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); -
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); -
по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.
Тем не менее, эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательстве. Среди них:
-
множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией; -
малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией; -
отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования; -
рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм; -
малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами; -
второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией; -
отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере; -
существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.
В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.
Стратегией предопределено оперативное приведение:
-
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных; -
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции; -
муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ.
Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:
-
создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; -
организацию общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; -
усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; -
передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.