Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе
1.2 Особенности готовности детей к обучению в школе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: констатирующий этап
2.2 Программа по формированию готовности детей к обучению в школе
2.3 Исследование степени готовности детей к обучению в школе: контрольный этап
Контрольный этап исследования продемонстрировал, что разработанная нами и внедренная в учебно-воспитательную работу с детьми и их родителями программа является эффективной в подготовке детей к обучению в школе, поскольку развивает их мотивационную сферу, личностное представление себя как будущих учеников и эмоционально-волевую сферу, помогающую в освоении нового вида деятельности – учебы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологической науке выделяются три компонента готовности детей к обучению в школе: волевая, личностная, интеллектуальная.
Под интеллектуальной готовностью понимается уровень развития познавательных процессов, в частности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Итогом интеллектуального развития ребенка становятся высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые, он получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Важным критерием интеллектуальной готовности является «высокий уровень обучаемости», характерная особенность которого - умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Личностная готовность понимается нами как готовность ребенка к социальной позиции школьника, желание учиться в школе. Волевая готовность ребенка характеризуется оформлением у него основных элементов волевого действия: способности поставить цель, принять решение, наметить план действия, выполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
В нашей работе было проведено исследование готовности детей к обучению в школе. По результатам диагностики мы пришли к выводу, что из 15 детей только 4 ребенка эмоционально и психологически готовы к обучению в школе, их волевая сфера развита в достаточной степени для освоения ведущего вида деятельности в школе учебного. Оставшиеся 11 детей, особенно мальчики, нуждаются в коррекции их познавательных, мотивационных и морально-волевых процессов, необходимых первокласснику для успешного освоения школьной программы и безболезненной адаптации к школе, классному коллективу и учебной деятельности.
Для повышения интеллектуальной, волевой, личностной готовности детей к обучению в школе мы разработали и частично апробировали программу «Я пришел в школу».
Количественно-качественный и статистический анализ проведенного экспериментального исследования показал, что уровень готовности детей повысился после формирующего эксперимента.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, гипотеза о том, что разработанная нами программа будет способствовать развитию готовности детей к обучению в школе подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» / СПС Консультант.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) / СПС Консультант.
- Белова Л. В. В семье первоклассник. – М.: Инфра-М, 2015. – 61 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 2016. – 352 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности. – М.: Воронеж, 2015. – 164 с.
- Браташникова И.А., Браташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. – Харьков: Фолио, 2015. – 414 с.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо, 2017. – 315 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 2015. – 164 с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: Педагогика, 2015. – 115 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2016. – 295 с.
- Екжанова Е.А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению. – СПб.: Изд-во «КАРО», 2015. – 80 с.
- Маралов В.Г., Сатаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. – М.: Прометей, 2016. – 220 с.
- Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1989. – 137 с.
- Салмина Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: МГППУ, 2015. – 210 с.
- Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – 2017. – №1. – С. 173-178.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: МГУ, 2015. – 128 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: МГУ, 2015. – 286 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 228 с.
Приложение 1
«Самое непохожее» Л.А. Вагнер
Цель: изучение мышления и восприятия детей.
Инвентарь: 8 геометрических фигур, разных по форме, цвету, размеру.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой); 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Дети 7-8 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма – и ориентируются на все эти параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Ниже среднего – преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух.
Взрослый раскладывает перед ребенком все вышеназванные фигуры в произвольном порядке (смотрите второй рисунок с фигурами), можно их все положить и в один ряд.
Далее взрослый предлагает ребенку рассмотреть фигуры, лежащие перед ним. Он обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит рассказать, чем они отличаются друг от друга.
Необходимо проследить, чтобы были названы все отличительные признаки фигур: цвет, форма, размер. Ребенок может назвать их более доступным для себя способом. Например: одни большие фигурки, а другие маленькие; эти круглые, а эти квадратные; одни красного цвета, а другие синего.
Можно помочь ребенку наводящими вопросами. Например, взрослый берет два круга одного цвета (две фигуры, отличающиеся по одному признаку) и спрашивает у ребенка, чем они отличаются (размером: один большой, а другой маленький). Подобным образом отмечаются и другие отличительные признаки.
