Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе
1.2 Особенности готовности детей к обучению в школе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: констатирующий этап
2.2 Программа по формированию готовности детей к обучению в школе
2.3 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: контрольный этап
Ученый Л.A. Венгер в своей работе отметил, что «под понятием «быть готовым к школе» он понимает готовность ребенка к обучению во всех видах учебной деятельности»[6].
Вместе с этим стоит исследовать основные положения отечественных и зарубежных авторов по анализируемой проблеме.
Например, Л.И. Божович считает, что «это не что иное как набор уровней развития не только познавательных процессов и умственной деятельности ребенка, но и его способности представлять свое состояние в социальной позиции и способность регулировать различные виды деятельности в учебе»[7].
Несколько другой подход отражен в работе Д.Б. Эльконина. Он отметил, что «это определение относится к освоению социального опыта школьником и к формированию системы социальных отношений детей и взрослых, которые развиваются в процессе обучения»[8].
Значительный вклад в изучение этой проблемы внес Л.С. Выготский, который считает, что еще до школы ребенок должен обладать определенными способностями, и он должен быть психологически готов к школе. Только тогда, когда у детей сформируются все эти особенности, он успешно освоит учебный процесс.
Проанализировав различные подходы к исследуемой проблеме, следует отметить, что наука не имеет общего ее понимания. Большинство авторов по-своему определяют понятие «готовность к школьному обучению». Общепризнано только, что изучение проблематики готовности детей к школьному обучению происходит в рамках соответствия уровня детского развития требованиям образовательной деятельности.
К наиболее значимым в начальном школьном возрасте относится способность общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми вокруг ребенка. Именно в этот период своего развития складываются не только отношения с взрослыми, но происходит и гармонизация данных отношений. Школьники, взаимодействуя со сверстниками, понимают, кто в его окружении является лидером, а кто подчиненным. Взрослых людей дети воспринимают абсолютно по-другому, как учителей и наставников.
Таким образом, в начальном школьном возрасте у ребенка развиваются творческие способности, он проявляет способность к логическому и практическому мышлению, происходит формирование произвольного поведения, во время которого контролирует действия и занимается обдумыванием поступком, учится контролю над эмоциями. Именно в этот период активно формируется целостный взгляд на мир, ребенок способен сконцентрироваться, у него развиваются основные понятия морали и этики, чувство ответственности, развиваются такие личностные качества, как инициативность и целеустремленность.
Вывод
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всей типов деятельности ребенка (предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой), чем обеспечивается единство развития всех внутренних сил, мышления, волевых качеств, речи, творческих возможностей, усвоение норм этики и выработка нравственного поведения. Поэтому основное внимание родителей должно уделяться всестороннему развитию ребенка через специальные занятия.
Готовность детей к школе, как правило, определяется эмпирически посредством анализа уровня определенных компонентов, таких как интеллектуальная, личностная и волевая готовность, а также адаптивные особенности детей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: констатирующий этап
Исследование осуществлялось в МБОУ «Школа №12» города Ачинска. В 1»А» классе обучается 20 детей.
Для исследования степени готовности детей к обучению в школе нами были выбраны следующие методики:
- тест «Самое непохожее» Л.А. Вагнера;
- тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».
В день организации эмпирического исследования в исследовании приняли участие 15 детей (7 девочек и 8 мальчиков).
Тест «Самое непохожее» Л.А. Вагнера рассчитан на изучение мышления и восприятия детей. Из инвентаря необходимы восемь геометрических фигур: четыре круга - из них два синих (большой и маленький) и два красных (большой и маленький); четыре квадрата – из них два синих (большой и маленький) и два красных (большой и маленький). Ход методики: фигуры выкладываются перед ребенком в любом порядке, педагог просит внимательно рассмотреть фигуры, обратив внимание ребенка, что фигуры разные. Затем просит рассказать, чем эти фигуры отличаются, а сам фиксирует ответы ребенка. «В процессе рассказа ребенка педагогу возможно задавать вопросы наводящего типа, затем следует сделать обобщающий вывод о свойствах фигур»[9]. Затем педагог достает одну фигуру, выкладывает перед ребенком и просит найти самую непохожую на эту фигуру среди оставшихся, оговаривая, что она всего одна. Выбранную ребенком фигуру выкладывают рядом с непохожей и просят ребенка пояснить, почему он выбрал именно эту фигуру из всех оставшихся. Ответы ребенка записываются. Задание повторяется не менее двух-трех раз, т.е. педагог выбирает последовательно 2-3 образца, для которых ребенок ищет самую непохожую (Приложение 1).
