Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности (Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «НК «Роснефть»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 18608
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Макроэкономическая ситуация в 2019 году
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .
7.2.3. Анализ положения ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Таблица 15
Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям
Дата оценки 01.01.2020
Показатели |
2020 |
2021 |
|
---|---|---|---|
2 |
3 |
4 |
|
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью "РН-Лояльность" |
|||
1.1 |
Год прогнозного периода |
2020 |
02.06.2021 |
1.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
1 год |
5 месяцев и 2 дня |
1.3 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1200 |
1300 |
1.4 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
12000*12=14400 |
13000*(5+2/30)=6586,67 |
1.5 |
Ставка дисконтирования, % |
17,63% |
17,63% |
1.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
14400/(1,1763)^1=12241,78 |
6586,67/(1,1763)^(1+(5+2/30)/12) =5228,46 |
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью "РН-Трейд" |
|||
2.1 |
Год прогнозного периода |
2020 |
04.07.2021 |
2.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
1 год |
6 месяцев и 4 дня |
2.3 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
2700 |
3000 |
2.4 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
2700*12=32400 |
3000*(6+4/31)=18387,10 |
2.5 |
Ставка дисконтирования, % |
17,63% |
17,63% |
2.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
32400/(1,1763)^1=27543,99 |
18387,1/(1,1763)^(1+(6+4/31)/12)= 14387,25 |
Лицензиат - Общество с ограниченной ответственностью "РН-Смазочные материалы" |
|||
3.1 |
Год прогнозного периода |
2020 |
25.07.2021 |
3.2 |
Продолжительность соответствующего периода |
1 год |
6 месяцев и 25 дней |
3.3 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц* |
1500 |
1700 |
3.4 |
Доходы ПАО «НК «Роснефть» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период |
1500*12=18000 |
1700*(6+25/31)=11570,97 |
3.5 |
Ставка дисконтирования, % |
17,63% |
17,63% |
3.6 |
Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
18000/(1,1763)^1=15302,22 |
11570,97/(1,1763)^(1+(6+25/31)/12)=8971,26 |
4.1 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению по годам прогнозного периода, тыс. руб. |
55087,99 |
28586,97 |
4.2 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, млн. руб. |
83,675 |
* - по данным Заказчика.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2020 г. по результатам использования доходного подхода, составляет (3,695 + 83,675) = 87,37 млн. руб.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 16
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
http://www.111.ru |
http://www.222.ru |
http://www.333.ru |
|
Разработка товарного знака |
25000 |
37500 |
35000 |
Средняя стоимость услуг |
32500 |
Затраты на дизайн товарного знака на 01.01.2020. составят 32,5 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.[14]
Значительный рост затрат на рекламу и маркетинг в рублях в 2014 году вызван падением курса рубля относительно доллара США. В долларовом эквиваленте затраты на рекламу практически не менялись.
ПАО «НК «Лукойл» является правообладателем 62 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/62 расходов на рекламу по компании в целом.
Таблица 17
ПАО «НК «Роснефть» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Затраты на рекламу в целом по компании, млн. руб. |
14,838 |
17,664 |
21,029 |
25,034 |
Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года) |
1,11 |
1,08 |
1,04 |
1 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
16,470 |
19,077 |
21,870 |
25,034 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, тыс. руб. |
265,644 |
307,695 |
352,737 |
403,774 |
Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, тыс. руб. |
1329,850 |
Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.01. 2020 г. составляют 1329,850 тыс. руб.
Рентабельность продаж ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» за 2019 год составила 11%[15] .
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 [16]. Согласно данному документу:
Таблица 18
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
3500 + 1000 за каждый из классов МКТУ, свыше 5 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + 2500 за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16000 + 1000 за каждый из классов МКТУ, свыше 5 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20000 + 1000 за каждый из классов МКТУ, свыше 5 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.01.2020 г. составит 3500+1000*3 + 11500+2500*7 + 16000+1000*3 + 20000+1000*3 = 77500 руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 17.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 19
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка ПАО «Нефтяная компания «РОСНЕФТЬ» по итогам 2019 года составила более 1 млн. долл, для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 20
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак фактически используется ПАО «Нефтяная компания «РОСНЕФТЬ» с момента создания путем преобразования в 1993 году, следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак - 07.07.2006 г. С это даты до даты оценки прошло 13,5 лет.
Таким образом, Кв = 1+13,5/10 = 2,35.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Vтз = (32,5 + 1329,85 + 77,5) * (1 + 11/100))*2*1,2*2,35 = 9014,037 тыс. руб.= 9,014 млн. руб
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2020 г. по результатам использования затратного подхода составляет 9,014 млн. руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.
Таблица 21
Данные по объекты - аналоги
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
ПАО «НГК «Славнефть» |
ПАО «Татнефть» |
ПАО «НК «ЛУКОЙЛ» |
ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
46,524 |
63,693 |
79,283 |
|
Источник данных |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
|
Дата определения стоимости |
01.01.2019 |
01.06.2019 |
01.01.2020 |
01.01.2020 |
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |