Файл: Понятие и признаки правового документа требования предъявляемые к юридическим документам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).
С нормативными правовыми актами тесно связаны акты толкования норм права (интерпретационные акты). Эти акты действуют в соответствии с теми нормативными правовыми актами, которые толкуют. Интерпретационные акты имеют ряд особенностей: они закрепляют разъяснительные решения компетентных органов; указывают на то, как нужно понимать и применять соответствующие нормы права; носят властный характер; являются вспомогательными актами, имеют зависимый характер от акта, который толкуют. В качестве примеров подобных актов можно назвать постановления пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. К таким актам также относятся инструкции, разъяснения, письма министерств, агентств, служб, комитетов в пределах их компетенции, если они толкуют норму права, которую создали.
Так же существует такой вид юридических документов, как корпоративные правовые акты. К ним относят уставы, положения, правила внутреннего трудового распорядка для работников, которые принимаются коммерческими организациями.
Акт применения права – это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление.
Акт применения права характеризуется следующими признаками:
1) является юридическим фактом, т. е. влечет возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
2) имеет императивный (властный) характер, что означает его обязательность для субъектов, которым он адресован;
3)имеет установленную законом определенную форму. Форма акта
указывает на орган или должностное лицо, принявшее правовой акт,
содержание решаемого вопроса; правовые последствия разрешения конкретной ситуации; дату составления и реквизиты
компетентного органа или должностного лица, подписавшего его.
4)индивидуальность правоприменительного акта состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов. Этот акт направлен на регулирование отношений между конкретными субъектами; правоприменительный
акт носит персонифицированный характер;
Принятие правоприменительных актов входит в компетенцию
практически всех государственных органов.
Еще одной разновидностью юридических документов являются
договоры. Договор находит свое применение почти во всех отраслях права:
1) конституционном (договор между субъектами РФ);
2) арбитражно-процессуальном (мировое соглашение);
3) финансовом (договор банковского счета);
4) административном (договор о делегировании полномочий
государственными органами, о сотрудничестве между министерствами);
5) налоговом (договор налогового кредита);
6) семейном (брачный договор);
7) гражданском (договор поставки, аренды, купли-продажи);
8) гражданско-процессуальном (мировое соглашение);
9) предпринимательском (договор о сотрудничестве);
10) трудовом (трудовой договор);
11) жилищном (договор социального найма);
12) патентном (договор на использование изобретения);
13) пенсионном (договор о выплате дополнительной пенсии);
14) земельном праве (договор сервитута);
15) авторском (авторский договор);
16) международном праве (договор о сотрудничестве и безопасности).
Договор является юридическим фактом, позволяет субъектам
пользоваться правами и требовать исполнения обязанностей, предусмотренных договором. Условия договора разрабатываются самими участниками в процессе заключения договора. На основании договора участники договорных связей приобретают состояние обязанного и управомоченного. Согласно ст. 479 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных
договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами
и другими субъектами международного права в письменной форме независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
К существенным условиям договора относятся: предмет договора; условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Наиболее широкой группой юридических документов являются акты, которые фиксируют юридические факты. Юридический факт ― это определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Важную роль играют юридические документы, фиксирующие факты-события. Событиями признаются такие факты, которые не связаны с волей участников правоотношения. Данные юридические факты, связанные со стихийными бедствиями, обычно закрепляются актами о порче или уничтожении имущества.
К документам, которые фиксируют факты, определяющие правовой режим объектов, относятся: свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, сберегательная книжка.
Документы, фиксирующие факты-доказательства создаются в процессе процессуальной деятельности. К ним относят: протоколы, которые составляются в процессе следствия, дознания, очной ставки, проверки показаний на местах, заключения эксперта, протоколы судебных заседаний.
К документам, которые фиксируют факты, определяющие правовой статус субъектов права,
относятся: паспорт гражданина РФ, аттестат, диплом, свидетельство об образовании; удостоверение личности и др.
Существуют также документы, которые фиксируют факты волеизъявления субъектов правоотношений (например, свидетельство о регистрации брака).
К документам, закрепляющим факты движения товарно-материальных ценностей относятся: бухгалтерский баланс, товарно-транспортные накладные, приходно-расходные ордера.
Самостоятельную группу юридических документов составляют деньги и ценные бумаги.
4.Понятие юридической техники. Основные требования к юридической технике
Юридическая техника - это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Различаются такие виды юридической техники, как: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов.
Различают три вида правил законодательной техники:
а) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и должен быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа.
Нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права.
Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы
регулирование было однотипным. Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта. Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов.
В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие: нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта; однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, двенадцать разделов, тридцать четыре главы. Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т. е.одна нумерация должна
идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной.
б) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.
в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определенно. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использованием специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием; терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, доступность для понимания.
В общем, к требованиям, предъявляемым к юридическим документам, относятся:
1) законность
2) достоверность;
3) своевременность и оперативность его создания;
4) доступность;
5) полнота;
6) точность;
7) грамотность;
8) авторитетность;
9) аутентичность;
10) обязательность;
11) обоснованность;
12) иные требования, которые в единстве содержания и формы непосредственно характеризуют единичный документ.