Файл: Оценка готовности детей̆ к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей начальной школы, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Обучение ребенка в 1 классе является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах начального общего образования, является организация оценка готовности ребенка к школе. Поэтому именно в начальной школе должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств для улучшения готовности детей к школе.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Оценка готовности детей̆ к школе».

Целью исследования является разработать и апробировать программу по формированию готовности детей к обучению в школе.

Объект исследования: процесс готовности детей к школе.

Предмет исследования: комплекс условий, направленный на готовность ребёнка к обучению в школе.

Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что разработанная нами программа будет способствовать успешному формированию готовности детей к обучению в школе.

Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:

  1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе.
  2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.
  3. Разработать программу по формированию детей к обучению в школе.
  4. Проанализировать полученные результаты исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №12» города Ачинска. В исследовании принимало участие 15 учащихся 1 класса.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе

Готовность ребенка к школе – сложная, многокомпонентная задача, которая охватывает все сферы жизни будущего ученика и поэтому требует детального исследования, поскольку низость уровня формирования одного компонентов готовности к школе способна повлечь отставание в развитии других, а в дальнейшем – сложность адаптации к школе и возможные психологические проблемы у детей.

В отечественной психологии теория проработки проблемы по готовности к школе детей основывается на работах Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера и пр.[1]

Д.Б. Эльконин при обсуждении детской подготовленности к школе основным считал оформленность определенных предпосылок для учебной деятельности. В начале школьного возраста должна быть сформирована особая форма общения между детьми и взрослыми, которую М.И. Лисина называет «внеситуативно-личностное общение». Взрослый обретает непререкаемый авторитет, превращается в образец для подражания.

Важным шагом является введение Л.И. Божович понятия «внутренняя позиция школьника», призванного провести такой процесс как интеграция всех изменений в личности ребенка, обеспечив переход к младшему школьному возрасту.

Понятия относительно школьной готовности найти можно в работах Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной и прочих. [2]

При описании психологической готовности детей к школе основное внимание уделяется роли коммуникации в развитии ребенка. Выделены такие направления: отношение к сверстникам и к себе, уровень развития которых определяет степень подготовленности к школе. Все исследования подтверждают тот факт, что эффективное обучение в школе может иметь место только тогда, когда первоклассники обладают необходимыми и достаточными качествами подготовки на начальном этапе, развитие и совершенствование которых происходит в учебном процессе.

Среди многочисленных существующих психолого-педагогических теорий можно выделить общее для большинства из них – это три критерия школьной готовности: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Помимо того, мы считаем, требуется выделение также мотивационного критерия. На нынешнем этапе серьезное значение принадлежит мотивационной составляющей проблематики подготовленности к школе. Л.И. Божович внесла значительный вклад в процесс изучения данного вопроса, она выделила пару групп учебной мотивации:


- широта социальных мотивов обучения;

- мотивация, прямо связанная с текущей учебной деятельностью.

Формирование позитивного отношения к школе и мотивов обучения является одной из важных задач процесса готовности детей к школе. По мнению М.В. Лаврентьевой, при этом направлением для усилий должны стать три ключевые задачи:

- формирование у детей реальных представлений о школе и учебе;

- формирование благоприятного отношения к школе;

- формирование позитивного опыта в обучении.

В целях разрешения данных задач можно использовать разные методы работы: рисование школы и игры в нее, экскурсии по школе, рассказы о школе, просмотр картин, отражающих школьную жизнь, беседы об этом, чтение рассказов и заучивание стихотворений об учении и школе.

Имеются три группы проблем, отвечающих за неготовность к школе, и различные варианты игрового проведения их коррекции:

- с помощью сюжетно-ролевых игр происходит коррекция произвольного общения с взрослыми, что немаловажно для понимания образовательных задач, правильного осознания позиции учителя, его профессиональной роли;

- с помощью игры с определенными правилами происходит коррекция недостаточно развитого общения и взаимодействия с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справляться с прямыми и не справляться с косвенными задачами, потому что они привязаны к собственной позиции, не имея возможности посмотреть на ситуацию «другими глазами»;

- с помощью режиссерской игры появляется возможность корректировки специфического отношения к себе (неоправданно завышенную или заниженную самооценку).