Потом делается обобщающий вывод о том, что здесь есть фигуры красные и синие, круглые и квадратные, маленькие и большие.
После этого взрослый одну из фигур (в данном случае не имеет значения, какую именно) достает из общего ряда и кладет перед ребенком. При этом ребенку дается заданий - найти самую непохожую на эту фигуру среди всех остальных. Также уточняется, что здесь есть только одна самая непохожая фигура.
Выбранную ребенком фигуру взрослый кладет рядом с исходной и спрашивает его о том, почему он выбрал именно эту фигуру, почему именно она, по его мнению, самая непохожая. Ответы ребенка фиксируются.
Задание повторяется не менее 2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую фигуру для 2-3 образцов.
Оценка результата проводимого обследования
Высокий уровень выполнения задания. Ребенок при выборе самой непохожей фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака и называл один или два.
Средний уровень выполнения задания. Ребенок в большинстве случаев делал выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называл один.
Низкий уровень выполнения задания. Ребенок ориентировался в основном на один признак, не называя его.
Сводная таблица результатов по методике «Самое непохожее»
Ребенок \ образец |
№1 |
№2 |
№3 |
Цвет/форма/размер |
Цвет/форма/размер |
Цвет/форма/размер |
|
Кристина М. |
+/+/+ |
+/-/+ |
+/+/+ |
Ева И. |
-/+/+ |
-/+/+ |
+/-/+ |
Настя З. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Ильнара Г. |
-/+/- |
-/+/- |
+/+/- |
Мирослава О. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Надя А. |
+/-/+ |
+/-/+ |
+/+/+ |
Вика Ж. |
+/-/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Ваня К. |
+/+/- |
+/+/+ |
+/+/- |
Матвей Ч. |
-/+/+ |
-/+/+ |
+/+/+ |
Илья Ц. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Рома И. |
-/+/- |
-/+/- |
+/+/- |
Проша Ж. |
+/+/- |
+/+/- |
+/+/+ |
Алёша И. |
+/-/+ |
+/-/+ |
+/-/+ |
Артем Ч. |
+/-/- |
+/+/- |
+/+/- |
Паша Б. |
+/-/+ |
+/-/+ |
+/-/+ |
Приложение 2
Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Цель: определить мотивацию ребенка к обучению в школе
Инструкция: задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
Вопросы:
- Ты хочешь ходить в школу?
- Ты хотел бы еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Чем тебе больше всего нравилось заниматься в детском саду (дома)? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книги?
- Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книгу?
- Какие у тебя любимые книги?
- Почему ты хочешь ходить в школу?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
- Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
- В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?
Анализ полученных ответов по тесту-опроснику:
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими.
№ 1 - Хочу идти в школу.
№ 2 - Не хотел бы еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 - Сам прошу, чтобы мне прочитали.
№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 - Хочу быть учеником.
№ 12 - Пусть будет длиннее урок.
Приложение 3
Результаты контрольного этапа эксперимента
Сводная таблица по результатам теста «Самое непохожее» Л.А. Вагнера
Ребенок \ образец |
№1 |
№2 |
№3 |
Цвет/форма/размер |
Цвет/форма/размер |
Цвет/форма/размер |
|
Кристина М. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Ева И. |
-/+/+ |
-/+/+ |
+/+/+ |
Настя З. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Ильнара Г. |
-/+/- |
+/+/- |
+/+/- |
Мирослава О. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Надя А. |
+/-/+ |
+/-/+ |
+/+/+ |
Вика Ж. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Ваня К. |
+/+/- |
+/+/+ |
+/+/- |
Матвей Ч. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Илья Ц. |
+/+/+ |
+/+/+ |
+/+/+ |
Рома И. |
-/+/- |
+/+/- |
+/+/- |
Проша Ж. |
+/+/- |
+/+/- |
+/+/+ |
Алёша И. |
+/-/+ |
+/-/+ |
+/-/+ |
Артем Ч. |
+/+/- |
+/+/- |
+/+/- |
Паша Б. |
+/+/+ |
+/-/+ |
+/-/+ |