Файл: Понятие и признаки правового документа требования предъявляемые к юридическим документам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 а) нормативные акты государственных органов; б) общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т. д.); в) совместные акты различных организаций; г) нормативные акты, принятые в порядке референдума.

5) в зависимости  от юридической  силы: а) законы; б) подзаконные нормативные акты. 

Рассмотрим  классификацию актов согласно последнему критерию.

     Закон ― это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Признаки  закона:

1)принимаются  высшими представительными органами  государства или самим народом  в результате референдума;

2) принимаются  по основным, наиболее существенным  вопросам общественной жизни,  которые требуют оптимального  удовлетворения интересов личности;

3) представляют  собой ядро всей правовой системы  государства;

4)принимаются  в особом законодательном порядке. 
Принятие закона включает в  себя четыре стадии:
внесение  законопроекта в законодательный  орган; 
обсуждение законопроекта;  принятие закона; его опубликование  (обнародование). Принятие закона  в результате референдума также  осуществляется в законодательном  порядке.

5) не  подлежат контролю или утверждению  со стороны какого-либо другого  органа государства. Они могут  быть отменены или изменены  только законодательной властью.  Конституционный или другой аналогичный  суд может признать закон, принятый  парламентом, неконституционным;

     Ведущее и определяющее положение законов  в системе нормативно-правовых актов  государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт  не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или  немедленно отменен.

     Законы  подразделяются на конституционные  и обыкновенные. Конституционные  законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов  строится и детализируется вся система  нормативно-правовых актов. Конституция  по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и  действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы  общественной жизни. 


     В зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства выделяются определенные виды законов.  Рассмотрим их на примере Российской федерации.

     Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство РФ, а также систему и полномочия органов законодательной, исполнительной, судебной власти, Президента РФ, начала местного самоуправления. Ее назначение ― обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, стабильности государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

     Законы  РФ ― тоже имеют верховенство на всей территории России и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов (ст. 71–72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

     Законы  РФ различаются на федеральные конституционные 
и федеральные. Федеральные законы не могут противоречить 
федеральным  конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции  РФ). Они обладают более высокой  юридической силой.

     Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. К ним относятся следующие:

1) ФКЗ  от 28 июня 2004 г. «О референдуме  Российской Федерации»;

2) ФКЗ  от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном  положении»;

3) ФКЗ  от 30 января 2002 г. «О военном положении»;

4) ФКЗ  от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве  Российской Федерации»;

5) ФКЗ  от 31 декабря 1996 г. «О судебной  системе Российской Федерации» 

     и др.

     Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное  большинство голосов в обеих  палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и не может  быть им отклонен.



     Федеральные законы издаются в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. В Российской Федерации федеральные законы считаются принятыми, если за их утверждение проголосовало более 1/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы РФ. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации РФ.

Федеральные законы подразделяются на кодификационные  и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

1)устанавливает  нормы, регулирующие наиболее  важные общественные отношения;  закрепляет принципы регулирования  в той или иной сфере общественных  отношений;

2) регулирует  обширную, значительную сферу общественных  отношений;

3) является  комплексным, единым, цельным актом; 

4)нормы  сводного акта являются устойчивыми,  стабильными, рассчитаны на долгий  промежуток времени действия.

5)в  зависимости от деления системы  права и системы законодательства  на отрасли и институты определяется  предмет кодификации. Обычно кодификационный  акт возглавляет отрасль либо  подотрасль законодательства;

     Наиболее  используемый вид кодификационного акта ― это кодекс. На территории Российской Федерации в настоящее время действуют более 20 федеральных кодексов и около 50 кодексов субъектов РФ. Среди федеральных и региональных кодексов есть как отраслевые кодексы (например, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.), так и кодексы межотраслевого характера (например, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.).

     Модельный закон является Отдельным видом закона. Это типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. Такой тип законов обычно используется в федеративных государствах либо конфедерациях для поддержания в единстве правовых систем, входящих в данные образования. Активно используется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США модельные законы являются актами рекомендательного характера.

     Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие  акты компетентных органов, которые  основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей  юридической силой, чем законы, они  основываются на юридической силе законов  и не могут противостоять им. Подзаконные  акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов 

применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов.

     По  своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных  органов исполнительной власти.

     По  субъектам издания и сфере  распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и  внутриорганизационные акты.

1. Общие  подзаконные акты. Это нормативно-правовые  акты 
общей компетенции, действие  которых распространяется на  всех лиц в пределах территории  страны.По своей юридической  силе и значению в системе  правового регулирования общие  подзаконные акты следуют за  законами. Посредством подзаконных  актов осуществляется государственное  управление обществом, координируются  экономические, социальные и другие  вопросы общественной жизни.

   К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания 
высших органов исполнительной власти. Они  исходят от президента страны или  главы правительства. В зависимости  от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят 
внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

     Нормативные указы президента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

     Среди подзаконных актов Российской Федерации  главное место так же принадлежит  указам Президента РФ. Указы Президента РФ регулируют вопросы внутренней и  внешней политики государства. Указы  Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).

     Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

     Постановления Правительства РФиздаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

     Наряду  с постановлениями Правительства  РФ большое значение среди источников современного российского законодательства имеют 
федеральные ведомственные акты. Эти акты издаются на основе ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», на основе положений о министерстве и иных федеральных органах исполнительной власти. Эти акты имеют подзаконный характер; издаются в соответствии с законами, с Указами Президента РФ и актами Правительства РФ; могут быть отменены или приостановлены в своем действии Правительством РФ.

2. Местные  подзаконные акты. Это нормативно-правовые  акты 
органов представительной  и исполнительной власти на  местах.Их издают местные органы  представительной власти и органы  местного самоуправления.Действие  этих актов ограничено подвластной  им территорией. Нормативные предписания  местных органов государственной  власти и управления обязательны  для всех лиц, проживающих на  данной территории.

Подсистема  законодательства субъектов РФ характеризуется  наличием конституций республик и уставов других субъектов РФ (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), принимаемых ими самостоятельно. Конституции и уставы субъектов РФ имеют значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции РФ и федеральным законам.

     Местные нормативные правовые акты принимаются  представительными и исполнительными  органами на местах (в районах, городах, поселках и т. д.). В России это  органы местного самоуправления. В  таких актах решаются вопросы  местного значения, они действуют  на соответствующей территории и  обязательны для всех лиц, проживающих  или находящихся на этой территории. К подобным актам можно отнести  решения или постановления представительного  органа местного самоуправления (совета, думы), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы  администрации).

3. Ведомственные  нормативно-правовые акты (приказы,  инструкции). В ряде стран определенные  структурные подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими  функциями, которые делегируются  законодательной властью, президентом  или правительством. Это нормативно-правовые  акты общего действия, однако  они распространяются лишь на  ограниченную сферу общественных  отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные  и другие).