Файл: Борьба с коррупцией.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт ТулГУ

Курсовая работа по дисциплине

«Правовые основы противодействия коррупции»


на тему: «Борьба с коррупцией»

Студент ______________________________________________Харькова З.И.

(подпись)

Канд. юрид. наук, доц. __________________________________ Звезда И.И.

(подпись)


Тула 2023Содержание


«Правовые основы противодействия коррупции» 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Коррупция как социально-политическое явление 5

1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления 7

1.3 Виды и формы политической коррупции 12

2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 15

2.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией 15

2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации 20

3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 25

3.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления 25

3.2 Возможные стратегии противодействия коррупции в России 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. В последние годы тема политической коррупции приобрела особую актуальность. Масштаб распространения этого явления во властных и политических институтах позволяет характеризовать политическую коррупцию как неотъемлемый атрибут их повседневной деятельности. Политическая коррупция в России охватила все ветви и институты государственной власти, местного самоуправления и являются главным препятствием на пути дальнейшего развития нашей страны как демократического государства.

Актуальность темы исследования заключается в том
, что в условиях слабых демократических традиций, несовершенства национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточного уровня политико-правовой культуры современного переходного общества одним из самых опасных негативных явлений является коррупция. Она поражает все сферы общественной жизни, способствует распространению организованной преступности, создает социальное напряжение, вызывает у населения неуверенность в способности власти осуществить организационные и практические мероприятия по преодолению системного кризиса. Коррупция угрожает национальной безопасности, реально противостоит конституционному и общественному строю, является причиной небывалого роста в стране теневой экономики, проникает во властные институты.

Цель и задачи исследования. Осмысление коррупции на основе политологического теоретико-эмпирического анализа как социально-политического явления, выяснения его природы, социальной базы возникновения и распространения, разработка механизмов преодоления коррупции как условия формирования социально-ориентированного правового государства и гражданского общества.

Определенная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

  • выяснить социальную природу и сущность коррупции, ее содержание и признаки, определить ее понятия;

  • проанализировать состояние коррупции, ее особенности и тенденции, выяснить формы проявления;

  • исследовать мировой и отечественный опыт борьбы с коррупцией;

  • разработать методы борьбы с коррупцией.

Объектом исследования является коррупция как социально-политическое явление, ее сущность и содержание.

Предметом исследования является генезис коррупции, ее тенденции, формы распространения и проявления в обществе, характер и глубина воздействия на политические процессы.

Методы исследования. Теоретико-методологической базой курсовой работы выступают следующие методы: общенаучные методы ‒ исторический, сравнительный методы, методы обобщения и типологизации. Среди конкретно социологических методов в рамках исследования нашли применение анализ документальных источников, метод вторичного и первичного анализа эмпирических данных, анкетирование.




1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


1.1 Коррупция как социально-политическое явление


Слово «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что означает «порча», «развращение».

На сегодняшний день нет единого толкования понятия коррупции. Понимание коррупции можно свести к таким подходам:

  • продажность государственного служащего;

  • злоупотребление служебным положением для собственных интересов;

  • использование должностных полномочий, статуса должности, а также ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;

  • элемент организованной преступности.

Выделяют три аспекта коррупции:

  • политический, который выражается в проникновении лиц уголовного ориентация в структуры политической власти и использовании их возможностей для удовлетворения своих преступных потребностей;

  • социально-экономический, заключается в искажении (искривлении) коррумпированным госаппаратом социально-экономических решений государства, а также многочисленным случаям допуска криминальных элементов к экономическим рычагам управления, что характерно для современной России;

  • правовой, для которого характерно лоббирование интересов, торможение принятия необходимых законов и решений или принятия дающих возможность их неограниченного толкования и использования с уголовным целью.

Важным есть в теоретическом и практическом плане освещения вопроса о соотношении коррупции и организованной преступности, поскольку оно способствует методическому обеспечению формирования реальной стратегии противодействия каждом из этих социальных явлений. Коррупция является «одним из основных элементов организованной преступности». Связь между коррумпированными государственными служащими и организованными преступными группировками осуществляется через отношения, связанные с предоставлением различных квот, лицензий, разрешений, кредитов, земельных участков, субсидий, принятием нужных нормативных актов, лоббированием собственных интересов в органах управления и власти. Он проявляется, прежде всего. в форме защиты преступных группировок от социального контроля путем подкупа должностных лиц органов государственной власти, управления, контроля, правоохранительных органов, путем деления сфер влияния и т.д.

Признаки коррупции:

  • деяние, направленное на получение неправомерной выгоды как имущественного, так и неимущественного характера (в отличие от взятки). Обязательно наличие корыстной цели.

  • выгоды, материальные или нематериальные брага получаемые субъектом ответственности за коррупционные правонарушения незаконно.

  • действия или бездействие субъекта ответственности за коррупционные правонарушения направленные на нарушение требований нормативно-правовых актов, в которых определены круг прав и обязанностей лица определённой должности, с целью получения благ незаконным способом.

  • деяния, направленные на получение определенных благ с помощью использования служебных полномочий и связанных с этим возможностей, авторитета занимаемой должности, не связанные с выполнением лицом своих непосредственных должностных обязанностей.

  • действие или бездействие должностного лица направлены на получения благ, совершенное умышленно, при этом лицо, совершившее это правонарушения, сознавало противоправный характер своих поступков.

  • действия (бездействие) должностного лица государственного органа могут быть правомерными и не иметь вредных последствий.

  • действия должностного лица совершаются по договоренности или по согласию сторон.

  • наличие причинной связи между действиями и последствиями.

  • действия или бездействие субъекта правонарушения с признаками коррупции, не содержат состава преступления..




1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления



Анализируя последствия коррупции и причины ее возникновения, специалисты развитых стран иногда утверждают, что коррупция является частью культуры многих стран, что развиваются. Взяточничество оправдывается тем, что люди в отдельно взятой стране могут терпеливо относиться к уплате небольших сумм за предоставление официальных услуг (за предоставление разрешений, лицензий и др.). Но это не значит, что они одобряют такие действия, просто иногда это воспринимается как подарки. Но если подарок выходит за пределы традиционного гостеприимства, это вызывает беспокойство, поскольку искажается шкала человеческих ценностей и социальных традиций.

Можно назвать не один десяток факторов, обусловливающих распространение коррупционной деятельности в стране и низкую эффективность мер противодействия. Но, по мнению А. Кальмана, существует один фактор, который и обусловливает проявления всех других факторов. Это отсутствие жесткого социально-правового контроля над деятельностью должностных лиц и их ответственностью в условиях демократизации общественной жизни и перехода к рыночным отношениям.

Подытоживая, можно определить такие причины коррупции в системе органов государственной власти:

  • сращивания государственного аппарата с предпринимательскими и коммерческими структурами, формирование их деловых отношений вне правового поля;

  • отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию;

  • сложность правительственной структуры бюрократических процедур;

  • лоббирование принятия и изменения нормативно-правовых актов;

  • отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров;

  • низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг.

К экономическим причинам коррупции принадлежат и редкость, и ограниченность ресурсов, особенно таких экономических ресурсов, как земля и природные ископаемые. Проблема редкости позволяет в определенной степени обосновать дефицитность отдельных благ. Если государственные чиновники получают полновластие распоряжение любыми дефицитными благами, коррупция получает дополнительный стимул для развития.

Институциональными причинами коррупции является высокий уровень замкнутости в работе государственных органов; громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в процедуре законотворчества и ее высокая лоббистская составляющая; кадровая политика государства, базируется на принципах «кумовства», протекционизма, фаворитизму, семейственности, клановости.