Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе
1.2 Особенности готовности детей к обучению в школе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: констатирующий этап
2.2 Программа по формированию готовности детей к обучению в школе
2.3 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: контрольный этап
Структура мероприятий программы
Занятие 1
Цель: создать хорошее настроение, сплотить ребят в группе, формировать внимание и память.
Включает упражнения и игры: «Теремок» (пальчиковая игра);
«Летает, не летает»; Игра «Отгадай-ка»; Игра «Не шевелись»; «А ну-ка повтори!»
Занятие 2
Цель: создать хорошее настроение, формировать внимание и память.
Включает упражнения и игры: «Что изменилось?», «Собери квадрат», «Четыре стихии», рисование запомнившихся игрушек.
Занятие 3
Цель: способствовать объединению детского коллектива, развивать память и внимание, наблюдательность, умение видеть другого.
Включает упражнения и игры: «Замри», «Закончи слово».
Занятие 4
Цель: развивать воображение, поддерживать эмоциональный настрой ребенка на работу, формировать наблюдательность, воображение, умение видеть другого и оценивать его результат.
Включает упражнения и игры: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов», «Назови соседей», «Запомни свое место».
Занятие 5
Цель: развивать воображение, поддерживать эмоциональный настрой ребенка на работу, формировать наблюдательность, воображение.
Включает упражнения и игры: «Найди такую же форму», «Пары слов», «Узорный диктант».
Занятие 6
Цель: корректировать эмоционально-волевую сферу, развивать сплоченность, ликвидировать барьеры в общении, развивать внимание, представление об окружающем мире, быстроту реакции.
Включает упражнения и игры: «Ветер дует», «Дорисуй фигуру», «Земля, воздух, вода, огонь», «Путаница».
Занятие 7
Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память.
Включает упражнения и игры: «Запомни картинки», Опасные предметы», «Запоминай-ка»
Занятие 8
Цель: развивать внимание, память, речевую активность.
Включает упражнения и игры: «Что появилось?», «Добавь слово», «Найди одинаковые предметы», «Веселые картинки»
Занятие 9
Цель: развивать логическое мышление, восприятие величины, формы и цвета предмета.
Включает упражнения и игры: «Сравни и покажи», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «На что похоже»
Занятие 10
Цель: развивать внимание, память, сосредоточенность, умение работать в малых группах, воспитывать культуру поведения по отношению к товарищам.
Включает упражнения и игры: «Кто ушёл?», «Что изменилось», «Повтори рисунок», «Паровоз», «Повторяй за мной»
Занятие 11
Цель: снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу, умение работать в команде.
Включает упражнения и игры: «Заколдованная тропинка», «Здравствуйте», «Приветствие с колокольчиком»
Занятие 12
Цель: улучшить психологическую готовность детей к школе, развивать умение быстро отвечать на вопросы, развивать речевую активность.
Включает упражнения и игры: «Викторина первоклассника»
«Отдельно следует оговорить работу с родителями, так как гармоничное развитие ребенка происходит только при условии активного участия его родителей в образовательном процессе»[11]. Поэтому важно, чтобы родители будущего первоклассника осознавали себя как родители будущего школьника и своего ребенка как будущего школьника, принимали его индивидуальность, учитывали темп развития своего ребенка, понимали собственный родительский настрой на переход своего ребенка к школьной жизни, понимали и разделяли с педагогами МБОУ всю ответственность в подготовке их детей к обучению в школе, помогали осуществлять определенные образовательные усилия, формировать положительное отношение к учителю, развивали собственные практические умения по обучению ребенка и способность решать разные педагогические задачи.
Данным задачам была посвящена в контексте нашей программы работа воспитателей группы с родителями. Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетенции родителей в области обучения детей. Основные формы взаимодействия с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Задачи:
1. Обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и поддержка каждой семьи с целью развития творчески самостоятельной личности.
2. Информировать родителей о ходе образовательного процесса.
3. Знакомить родителей с особенностями развития, с достижениями и трудностями детей данного возраста.
