Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 711

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.2 Схема интеллект-карты

Типичные ошибки составления ментальных карт

1. Созданные "ментальные карты" по сути, таковыми не являются поскольку

содержат неупорядоченные данные, что приводит к путанице ассоциаций, не связанных между собой.

2. Используются сложные фразы или целые предложения. Помните -ключевое слово воспринимается сразу в отличие от фразы текста!

3. Порядок – не всегда служит признаком качества. Если нет времени, возможности разложить по полочкам возникающие в голове аспиранта ассоциации, то в интеллект-карте возникнет сумбур, хотя чисто внешне порядок создания ментальной карты воспроизведён.

4. Учащиеся опускают руки при первой же неудаче. Если созданная интеллект-карта не учитывает какие-либо особенности темы и недостаточно структурирована, то её надо рассматривать в качестве черновика, на основе которого следует проводить коррекцию, добавления, исправления, совершенствования.
Работа над рефератом, презентацией, эссе

Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Реферат - достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения.

Реферат первоисточника - реферат, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность или соответствующие задаче реферирования. Обзорный реферат - реферат, обобщающий некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов.

Для выполнения реферативной работы аспирантам предлагается внеаудиторная работа в библиотеке по избранной теме и в компьютерном классе, проведение индивидуальных консультаций с преподавателем при подготовке и рецензировании своей работы. Темы реферативных работ представлены в параграфе 2.5.

Работа над рефератом начинается с выбора темы реферата, знакомства с критериями оценки реферата. Структура, содержание, оформление реферата должны соответствовать общепринятым требованиям – стандарту.


Традиционная структура реферата:

  • оглавление;

  • введение;

  • содержательная часть - несколько глав (от 2 до 5);

  • заключение;

  • список литературы (или библиографический список).

Каждая из этих частей начинается с новой страницы.

Во введении реферата должны быть: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; цель анализа данной проблемы и значение её решения в теоретическом и практическом плане, краткая характеристика структуры реферата - план (например, введение, три главы, заключение и библиография); краткая характеристика использованной литературы. Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.

В содержательной части рассматриваются современные представления по рассматриваемой теме, проводится анализ основных материалов по проблеме, приводятся схемы, графики, рисунки, иллюстрирующие текстовые данные. По тексту даются ссылки [номер в списке литературы] на использованную литературу. Главы реферата могут делиться на параграфы. Главы можно заканчивать выводами (хотя для реферата это и не обязательно). Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах реферата. Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, в научных текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении. Имена собственные (фамилии, наименования организаций, изделий и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция (транслитерация) собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании. Объем реферата зависит главным образом от объема первичного документа, однако, зависимость эта не прямая. Максимальный объем реферата монографии в несколько сот страниц или большого сборника статей обычно ограничиваются пятью-шестью машинописными страницами. Реферат статьи из специального журнала (20—30 страниц) не превышает двух-трех машинописных страниц. На реферат статьи меньшего объема (до 10 страниц) отводится около одной машинописной страницы.

В заключении должны быть ответы на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.

Список литературы у реферата должен составлять от 4 до 10 позиций. Сюда входят нормативные акты, книги, научная периодика, интернет-источники.



Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе, которые регламентируются государственными стандартами.

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста  - «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое — 10 мм, верхнее, нижнее и левое - 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ - 8-12 мм, одинаковый по всему тексту.

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист включают в общую нумерацию). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляют.

Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа - информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Библиография. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов автора и

а) названия статьи, названия журнала, года, тома, номера, страниц;

б) названия монографии, города, издательства, года издания, количества страниц;

в) названия статьи, год, [Электронный ресурс] Адрес доступа: указывается адрес сайта в Интернете.

Примеры:

Книга, имеющая не более трех авторов:

Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса: уч. пособие/ В. А. Белогурова – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 511 с.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Психология и педагогика: становление, ценности и приоритеты: монография// [ А. И. Артюхина, Н. А. Боброва, В. Г. Визер и др.] под общ. ред. О. И. Кирикова.-Кн.10.-Воронеж: ВГПУ, 2011.- 174 с.


Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. – М., 2000. - Гл. 13. - С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин О. В. Нравственные основы теории государства и права / О. В. Мартышин // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов В. У. Модель Москвы [Электронный ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / В. У. Сидыганов, С. Ю. Толмачев, Ю. Э. Цыганков - Версия 2.0. - М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Лукацкий М. А. Педагогическая наука: история и современность [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. А. Лукацкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 448 с. – Режим доступа: http:// studmedlib.ru

Завершив работу над рефератом, вы можете проверить его соответствие критериям оценки, которые представлены в таблице 7.

Реферативная работа докладывается (не зачитывается!) на семинарском занятии по данной теме. Аспирант должен быть готов к защите своей работы перед лицом товарищей – свободно ориентироваться в материале, отвечать на вопросы. Этот вид самостоятельной работы аспирантов проводится по индивидуальному графику.

При написании рефератов наиболее часто встречаются следующие недостатки:

- отсутствие плана работы;

- теоретические вопросы рассматриваются в отрыве от практики;

- отсутствуют ссылки на источники (список в конце работы);

- выводы формулируются нечетко (либо отсутствуют совсем).

Доклад на занятии по продолжительности должен занимать не менее 5 минут и быть не более 10 минут. Докладчик должен четко сформулировать проблему, которая послужила основой для выступления. В конце выступления следует сделать вывод, подводящий итог сказанному, выделяющий главное. В качестве поясняющего и иллюстративного материала докладчик может использовать схемы, графики, таблицы, мультимедийную презентацию

Таблица 7.

Критерии оценки реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста


- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы



- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников



- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению


- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность


- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.



Презентация знаний означает представление их окружающим. Не только знать, но и уметь показать, что ты знаешь. Ведь важно не только знать материал, но и уметь им воспользоваться в нужное время. Презентация – выбор аспирантом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо вопроса, рассматриваемого в презентации. Время презентации 8-10 мин., оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.

Эссе — это небольшое сочинение, в котором автор в свободном стиле (близком к публицистическому) описывает решение определенной проблемы, однако не претендует на звание истины в последней инстанции. Эссе - вид учебной деятельности – самостоятельное сочинение-размышление аспиранта над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. Для эссе характерно четкое изложение сути поставленной проблемы и должно включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, авторскую позицию по поставленной проблеме. Целью написания эссе являются развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, практическое применение важных фундаментальных навыков и способностей аспирантов:

  • понять, реконструировать и анализировать сложные аргументы;

  • убедительно представить собственную точку зрения;

  • выразить свои мысли ясным, доступным языком и хорошо организованным способом.

В структуре эссе мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, причём каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами (аргументами). Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли:

  • Вступление

  • Тезис – аргумент

  • Тезис – аргумент

  • Тезис – аргумент

  • Заключение

Вступление даёт обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

Основная часть – содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.