Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
банк хочет уменьшить предложение денег, он начинает продавать государ­ственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и ихцена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их покупку привлекательной для коммерческих банков и населения. И наоборот, ес­ли центральный банк решает увеличить предложение денег, он начинает по­купать государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, поэтому цена повышается. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, посколь­ку это позволяет получить доход (capital gain) за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она теперь может быть продана центральному банку.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъя­тия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действу­ют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
9.3. Виды монетарной политики
Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдержи­вающую.

Стимулирующая монетарная политика (expansionary monetary policy) проводится в период спада, имеет целью "взбадривание" экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении цент­ральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

• снижение нормы обязательных резервов;

• снижение учетной ставки процента;

• покупка центральным банком государственных ценных бумаг.



Рис. 9.2. Виды монетарной политики
Рост предложения денег (рис. 9.2, а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1до AD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1, до потенциального объема выпуска Y* и, сле­довательно, служит средством преодоления рецессии и использования ре­сурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика
(contractory monetary policy) про­водится в период бума, "перегрева" экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании цент­ральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым отно­сятся:

• повышение нормы обязательных резервов;

• повышение учетной ставки процента;

• продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег (рис. 9.2, б) сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1до AD2), что обеспе­чивает снижение уровня цен от P1 до Р2(поэтому выступает антиинфляци­онной мерой) и возвращение величины выпуска Y1к своему потенциально­му уровню Y*.
9.4. Воздействие монетарной политики на экономику
Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом (money transmission mechanism). Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денеж­ным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, централь­ный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег умень­шается, ставка процента растет (см. рис. 9.1, а). Соответственно, если пред­ложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы, и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем вы­пуска.



Рис. 9.3. Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика "дешевых денег")
Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис. 9.3) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия => цен­тральный банк покупает государственные ценные бумаги => резервы ком­мерческих банков увеличиваются => банки выдают больше кредитов => Предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предло­жения денег вправо от

М1Sдо М2Sна рис. 9.3, а) => ставка процента (цена кредита) падает (от R1до R2) =>фирмы с удовольствием берут более де­шевые кредиты => величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 на рис. 9.3, б) => совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1до AD2на рис. 9.3, в) => объем выпуска растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая в период спада, называется по­литикой "дешевых денег" и соответствует стимулирующей монетарной по­литике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.

Политика, проводимая центральным банком в период бума ("перегрева") и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой "дорогих денег" и соответствует сдержи­вающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующим образом. Эко­номика "перегрета" => центральный банк продает государственные ценные бумаги => резервы коммерческих банков сокращаются => кредитные возмож­ности банков уменьшаются => предложение денег мультипликативно сокра­щается (сдвиг кривой предложения денег влево от М1Sдо М2Sна рис. 9.4, а) => ставка процента (цена кредита) растет (от R1до R2)=> спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает => величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 на рис. 9.4, б) => совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1до AD2на рис. 9.4, в) => объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уров­ню Y*, а уровень цен падает (от Р1до Р2).



Рис. 9.4. Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика "дорогих денег")
В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.
ТЕМА 10. Налоги
10.1. Налоговая система и принципы налогообложения
Налог — это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги32. Налоги появились с возникновением государст­ва, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.
Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основны­ми из которых являются:

• определение правил ведения экономической деятельности — "правил игры" (антимононопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, прав потребителей и др.);

• поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

• производство общественных благ (обеспече­ние безопасности, правопорядка, образования, здра­воохранения, развития фундаментальной науки);

• проведение социальной политики (социальное обеспечение малоиму­щих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);

• борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая по­литика и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступа­ют налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, нало­ги представляют собой основной инструмент перераспределения национально­го дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

субъект налогообложения (кто должен платить налог);

объект налогообложения (что облагается налогом);

налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики ею является величина совокупного (национального) дохода Y. Чтобы рассчитать сумму налога (Тх), следует величину налогооб­лагаемой базы (Y) умножить на налоговую ставку (t):



Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его великом произведении "Исследование о природе и причинах богатства на­родов", опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);


удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удоб­но налогоплательщику, а не налогосборщику);

недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превы­шать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы эффек­тивности и справедливости. Налоговая система должна обеспечивать эффек­тивность на микроуровне (уровне отдельного производителя), способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие раз­ные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подра­зумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).
10.2. Виды налогов
Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги (direct taxes) — это налоги на доходы от факторов про­изводства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся:

• личный подоходный налог (в развитых странах он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);

• налог на прибыль;

• налог на наследство;

• налог на имущество;

• налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог госу­дарству) — это один и тот же агент.

Косвенные налоги (indirect business taxes) — это налоги на товары, услу­ги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или ус­луги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фикси­рованная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:

• налог на добавленную стоимость — НДС (этот налог имеет наиболь­ший вес в налоговой системе России);

• налог с оборота;

• налог с продаж;

• акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алко­гольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха);

• таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель — это разные агенты. Налогоплательщиком является поку­патель товара или услуги (именно он