4. Проводить совместные с родителями мероприятия, способствующие созданию партнерских взаимоотношений между учителем и родителями.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Важным средством подготовки родителей к поступлению их детей в школу, по педагогическому просвещению являются родительские собрания, в особенности по следующей тематике: «Развитие дисциплинированности и положительного отношения к учебной деятельности» - март; «Итоги учебного года - апрель. Консультации для родителей на такие темы, как - «Развитие волевых качеств у детей » - март; «Как помочь ребенку учиться» - апрель.
Педагоги группы отмечают, что в целом родители интересовались вопросами подготовки их детей к обучению в школе, посещаемость родительских собраний была удовлетворительной, консультирование осуществлялось в основном индивидуально и по существующим вопросам и проблемам, которые испытывают дети в процессе подготовки к школе, однако были консультации по запросу либо вопросам родителей (в частности, по вопросам тренировки мелкой моторики рук, развитию усидчивости, внимания, по вопросам, связанным с работой логопеда). Работа групповой библиотеки осуществлялась сложно - методическую литературу было сложно «вручить» почитать родителям на выходные, поэтому было принято решение работать в этом направлении через наполнение сайта информацией методического характера, важной для родителей будущих первоклассников.
2.3 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: контрольный этап
После организованных мероприятий с детьми и родителями, направленных на формирование готовности детей к обучению в школе, мы организовали контрольное исследование с теми же детьми в количестве 15-ти человек, которые участвовали на констатирующем этапе с использованием тех же методик.
Тест «Самое непохожее» Л.А. Вагнера
Результаты исследования показали следующее: из 15 детей высокий уровень выполнения задания продемонстрировали 6 детей (39%), из них 4 девочки (26%) и 2 мальчика (13%) - было: 5 детей (33%), из них 4 девочки (26%) и 1 мальчик (7%); средний уровень показали 7 детей (46%), 2 девочки (13%) и 5 мальчиков (33%) - было: 8 детей (53%), из них 2 девочки (13%) и 6 мальчиков (40%); низкий уровень продемонстрировали также 2 ребенка (13%), из них 1 мальчик и 1 девочка. Улучшения по результатам методики наблюдаются у мальчиков, один из которых повысил свой уровень со среднего на высокий. Если сравнивать, какой из показателей фигуры при выполнении задания вызвал у ребят наибольшие затруднения, то это, прежде всего, размер при выборе непохожей фигуры (Сводная таблица результатов Приложение 3).
Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Результаты контрольного исследования показали следующее:
По первому вопросу «Ты хочешь ходить в школу?» из 15 детей все (100%) хотят идти в школу (было: «да» 14 (94%), «нет» 1 мальчик (6%));
Второй вопрос «Ты хотел бы еще на год остаться в детском саду (дома)?» показал, что все дети (100%) отказались, значит, мотивация идти в школу высокая (было: 14 (94%) не хотят больше оставаться в детском саду и 1 мальчик (6%) ответил положительно);
Третий вопрос «Чем тебе больше всего нравилось заниматься в детском саду (дома)? Почему?» 11 детей (73%) ответили: «учиться», «когда занятия», - из них 5 мальчиков (33%) и 6 девочек (40%) - было: 12 (80%) указали, что играть (поровну мальчиков и девочек), дружить - 1 (7%) мальчик, играть в компьютер дома - 2 (12%) - один мальчик и одна девочка. Заметные улучшения по мотивации к учебе очевидны, дети в большинстве своем выбрали занятия;
На четвертый вопрос «Ты любишь, когда тебе читают книги?» дети вновь единогласно ответили утвердительно;
По пятому вопросу «Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книгу?» все дети (100%) ответили утвердительно (было: 12 детей (80%) просят об этом взрослых сами, из них 5 (33%) мальчиков и 7 (47%) девочек; троим мальчикам (20%) взрослые читают по собственной инициативе). Очевиден явный прогресс в проявлении инициативы к узнаванию нового, в стремлении к познанию (Рисунок 4);
Рисунок 4 – Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по вопросу «Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книгу?»
