Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности (Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «НК «Роснефть»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 18598
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Макроэкономическая ситуация в 2019 году
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .
7.2.3. Анализ положения ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Наряду с ПАО «НК «Роснефть» поставки российской нефти на внешний рынок осуществляют российские вертикально интегрированные нефтяные компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть». При этом поставки нефти на экспорт всех российских производителей осуществляются на основании графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации, основанного на принципе равнодоступности к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах. Основными конкурирующими поставщиками других сортов нефти на внешних рынках являются международные и национальные нефтяные компании, включая Shell, BP Plc, ExxonMobil, Chevron, Total, Equinor, Saudi Aramco, NIOC и др.
Компания стабильно поставляет на внутренний рынок необходимые объемы нефтепродуктов. «Роснефть» является одним из крупнейших участников оптового рынка автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации. Компания увеличила свою розничную сеть АЗС в России до 3 006 АЗС по состоянию на конец 2019 года. Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке проводится во всех федеральных округах Российской Федерации. В распоряжении Компании находится значительная собственная и привлеченная инфраструктура нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС/АЗК), которая учитывает емкость региональных рынков и наличие платежеспособного спроса.
Товарный знак ПАО «НК «Роснефть» является одним из самых узнаваемых на рынке нефтепродуктов в регионах деятельности Компании и ассоциируется у потребителей с высоким уровнем качества топлива, продаваемого на АЗС.
Наряду с ПАО «НК «Роснефть» про-
дажи нефтепродуктов на внутреннем
рынке осуществляются такими круп-
ными компаниями, как ПАО «ЛУКОЙЛ»,
ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром
нефть», ПАО «Татнефть» и другими.
На внешнем рынке основными конкури-
рующими поставщиками нефтепродук-
тов являются такие крупнейшие между-
народные нефтегазовые компании, как
Shell, BP Plc, Total, ExxonMobil, Chevron
и другие.
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
По состоянию на конец 2019 года география розничного бизнеса Компании охватывала 66 регионов России. Компания является крупнейшей розничной сетью в Российской Федерации с наибольшим географическим покрытием и занимает в большинстве регионов своего присутствия одну из лидирующих позиций. Кроме того, Компания имеет розничную сеть в Абхазии, Беларуси и Киргизии. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива.
На 31 декабря 2019 года сеть действующих АЗС Компании включала в себя 3 069 станций, в том числе 63 АЗС в Беларуси, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 2 079 магазинами. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2019 года включало 132 действующие нефтебазы общей емкостью 2,2 млн куб. м, а также около 1 тыс. бензовозов.
Объем реализации нефтепродуктов в розницу в 2019 году составил 14,5 млн т, что превышает показатели 2018 года на 6 %. Основным драйвером роста розничных объемов стала реализация по топливным картам (+16 %), при этом реализация нефтепродуктов на одной АЗС составила в среднем 13,1 т/сут.
Франшиза ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» - это Комплекс исключительных прав ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», включающий в себя:
1) исключительные права на Товарные знаки ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»
2) исключительные права на Альбом «Фирменный стиль ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»
Альбом «Фирменный стиль ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»:
- является объектом авторского права в соответствии с частью 1 статьи 1259 ГК РФ;
- является произведением графики и дизайна.
Использование франшизы осуществляется:
1. На АЗК (АЗС), находящихся в собственности или ином законном владении Франчайзи (Пользователя) / Субфранчайзи (Вторичного пользователя);
2. В предпринимательской деятельности по реализации
(а) Товаров:
- моторного топлива «РОСНЕФТЬ» (мелкооптовая и розничная реализация);
- нетопливных товаров;
(б) Работ и услуг:
- мойка транспортных средств;
- услуги общепита (кафе).
3. В соответствии с условиями Договора франчайзинга (Договора коммерческой концессии) / Договора субфранчайзинга (Договора коммерческой субконцессии).
Преимущества использования франшизы ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»:
- большие возможности для привлечения потребителей Продукции/Моторного топлива «РОСНЕФТЬ»;
- большие возможности для увеличения объемов реализации Продукции/Моторного топлива на АЗК (АЗС), находящихся в собственности или ином законном владении Франчайзи (Пользователя) и/или Субфранчайзи (Вторичного Пользователя);
- гарантированные поставки Продукции/Моторного топлива «РОСНЕФТЬ» [подписание договора поставок Продукции/Моторного топлива «РОСНЕФТЬ» осуществляется при подписании Договора франчайзинга (договора коммерческой концессии)/Договора субфранчайзинга (договора коммерческой субконцессии)];
- надежное качество Моторного топлива «РОСНЕФТЬ», удовлетворяющее требованиям ГОСТов, стандартов, технических условий, утвержденных подзаконными нормативными актами Российской Федерации; [регулярный контроль качества Моторного топлива «РОСНЕФТЬ» на производстве, при доставке на АЗС/АЗК];
- гарантированные возможности для обучения и консультирования персонала АЗС/АЗК.
