Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оплачивает налог при покупке), а налогоносителем — фирма, которая произвела этот товар или услугу (она вы­плачивает налог государству). Неслучайно в Системе национальных счетов данный вид налогов называется косвенными налогами на бизнес.

В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступ­лений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с пе­реходной экономикой — косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от на­логообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать ко­свенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизи­ровать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные.

Автономные (или аккордные) налоги(autonomous taxes — Ťx) — это на­логи, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Подоходные налоги(income taxes) — это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых опре­деляется по формуле t х Y, где tналоговая ставка, Yсовокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Налоговая функция (сумма налоговых поступлений) имеет вид

I

Различают среднюю и предельную ставку налога.

Средняя ставка налога (average tax rate) — это отношение налоговой сум­мы к величине дохода, выраженное в процентах:



Предельная ставка налога (marginal tax rate) — это процентное отноше­ние величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу:



Предположим, что в экономике действует такая система налогообложе­ния, при которой доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. долл. — по ставке 50%. Если человек получает 60 тыс. долл. дохо­да, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 х 0,2 + 10 х 0,5 = 10 + 5 = 15), т.е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т.е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет рав­на 15/60 = 0,25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5/10 = 0,5 или 50%.


Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономиче­ской налоговой функции, представляет собой предельную налоговую став­ку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональные, про­грессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма нало­га пропорциональна величине дохода (табл. 10.1).


Таблица 10.1. Пропорциональный налог


Доход, долл.

Налоговая ставка, %

Сумма налога, долл.

100

10

10

200

10

20

300

10

30


Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в неко­торых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере со­кращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохо­да по мере его роста (табл. 10.2).
Таблица 10.2. Прогрессивный налог


Доход, долл.

Налоговая ставка, %

Сумма налога, долл.

100

10

10

200

12

24

300

15

45


Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог33. Такая система налогообложения в максимальной степе­ни способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста до­хода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в ви­де налога, сокращается (табл. 10.3).
Таблица 10.3. Регрессивный налог


Доход, долл.

Налоговая ставка, %

Сумма налога, долл.

100

15

15

200

12

24

300

10

30



Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму на­лога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко34. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрес­сивный характер, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог — это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем боль­ше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные нало­ги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.
10.3. Воздействие налогов на экономику
Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
Воздействие налогов на совокупный спрос
Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают кос­венное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов поэтому к сдвигу кривой ADвправо (от AD1до AD2на рис. 10.1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может ис­пользоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безрабо­тицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).




Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос
Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1до AD2на рис. 10.1, б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1до Р2) и объема выпуска (от Y1до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика "перегрета", в качестве антиинфляци­онной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации эко­номики может использоваться увеличение налогов.
Воздействие налогов на совокупное предложение
Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов к росту де­ловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Ро­нальда Рейгана, один из основоположников концепции "экономики пред­ложения" (supply-side economics) Артур Лаффер (Arthur Laffer). Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость (рис. 10.2)35.



Рис. 10.2.Кривая Лаффера
В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции



где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Yуро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.



Рис. 10.3.Воздействие снижения налогов на совокупное предложение
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tonm), при которой налоговые поступления максимальны (Тхтах). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налого­вые поступления сократятся (до