«Готовность к школе – это набор специфических свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, которые необходимы детям для восприятия, обработки и усвоения образовательных стимулов в начале и в дальнейшем продолжении школьного образования»[3]. Готовность к школе должна рассматриваться как единое целое с широкими сетевыми связями: она всегда зависит от условий конкретной школы, качеств детей и профессиональной квалификации педагогов, работающих в школе.

Зачастую готовность к обучению в школе подразумевает только определенный уровень знаний, навыков, умений ребенка, что тоже само по себе важно, но концепция готовности к школе шире и разнообразнее. Показатели готовности детей к поступлению в школу могут быть условно представлены в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственного развития, физической и личностной (в том числе психологической) готовности.


Соответственно, начальной школой перед ребенком ставится очень сложная задача – овладение письменной речью, возникающей на основе устной речи и представляющей собой высшую стадию речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без относительно высокого уровня устной речи, развития слуховой и речевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного и начал логического мышления, а также определенной степени общего (в деятельности, личностного) развития ребенка. Задачи умственного развития на текущем этапе заключены в формировании всесторонне и адекватно развитой личности ребенка, формировании его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов деятельности, различных способностей у школьников. Особо стоит подчеркнуть важность методов обучения, которые в некоторых случаях неравномерно используются при обучении школьников в школе. Недооценка возрастной специфики детей школьного возраста может привести к значительному снижению эффективности учебного процесса, его мотивации, неполному использованию всех возможностей ребенка.

1.2 Особенности готовности детей к обучению в школе

Современная система образования претерпевает кардинальные изменения, вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, ведь современные выпускники детских садов, школ, институтов предъявляют совершенно иные требования к качеству образования. В системе начального общего образования внедрены федеральные государственные образовательные стандарты. Если учесть требования данного стандарта, то можно отметить, что существуют следующие требования к школьному образованию: требования к образовательным программам, требования к разработке образовательных программ в условиях, создаваемых учебными заведениями. Дети должны быть готовы к переменам, происходящим в сфере образования.

В связи с этими событиями интерес общества к вопросу готовности детей к школе не перестает расти. Сейчас необходимо сформировать у ребенка такие цели и ориентиры, как постоянный познавательный интерес к окружающему миру и инициативность, способность ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы и принимать ответственные решения. Кроме того, ребенок должен быть уверен в своих способностях и умении адекватно общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.


Основным условием готовности детей к школе является сформированность всех составляющих психологической готовности. Первым компонентом психологической готовности к школе является интеллектуальная готовность – «это соответствующая возрастному уровню зрелость всех психических познавательных процессов»[4].

Интеллектуальная готовность детей определяется через уровень развития познавательных процессов, в частности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Итогом интеллектуального развития школьника становятся высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые, он получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Важным критерием интеллектуальной готовности является «высокий уровень обучаемости», характерная особенность которого – умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Личностная готовность понимается как готовность ребенка к социальной позиции школьника, желание учиться в школе. Как правило, определяется сформированность данного компонента через беседу с ребенком, а также тесты школьной мотивации.

«Волевая готовность ребенка характеризуется оформлением у него основных элементов волевого действия: способности поставить цель, принять решение, наметить план действия, выполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия»[5]. Первостепенное значение в формировании воли в данном возрасте имеет формирование мотивов достижения цели, т.е. формирование принятия трудностей, связанных с достижением цели.

Вопрос волевой готовности – наиболее сложная проблема. Сложность состоит в том, что, с одной стороны, произвольное поведение рассматривается как новообразование младшего школьного возраста, развивающаяся в учебной (ведущей) деятельности, а с другой – слабое развитие произвольности препятствует началу школьного образования. Следующим компонентом психологической подготовки в школе является эмоционально-нравственная составляющая. Эмоциональная готовность – это способность адекватно воспринимать эмоции других людей и выражать свои эмоции на соответствующем возрасту уровне.