На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «НК «Роснефть» (свидетельство на товарный знак № 335189 от 04.10.2007) заключено 3 неисключительных лицензионных договоров (таблица 6).[1].
- Таблица 6
Действующие на дату оценки лицензионные договора
Лицензиат |
Юридический адрес лицензиата |
Дата государственной регистрации договора |
Срок действия договора |
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Лояльность" |
Москва, Сущевский вал, д. 65, корп. 1 |
02.06.2016 |
5 лет |
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Трейд" |
Санкт-Петербург, ул. Пролетарской Диктатуры, д.6, литер "А" |
04.07.2016 |
5 лет |
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Смазочные материалы" |
г.Рязань, Южный промузел мкр., 8 |
25.07.2016 |
5 лет |
Франшиза компании «РОСНЕФТЬ» по стоимости относительно невысока, но немалые суммы требуются на разработку и создание фирменного дизайна. К числу серьёзных затрат относятся также расходы по переоборудованию заправки под стандарты АЗС. В числе принципов ведения деятельности и развития бизнеса по франшизе АЗС «Роснефть» – применение современных технологий. Стоимость и срок окупаемости франшизы определяются договором коммерческой концессии, заключаемым с каждым конкретным франчайзи. Требование к помещению, необходимому для открытия предприятия: расположение на трассе, наличие тревожной кнопки для чрезвычайной ситуации.
7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов
Стоимость товарного знака напрямую связана со стоимостью бизнеса. Товарные знаки успешного бизнеса стоят дорого. Если та же самая компания терпит убытки, стоимость ее товарных знаков может опуститься до 0 или даже быть отрицательной величиной. Поэтому в данном разделе рассматриваются факторы, влияющие на стоимость компании на нефтяном рынке.
Нефть и газ являются физическими продуктами и цены на них находятся под влиянием спроса и предложения на сам товар. Вот некоторые ключевые факторы, которые влияют на цены на нефть и другие энергоносители:
Факторы, влияющие на спрос
Погода / времена года. Погодные условия оказывают серьёзное влияние на цены. Очень холодная зима или жаркое лето увеличивает спрос на эти товары, поскольку они используются для обогрева жилищ, а также для питания кондиционеров. Эти товары по своей природе зависят от времени года. В общем, спрос на эти продукты повышается в зимние месяцы.
Автомобильная промышленность. Рост продаж автомобилей приводит к росту спроса на нефть, в то время как более экономичные двигатели уменьшают спрос.
Налоги. Рост налогов на горюче-смазочные материалы /дорожных сборов / налогов на авиаперевозки приводит к снижению спроса на нефть, и, соответственно, уменьшению цен.
Экология. Широкое использование нефти и природного газа наносит ущерб окружающей среде, приводит к её загрязнению и изменениям климата. Увеличение осведомлённости об этом и внимания к этой проблеме, в совокупности с технологическими прорывами в области повышения эффективности использования возобновляемых источников энергии, будет приводить к снижению цен на нефть.
Мировая экономика. Государства с более слабым хозяйством будут иметь меньший спрос на нефть, а государства с более развитым хозяйством будут демонстрировать больший спрос.
Факторы, влияющие на предложение
ОПЕК. Организация стран-экспортёров нефти представляет собой картель, состоящий из 12 наций, добывающих нефть, в который входят Саудовская Аравия, Кувейт и Нигерия. Изменения в предложении нефти ОПЕК почти несомненно являются фактором, оказывающим наибольшее влияние на цены на нефть .
Политика. Растущая политическая напряжённость или конфликт может сильно повлиять на цены на нефть, что особенно заметно сейчас, когда в Ираке война и враждебность между западным и арабским мирами нарастает.
Запасы и уровни добычи других наций. Например, в странах-членах ОЭСР, России или других странах СНГ, будут иметь влияние на предложение нефти, и соответственно, на цены.
Естественное истощение. Поскольку эти продукты представляют собой ископаемые виды топлива и имеют конечный срок истощения, предложение будет уменьшаться естественным образом, что, теоретически, приведёт к росту цен.
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
Выводы по анализу рынка/сегмента рынка, к которому относится объект оценки, могут быть представлены Оценщиком в форме следующей таблицы:
Таблица 7
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Значения /диапазон значений показателя |
1 |
Ставка роялти (аренды) за использование прав на ОИС аналогичного назначения и сравнимой полезности |
% |
2-4 |
2 |
Доля рынка, приходящаяся на продукцию, производимую с использованием объекта оценки |
% |
6% мировой добычи нефти 41% - доля в добыче нефти в России |
3 |
Тенденции изменения спроса (емкости рынка) на аналогичную продукцию |
увеличение |
|
4 |
Уровень доходности от реализации продукции, производимой с использованием ОИС, аналогичных объекту оценки |
% |
15,29%[2] |
5 |
Средний срок сохранения конкурентного преимущества на рынке (полезный срок использования объекта оценки, в течение которого сохраняется конкурентное преимущество, достигнутое за счет использования объекта оценки) |
лет |
5 |
8. описание процесса оценки объекта оценки
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.[3] При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.