Шестой вопрос «Какие у тебя любимые книги?» показал, что у 10 детей (67%), из них 3 мальчика (20%) и 7 девочек (47%), это сказки и у 5 мальчиков (33%) это приключения (было: у 10 детей (67%), из них 4 мальчика (26%) и 6 девочек (41%), это сказки, у одной девочки (7%) это стихи и у 4 мальчиков (26%) это приключения);
По седьмому вопросу «Почему ты хочешь ходить в школу?» дети ответили, что «хочу» - 6 детей (40%), из них поровну мальчиков и девочек; «чтобы стать умным» - 5 детей (33%), из них 3 девочки (20%) и 2 мальчика (13%); «хочу стать космонавтом» - 1 мальчик (7%); «хочу сам(а) читать и писать» - 3 ребенка (20%), из них 2 мальчика (13%) и 1 девочка (7%) - было: «хочу скорее вырасти» - 10 детей (67%), из них поровну мальчиков и девочек; «чтобы стать умным» - 2 мальчика (12%); «хочу стать космонавтом» - 1 мальчик (7%); «хочу сама читать и писать» - 2 девочки (12%);
На восьмой вопрос «Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?», варианты ответов ребят «да» - 2 ребенка (13%), поровну мальчиков и девочек, «нет» - 13 детей (87%), из них 7 мальчиков (47%) и 6 девочек (40%); (было: «да» - 11 детей (73%), из них 6 мальчиков (40%) и 5 девочек (33%); «нет» - 4 ребенка (26%), поровну мальчиков и девочек) (Рисунок 5);
Рисунок 5 – Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по вопросу «Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?»
Девятый вопрос «Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?» утвердительно ответили все дети (100%) - было: 11 детей (73%) ответили утвердительно, из них 4 мальчика (26%) и 7 девочек (47%); 4 мальчика (26%) - отрицательно);
По десятому вопросу «Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?» ребята в количестве 14 человек (93%), из них поровну мальчиков и девочек выразили протест против данного предложения, сказав, что хотят носить форму в школу, 1 мальчик (7%) согласился (было: это «устроит» 4 мальчиков (26%) и «не устроит» 11 детей (73%), из них 4 мальчиков (26%) и 7 девочек (47%). Аргументация несогласия была следующей: «хочу носить форму в школу», «хочу учиться в школе». Согласившиеся дети утверждали, что «можно писать и рисовать дома, не только в школе», «в школе нельзя играть в игрушки»);
Одиннадцатый вопрос «Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?» показал, что 13 детей (87%) захотели быть учениками и 2 девочки (13%) - учителями (было: 9 (60%) детей хотят быть учениками (из них 7 мальчиков (47%) и 2 девочки (13%)), а 6 (41%) - учителями (из них 1 мальчик (7%) и 5 девочек (34%)) (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по вопросу «Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?»
По двенадцатому вопросу «В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?» дети ответили, что «урок» - 13 детей (87%), из них 6 мальчиков (40%) и 7 девочек (47%); «перемена» - 2 мальчика (13%) (было: «урок» - 7 детей (47%), из них 2 мальчика (13%) и 5 девочек (34%); «перемена» - 8 детей (53%), из них 6 мальчиков (40%) и 2 девочки (13%)).
По результатам проведенной методики, очевиден результат проведенных мероприятий с детьми и их родителями. Из 15 детей уже 12 детей демонстрируют мотивационную готовность к школе (поровну девочек и мальчиков, а было на констатирующем этапе всего 4 ребенка (26%), из них поровну мальчики и девочки. Надо продолжить индивидуальную работу с двумя мальчиками и одной девочкой, а также с их родителями.
Вывод
В констатирующем эксперименте из 15 детей только 4 ребенка эмоционально и психологически готовы к обучению в школе, их волевая сфера развита в достаточной степени для освоения ведущего вида деятельности в школе учебного.
Занятия, организованные по программе в классе в целом прошли продуктивно, дети принимали в большинстве своем активное участие в них, особое внимание мы обратили на формирование познавательных процессов, позитивной мотивации к обучению в школе, формированию волевых качеств, а также работе с родителями.