Результаты исследования показали следующее: из 15 детей высокий уровень выполнения задания продемонстрировали 5 детей (33%), из них 4 девочки (26%) и 1 мальчик (7%); средний уровень - 8 детей (53%), из них 2 девочки (13%) и 6 мальчиков (40%); низкий уровень - 2 ребенка (12%), из них 1 мальчик и 1 девочка. В сравнении выполнения задания по каждой из попыток меньше всего ошибок было совершено на третьей попытке. Если сравнивать результативность выполнения задания по показателям пола, то лучшие результаты и меньшее количество ошибок допустили девочки, нежели мальчики. Если сравнивать, какой из показателей фигуры при выполнении задания вызвал у ребят наибольшие затруднения, то это, прежде всего, размер, затем форма, меньше всего ошибок было допущено по параметру «цвет фигуры» при выборе непохожей фигуры (Сводная таблица результатов (Приложение 1).
Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника» проводится с целью определения мотивации к обучению в школе. Ребенку задают 12 вопросов, ответы фиксируют, обрабатывая результаты методики, следует обращать внимание на восемь ключевых вопросов и ответы, демонстрирующие готовность к обучению в школе (Приложение 2).
По первому вопросу «Ты хочешь ходить в школу?» результаты следующие: из 15 детей утвердительно ответили 14 (94%) и 1 мальчик (6%) - отрицательно.
Второй вопрос «Ты хотел бы еще на год остаться в детском саду (дома)?» показал, что подавляющее большинство детей - 14 (94%) не хотят больше оставаться в детском саду и 1 мальчик (6%) ответил положительно.
Третий вопрос «Чем тебе больше всего нравилось заниматься в детском саду (дома)? Почему?» дал следующие результаты: большинство детей - 12 (80%) указали, что играть (поровну мальчиков и девочек), дружить - 1 (7%) мальчик, играть в компьютер дома - 2 (12%) - один мальчик и одна девочка (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Ответы на вопрос «Чем тебе больше всего нравилось заниматься в детском саду (дома)?
На четвертый вопрос «Ты любишь, когда тебе читают книги?» дети единогласно ответили утвердительно.
По пятому вопросу «Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?» результаты следующие: 12 детей (80%) просят об этом взрослых сами, из них
5 (33%) мальчиков и 7 (47%) девочек; троим мальчикам (20%) взрослые читают по собственной инициативе (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Ответы на вопрос «Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?»
Шестой вопрос «Какие у тебя любимые книги?» показал, что у 10 детей (67%), из них 4 мальчика (26%) и 6 девочек (41%), это сказки, у одной девочки (7%) это стихи и у 4 мальчиков (26%) это приключения.
По седьмому вопросу «Почему Ты хочешь ходить в школу?» дети ответили так: «хочу» - 10 детей (67%), из них поровну мальчиков и девочек; «чтобы стать умным» - 2 мальчика (12%); «хочу стать космонавтом» - 1 мальчик (7%); «хочу сама читать и писать» - 2 девочки (12%).
На восьмой вопрос «Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?», варианты ответов ребят распределились следующим образом: «да» – 11 детей (73%), из них 6 мальчиков (40%) и 5 девочек (33%); «нет» – 4 ребенка (26%), поровну мальчиков и девочек.
Девятый вопрос «Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?» показал следующие результаты: 11 детей (73%) ответили утвердительно, из них 4 мальчика (26%) и 7 девочек (47%); 4 мальчика (26%) - отрицательно.
