Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Правовые основы противодействия коррупции»
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Коррупция как социально-политическое явление
1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления
1.3 Виды и формы политической коррупции
2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации
3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
Вторая особенность ‒ это очень высокая роль общественного мнения, она следит за динамикой негативных явлений в обществе. В основном общественные дебаты ведутся вокруг вопросов, связанных с лоббированием и покупкой политического влияния, проблем, созданных изменением границ частной и государственной собственности, моральным климатом, взяточничеством, злоупотреблениями служащих местных органов власти, полиции, таможенной службы и т.п.
Непосредственно коррупционные процессы в Великобритании отслеживает так называемый Комитет Нолана, который был основан в октябре 1994 года. Его усилия сосредоточены на членах парламента, которые работают консультантами фирм, стремящихся влиять на государственную политику; бывших министров и других должностных лиц, работающих в тех отраслях индустрии, регулированием которых перед тем занимались в правительстве. По результатам работы Комитета, палата общин парламента решила назначить парламентского директора стандартов, запретить протекцию и разгласить посторонние заработки членов парламента. [3, с.72]
В основу борьбы с коррупцией в Германии возложена задача уничтожения материальной, прежде базы преступных группировок. Это достигается двумя путями: конфискационным (конфискация имущества) и созданием надлежащей правовой базы для предотвращения «отмывания» «грязных» денег. Особо следует выделить обязанность банковских учреждений предоставлять правоохранительным органам информацию об операциях с деньгами в размере более 20 тыс. немецких марок при условии, что эта информация будет использована исключительно для расследования. Законом закреплено правило: если гражданин делает взнос в банк в размере более 50 тыс. немецких марок, он обязан предъявить удостоверение личности.
Генеральная линия германского правительства в сфере предотвращения коррупции заключается в том, чтобы в результате законодательных, организационных, кадровых и других мероприятий невозможным злоупотребление государственным служащим своим должностным положением.
Среди антикоррупционных механизмов, которые вводятся в Германии, следует назвать намерение создать реестр коррумпированных фирм. В данном случае Германия идет путем зарубежного опыта, в частности израильского. Его суть заключается в том, что фирма, которая включена да такого реестра, лишается права выполнять любые государственные заказы, становится объектом более пристального внимания со стороны правоохранительных органов. [3, с.73]
Сингапур. Антикоррупционная политика поражает своими успехами. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией ‒ Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующие органы для принятия необходимых мер.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность лица осуществления коррумпированных действий». [23, с.52]
Японский опыт борьбы с коррупцией доказывает, что отсутствие единого кодифицированного акта, направленного на борьбу с коррупцией, не препятствует эффективному решению проблемы.
Как и в Сингапуре, японский законодатель устанавливает строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и других политических организаций, вводит жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, устанавливает строгий порядок финансовой отчетности. Нарушение положений закона влечет применение санкций.
В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель уделяет этическому поведению политиков и служащих.
США. Накоплен практически наибольший опыт борьбы с коррупцией. Организованная преступность здесь впервые стала предметом обсуждения на «высоком уровне» еще в 1929 году, когда ее изучением занималась так называемая «Комиссия Цикершема». С тех пор эта проблема находится в центре внимания комиссий, комитетов и подкомитетов, которые создавались по решению конгресса или президента.
Важным организационным мероприятием, осуществленным правительством США, было создание в июне 1970г. «Национального совета по борьбе с организованной преступностью», главной задачей которой является разработка общенациональной программы действий. Руководящую роль в деятельности по борьбе с организованной преступностью играет Министерство юстиции США, которое разрабатывает национальную стратегию борьбы с преступностью в стране и осуществляет методическое руководство этой работой. Главным подразделением Министерства юстиции, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). [23, с.54]
Наверное, наиболее эффективной является система политических и правовых механизмов борьбы с коррупцией Итальянской Республики, где над решением этой проблемы тесно взаимодействуют общественные организации и государственные учреждения.
Парламент этой страны учредил специальную Генеральную Совет по борьбе с организованной преступностью. Наряду с Генеральным Советом основаны окружные управления по борьбе с организованной преступностью и мафией и отдельно ‒ Государственное управление по борьбе с мафией.
В задачи данного коллегиального органа входят:
-
разработка стратегии по борьбе с организованной преступностью и целеполагания для каждого полицейского формирования отдельно; -
рационализация ресурсов и средств, отведенных для организации борьбы с организованной преступностью; -
периодическая проверка достигнутых результатов в их связи с установленными направлениями деятельности и, если необходимо, принятия соответствующих директив, направленных на устранение недостатков или неэффективных действий.
Причем вся эта деятельность открыта для политических партий, объединений граждан, средств массовой информации. Указанное управление предоставляет возможность для участия в работе институтам социального контроля.
Существует довольно распространенное мнение, что коррупцию можно победить с помощью сильного государства, диктатуры, репрессий. Однако опыт Китая, где показательные расстрелы чиновников, проворовавшихся, давно стали «делом обычным», подтверждает обратное.
Демократический режим хотя и не гарантирует свободу от коррупции вообще и взяточничества, в частности, но, по крайней мере, обеспечивает больше возможностей для борьбы с ней. Во-первых, конкуренция партий разоблачает коррупцию правящей верхушки. Во-вторых, свобода слова позволяет прессе контролировать государственных служащих. Гражданское общество, как институт присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване.
Ярким примером «культуры прозрачности» является Южная Корея. Так с 1999 г. в Сеуле действует программа «OPEN» ‒ система контроля над рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Программа является показателем реализованной политической воли на борьбу с коррупцией.
Итак, как видно, за рубежом антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы (не только уголовно-правовых) и с акцентом на предупреждение.
Проведенный анализ особенностей борьбы с коррупционными преступлениями в Японии, Сингапуре, Южной Корее, Италии, США и других странах позволяет сформировать представление об основах передовой национальной антикоррупционной стратегии, развитие которой необходимо в сегодняшней России.
2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, реализацией такой задачи, как мониторинг коррупции.
Согласно федеральному закону Российской Федерации «О противодействии коррупции», основными направлениями противодействия коррупции являются: [24]
-
проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупции; -
создание механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; -
принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; -
совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля над их деятельностью; -
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и разрешений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; -
унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; -
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; -
обеспечение независимости средств массовой информации; -
неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; -
совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; -
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; -
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; -
устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; -
совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; -
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; -
укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; -
усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; -
передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также другим негосударственным организациям; -
сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; -
повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; -
оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.