По десятому вопросу «Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?» ребята выбрали следующие ответы: это «устроит» 4 мальчиков (26%) и «не устроит» 11 детей (73%), из них 4 мальчиков (26%) и 7 девочек (47%). Аргументация несогласия была следующей: «хочу носить форму в школу», «хочу учиться в школе». Согласившиеся дети утверждали, что «можно писать и рисовать дома, не только в школе», «в школе нельзя играть в игрушки».
Одиннадцатый вопрос «Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?» показал, что 9 (60%) детей хотят быть учениками (из них 7 мальчиков (47%) и 2 девочки (13%) , а 6 (41%) - учителями (из них 1 мальчик (7%) и 5 девочек (34%)) (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Ответы на вопрос «Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?»
По двенадцатому вопросу «В игре в школу, что у нас будет длиннее - урок или перемена?» дети ответили так: «урок» - 7 детей (47%), из них 2 мальчика (13%) и 5 девочек (34%); «перемена» - 8 детей (53%), из них 6 мальчиков (40%) и 2 девочки (13%).
По результатам проведенной методики, по третьему вопросу никто из ребят не назвал, что им больше всего в детском саду (дома) нравились те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.). За исключением ответов на третий вопрос, «внутренняя позиция школьника» сформирована у 4 детей - двух мальчиков и двух девочек. Наибольший «отсев» был по вопросам: №5 «Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?»; №10 «Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?»; №11 «Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?». Таким образом, из 15 обследованных детей только 4 ребенка (26%) мотивированы к обучению в школе, из них поровну мальчики и девочки.
По результатам двух методик мы пришли к выводу, что из 15-ти детей только 4 ребенка эмоционально и психологически готовы к обучению в школе, их волевая сфера развита в достаточной степени для освоения ведущего вида деятельности в школе учебного. Оставшиеся 11 детей, особенно мальчики, нуждаются в коррекции их познавательных, мотивационных и морально-волевых процессов, необходимых первокласснику для успешного освоения школьной программы и безболезненной адаптации к школе, классному коллективу и учебной деятельности.
2.2 Программа по формированию готовности детей к обучению в школе
Исходя из результатов проведенного исследования очевидно, что необходимо усилить работу по формированию готовности детей к обучению в школе. С этой целью нами была разработана и частично апробирована программа «Я пришел в школу» по формированию готовности детей к обучению в школе для 1 класса МБОУ «Школа №12» города Ачинска.
Программа «Я пришел в школу»
«В век высоких требований к организации обучения необходимо искать новые, адаптированные к современным условиям жизнедеятельности человека и его развитию психолого-педагогические подходы, способствующие приведению методов обучения в соответствие с требованиями жизни»[10]. В данном ключе проблема готовности детей к обучению в школе имеет важное значение ввиду зависимости с успешностью последовательного обучения в условиях общеобразовательного учреждения. Программа рассчитана на комплекс тренинговых занятий, способствующих подготовке детей к школьному обучению и развивающих важные психические характеристики (мышление, внимание, память, воображение), речь, увеличивающих словарный запас, тренирующих мелкую моторику руки и подготавливающих к письму. Вместе с тем занятия способствуют развитию чувственно-эмоциональной сферы детей, укреплению навыков общения, взаимодействия в процессе общей деятельности, формированию осознанного поведения.
Реализация программы включает в себя: диагностический этап (обнародование сложностей и проблем по результатам проведенного нами исследования, а также ознакомление с результатами контрольного этапа исследования); консультативный этап (ознакомление родителей с результатами обследования их ребенка, определение индивидуальной работы над выявленными сложностями); просветительская работа - проводится в течение действия программы (рассчитана на работу с родителями и детьми по подготовке последних к школе, на информационное обеспечение уголка группы); цикл групповых занятий (с целью формирования готовности к школьному обучению и положительной мотивации к школе и статусу ученика). Программа рассчитана в реализации на 4 месяца (февраль, март, апрель, май), всего 12 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю, некоторые упражнения в случае необходимости возможно повторять, продолжительность занятия стандартная.